На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Музейный компас
Елена Викторовна Быковская,
заведующая высшей квалификационной категории
центром развития ребенка – детским садом № 14 «Аленка»
с осуществлением физического и психического развития,
коррекции и оздоровления всех воспитанников
Калининского района г. Новосибирска

Музейно-образовательная деятельность как основа творческого сотрудничества ДОУ и семьи

Любое государство стабильно, сильно и перспективно, если граждане этого государства руководствуются социально-нравственными категориями, вытекающими из культурного наследия своего народа.

Социально-экономические преобразования последних десятилетий в нашей стране привели к переориентации культурных и исторических ценностей нашего народа.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Утратив нравственные ориентиры, современные родители не имеют представлений о закономерностях становления духовно-нравственного мира своего ребенка. Приоритет материальных интересов над культурно-историческими приводит к нравственной инфантильности и неполноценности подрастающего поколения, что, несомненно, подрывает корни стабильности российского общества и является для него противоестественным.

В последнее время ситуация меняется. Разработана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Она ориентирована, в том числе, на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предполагает, что «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность…»

Поскольку в раннем возрасте закладываются основы самосознания и индивидуальности человека, первоначальное становление личности, детский сад берет на себя большую долю ответственности в духовном воспитании ребенка. Наше дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 14 расположен в отдаленном от центра города жилмассиве «Родники». В основном, здесь проживает молодой контингент родителей наших воспитанников. Кроме этого, у нас отсутствуют культурно-досуговые центры.

Проведя анкетирование родителей с целью выяснения их отношения к необходимости духовно-нравственного развития ребенка с ранних лет, мы выявили следующие проблемы:

- отсутствие условий для интеллектуального духовно-нравственного развития;

- отсутствие передачи исторических ценностей из поколения в поколение и др.

После обсуждения в педагогическом коллективе данных вопросов, мы пришли к выводу о необходимости обновления методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса. Возникла идея активного внедрения в образовательно-воспитательный процесс средств музееведения и музейной педагогики, создания в МДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого станет музей в детском саду.

Уже в 20-е годы ХХ столетия А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий, Ф.И. Шмит и другие доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста. Все последующие исследования (Н.Д. Рева, Т.В. Чумаковой, Е.Н. Конуховой, Н.Л. Кульчинской и др.) также подчеркивали целесообразность раннего знакомства детей с фондами музеев, однако такая работа ориентировалась на младших школьников. Сегодня ни у кого из специалистов не вызывает сомнений необходимость снизить этот возрастной ценз. С 1990-х годов проводится работа (А.П. Михеевой, Л.В. Пантелеевой и др.), направленная на приобщение старших дошкольников к наследию духовной и материальной культуры средствами музея.

Мы понимали, что положительного результата можно ожидать, если будет взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива. Поэтому работу с родителями мы начали проводить уже на первоначальном этапе нашей деятельности. На консультациях, семинарах мы вместе с родителями изучали основополагающие документы: письмо Минобразования России от 12.03.2003 № 2851181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений», Закон РФ от 26.05.1996 № 57-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Важно было донести до родителей, что назначение создаваемого нами музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Объяснить, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с культурным наследием нашего народа помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

Концепция музейной педагогики нашего ДОУ созвучна с высказыванием ведущего сотрудника Музея истории Лондона С. Фокса: «музей располагает тем, что выше всякой конкуренции, – истинными ценностями. Только разумное сочетание традиций и инноваций ведет к прогрессу».

Организуя работу по привлечению семьи к созданию музея в нашем детском саду и внедрению в воспитательно-образовательный процесс музейной педагогики, мы опирались на следующие принципы:

- партнерство родителей и педагогов;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

- помощь, уважение и доверие со стороны родителей;

- наличие определенных специальных знаний у педагогов и родителей по данной проблеме;

- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и детского сада, его промежуточных и конечных результатов.

Особой популярностью у родителей пользуются такие формы работы, как: деловая игра «История, традиции и культура народов России», деловая игра «О русских обычаях и традициях», семинар-практикум «Основы патриотического воспитания дошкольников», тренинг «Духовное воспитание ребенка».

Постепенно родители стали активными участниками создания музея в детском саду и кружка музееведения.

Совместный с мамой и папой, воспитателями подбор экспонатов, изготовление их своими руками, оформление экспозиций способствует стимулированию познавательной активности детей, сближает родителей и детей, учит их взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Сегодня можно утверждать с достаточной уверенностью, что прежде чем начать знакомство ребенка с музеями, необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений ребенка, формирование навыков музейного поведения. Хорошим подспорьем в этой работе стали разработанные нами для родителей рекомендации по посещению с детьми музеев, выставок.

В литературе есть упоминания о довольно раннем приобщении ребенка к музейной культуре. В книге «Поверь в свое дитя» С. Лупан пишет, что ее собственные дети начинали посещать художественные музеи и выставки в возрасте полутора-двух лет. При этом С. Лупан подчеркивает, что посещение музея или вернисажа требует предварительной подготовки и не может носить спонтанного характера. У ребенка должен быть запас представлений о картинах, их авторах и художественных образах. С этой целью дома подбираются репродукции картин, которые ребенок сначала просто запоминает по названию, затем содержание картин соотносится с жизненными ситуациями, библейскими сюжетами и т.п., и, наконец, ребенок знакомится с подлинниками в музее.

Исходя из этого, мы и предлагаем родителям участвовать в предварительной подготовке детей к посещению музея: с учетом возможностей своего ребенка побеседовать о предстоящей экскурсии, почитать книжку, посмотреть картинки по данной тематике, вспомнить правила поведения в музее.

Традицией становятся совместные поездки в музеи города вместе с детьми и педагогами родителей наших воспитанников. Такие мероприятия создают у детей сильную мотивацию к познанию и являются эмоциональным фоном, на котором достаточно сложные сведения усваиваются детьми легко и непринужденно.

Музей нашего ДОУ располагает постоянными и сменными экспозициями. Многочисленные экспонаты очень красочные и всегда вызывают живой интерес у детей.

Однако мы постоянно объясняем родителям, что формы работы с детьми в музее не должны быть статичными, их необходимо постоянно менять и оживлять пополнением новых экспонатов в целях поддержания интереса детей и улучшения имиджа музея. Поэтому родители стали откликаться на предложение пополнять музей старинными предметами домашней утвари, старинными детскими игрушками и т.д.

Как в прошлом, так и текущем учебном году в нашем музее мы проводим тематические занятия для детей с приглашением родителей, занятия – посиделки, совместно с родителями тематические экскурсии и т.д.

В перспективе планируем проведение фольклорных праздников, празднование календарных дат, связанных с обрядами и традициями русского народа.

Поскольку созданный нами совместно с родителями «Музей-экспозиция» не позволяет в полной мере осуществить непосредственное взаимодействие с экспонатами (не все предметы доступны для частого тактильного восприятия детьми), в этом году мы расширили свою работу и начали создавать мини-музеи в группах в следующих формах:

- музей «Домашние животные»,

- музей «Солнца»,

- музей «Природные и искусственные камни»,

- музей «Ложки»,

- музей «Письменности» и др.

Это создает благоприятную среду для дальнейшего творческого сотрудничества педагогов, родителей и детей, их активность, инициативу.

Видя результаты стараний своего ребенка, владея информацией о том, что происходит в детском саду, получая советы и рекомендации, родители устанавливают тесную взаимосвязь с педагогическим коллективом, которая благоприятно влияет на развитие ребенка.

Модель интеграции музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

Модель взаимодействия МДОУ №14 «Аленка» с семьями воспитанников

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru