На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня четверг, 18 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас
Ольга Викторовна Таран,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 18 Дзержинского района
г. Новосибирска

Формирование интереса школьников к культуре и традициям родного народа

Стремительно мчится время. Меняется облик нашего города. На месте, где ещё недавно стояли деревянные домики, появляются красивые высотки. Одна за другой. И нет одинаковых. Среди темных серых зданий всё больше и больше радующих глаз ярких пятен.

Но, не знаю почему, иногда хочется, чтобы взгляд остановился на резном наличнике, узоре, который с любовью подобрал мастер. Хочется зайти во дворик, живущий своей, отличной от городской суеты, жизнью, прогуляться по ухоженным дорожкам тихого парка, посидеть в тишине.

Хочется выбраться из каменного мешка и вдохнуть полной грудью воздух, наполненный ароматом полевых трав.

Последние несколько лет стали много говорить о бездуховности. Она не возникла вдруг и сразу. Она постепенно обволакивала души людей, все глубже и глубже проникая в сознание. На глазах исчезали с лица Земли святыни, оберегаемые и хранимые прежде.

Помню, как много лет назад гул нарушил тишину. Он пронесся по улицам поселка, сопровождаемый стоном многих людей. Затем повторился ещё раз и затих. Но долго нарушали тишину вздохи селян, собравшихся возле церкви. И слёзы катились из их глаз.

Белокаменная красавица была построена на пожертвования, каждый хотел внести свой вклад в строительство. Со всех окрестных деревень везли яйца, которые добавляли в раствор, чтобы крепче были стены. И вот кем-то было принято решение сначала закрыть церковь, а потом и разрушить её. Одним росчерком пера полетели купола на землю. Зачем? Этот немой вопрос застыл в глазах людей на многие годы.

Церковь всегда притягивала к себе внимание. Подъезжая к Колывани, радостно сжималось сердце при виде куполов с золочеными крестами. Место для строительства выбрали очень удачно – на пригорке, чтобы издалека видно было. Со всех сторон к церкви вели дорожки, похожие на солнечные лучи. Каждое утро бабушки, повязанные белыми платочками, заслышав колокольный звон, спешили помолиться богу за детей, которые не вернулись с войны, за внуков, подрастающих без отцов. Просили наставить сбившихся на путь истинный. И вот в один миг это место стало руинами.

Современная жизнь делает людей жестче, некогда оглянуться, посмотреть вокруг себя. Мы все летим и летим куда-то, не задумываясь о том, что по дороге можем сбить кого-нибудь, и не заметить этого.

Понадобилось двадцать лет, чтобы в людях проснулась генетическая память – животрепещущая сила, устремленная в будущее. Вновь зазвучали колокола и заспешили старые и молодые к вновь отстроенной церкви с сохраненными иконами, заспешили помолиться богу за прозрение людей, за внуков и правнуков, которым жить на этой земле, за людей, бескорыстно творящих добро, сохраняющих великие свершения предков.

Очень хорошо, что уже не один год в нашем городе ведется работа по восстановлению утерянных ценностей, духовного богатства, которое веками, по крупицам, собирали наши предки. Всё хорошее передавалось из поколения в поколение, снова и снова проверялось опытом и становилось традицией. В искусно вышитых рушниках, вязаных салфетках, вырезанных из дерева узорах, затейливых каменных изгибах отражена душа народа. Его представление о прекрасном.

Помнить традиции необходимо, потерять их мы не имеем права. Как эстафету, должны передавать добро, оставленное предками, их великие свершения нашим детям.

В ходе решения задач формирования духовного облика личности ребенка возникла потребность в возникновении новых форм и методов, которые помогут «вернуть общество к нравственной жизни, если начать с изучения и внедрения высоконравственной, исторически утвердившейся культуры народа». Приобщение учащихся к истокам культуры предков включает в себя изучение народной философии, обрядов, народных ремесел. Всё это позволит детям познакомиться с традициями и осмыслить их глубинную суть, будет способствовать воспитанию демократически ориентированной, творческой личности, одухотворенной народными идеалами добра и мира, культурными и духовными ценностями.

Музей старины, по моему мнению, является одним из средств, способных преобразить и духовно гармонизировать личность.

Недавно школе № 18 Дзержинского района открылся музей «У истоков». Пять лет учителя с учениками собирали старинные вещи, изучали документы, старые фотографии. Сколько было радости, когда кто-нибудь приносил ранее пылившиеся на чердаках экспонаты, рассказывал истории найденных вещей. А как все старались приблизить момент открытия экспозиций!

И вот музей принял первых посетителей.

Входя в небольшое помещение, мы совершаем увлекательное путешествие в мир наших прабабушек и прадедушек.

Вот горница. В углу – икона. На стенах висят мастерски расшитые рушники, хранящие тепло бабушкиных рук, стоят сундуки, будто совсем недавно закрытые какой-то модницей. Тут и лапти, и плетеные сумочки, которым уже более ста лет.

Далее проходим в избу. Вот утюги, которые нагревались с помощью углей. И сколько же нужно было ловкости и умения, чтобы не запачкать сажей белоснежный воротничок! Вот ухват, чудом сохранившаяся деревянная лопата, крынки, ступки, сечки, корыта, в которых, казалось, ещё недавно рубили капусту. Есть здесь и прялка, привезенная из Алтайского края, и маслобойка, и колокольчики с именем мастера, который их изготовил.

Третья экспозиция – комната 30-50-х годов. Будто перед нами кадры из старого кино. Этажерка, ткацкий станок, машинка «Зингер», чемоданы, множество статуэток и, конечно, самовар с баранками.

Но в нашем музее представлены не только старинные вещи. Здесь история и современность соседствуют рядом. Девочкам, познакомившимся с одеждой, которую носили наши бабушки и прабабушки, захотелось самим создать русский костюм – точную маленькую копию настоящего наряда.

Так появились глиняные, а потом и шитые куклы в русских национальных платьях. Стоят они в ряд, и, кажется, вот-вот оживут, пойдут водить хоровод, и польется задушевная русская песня.

Нельзя не отметить и выставку «Ох уж эти валенки!» В руках детей обыкновенные валенки превратились в игрушки. Здесь и улыбающийся заяц, тянущийся к морковке, и мышка в сарафане, и собака Шарик, и кот Матроскин…

Рядом – русские головные уборы, которые носили в разных районах нашей страны.

В южных девушки носили сороку, кичку – головные уборы яркой цветовой гаммы с золотистыми вставками; в северных – более приглушенных тонов, обильно украшенные жемчугом, жемчужной сеткой, золотошвейным узором, мерцающим как июньская северная ночь.

Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Люди верили, что обереги охраняют их от болезней, дурного глаза.

Жернова времени сделали ещё один оборот, грозя перемолоть в труху остатки нашей родовой памяти и коренного уклада. И поэтому интересно увидеть обереги, хранящие и передающие информацию духовного плана, творческую энергию народа, который их создавал и бережно хранил.

Осматривая музей, чувствуешь, что прикасаешься к истории, что являешься её частью. Гордость переполняет душу за наших предков – искусных мастеров, умеющих видеть красоту в обыденном.

После просмотра экспозиций хочется взять в руки холст, глину, солому и сделать что-нибудь своими руками. Да обязательно, чтобы ахнули от восхищения.

Для поддержания интереса к культуре и традициям родного народа, к его историческому прошлому были разработаны уроки и занятия по народной культуре. Вот некоторые из тем: «Одежда наших предков», «Культ солнца, отраженный в костюме», «Традиционная народная кукла», «Преданья старины глубокой» и др. Вся эта работа формирует познавательный интерес, воспитывает уважение к культуре, историческому прошлому, воспитывает патриотические чувства.

Как хорошо, что в нашем городе появляются такие места, где дети могут отдохнуть душой, почувствовать теплоту, исходящую от вещей, принадлежащих нашим предкам, хранящих генетическую память.

Я уверена, что работа по восстановлению и сохранению исторических памятников, культурных ценностей поможет претворить в жизнь идеи гуманизации общества, будет способствовать становлению «гражданственности как приоритетной ценности, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства». Это очень важно и актуально именно сейчас, когда смысл образования состоит в том, чтобы воспитать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru