На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
Юлия Анатольевна Андросова,
заместитель директора по научно-методической работе
МБОУ Второй Новосибирской Гимназии

Качественное образование – результат сотрудничества семьи и гимназии и не только…

В дорогу жизни снаряжая…
Е. Баратынский

Круг забот современной школы постоянно расширяется, но неизменным вопросом остается организация сотрудничества гимназии с семьями своих воспитанников. Время расставляет свои акценты. Сегодня социальный заказ со стороны родителей требует от коллектива образовательного учреждения предоставления образования высокого качества, организации второй половины дня, заботы о здоровье и безопасности учеников и многое другое. Опыт работы Второй Новосибирской Гимназии по организации сотрудничества с семьями своих учеников многогранен. На современном этапе главным мерилом успешности этой работы является предоставление учащимся образования высокого качества. Современное понятие качества многогранно и включает в себя разные позиции – оценку уровня воспитанности и здоровья подрастающего поколения, учет особенностей содержания образования и используемых образовательных технологий, особенности формирования образовательной среды, общекультурных ценностей, результаты образовательных достижений и других аспектов.

Учитывая, что главный потребитель образовательных услуг – ученики и их родители, образовательная программа гимназии в значительной степени учитывает их пожелания и требования.

В последние годы во Второй Новосибирской Гимназии произошло много положительных перемен. Вот некоторые из них.

Образовательная программа гимназии стала формироваться с учетом составления индивидуальных образовательных программ гимназистов.

На основе новых подходов был разработан новый учебный план гимназии. Реализуемый в гимназии учебный план сегодня предоставляет гимназистам возможность выбора трех образовательных составляющих:

– выбор гимназистами индивидуального учебного плана;

– выбор дополнительных факультативов и спецкурсов (дальнейшее расширение и углубление знаний по различным областям);

– участие в работе творческих коллективов (формирование компетентностей в самых различных видах деятельности, дальнейшее формирование общекультурных ценностей).

На сегодняшний день очень многие родители желают, чтобы их дети учились в нашей гимназии. Количество учеников ежегодно растет. Сегодня в гимназии обучается 1060 человек. Увеличено количество классов для детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе. Родителей привлекают условия, предоставляемые детям в гимназии: оптимальная нагрузка учащихся, наличие проектной деятельности, изучение курсов по выбору, соблюдение СанПиН.

В гимназии осуществляется реализация разноуровневых образовательных программ. Наряду с курсами, преподаваемыми на базовом уровне, преподавание ведется по программам углубленного изучения предметов (в зависимости от направления обучения). Активно используются инновационные образовательные технологии (исследовательские, деятельностные, здоровьесберегающие, информационные).

В образовательный процесс внедрены здоровьесберегающие подходы.

В гимназии реализуется комплексная программа «Здоровый гимназист – здоровая Россия». Созданный на базе гимназии лечебно-оздоровительный центр осуществляет работу по диагностике, реабилитации и профилактике заболеваний учащихся. Проводятся углубленные медицинские осмотры учащихся, консультирование, лечение и реабилитация больных разного профиля, организуются иммунопрофилактические мероприятия, санитарно-воспитательная и просветительская работа с учащимися, родителями и педагогами и многое другое. В работу по сохранению здоровья школьников включен весь педагогический коллектив гимназии: уроки проводятся с использованием здоровьесберегающих технологий, в расписании предусмотрены динамические паузы, прогулки с детьми и прочие мероприятия. Большая работа коллектива гимназии по организации здоровьесберегающего образования была отмечена на Всероссийском съезде школ, содействующих укреплению здоровья, который проходил в ноябре 2008 года. Гимназия стала лауреатом Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья», была отмечена дипломом Министерства образования и науки РФ и награждена комплектом дорогостоящего медицинского оборудования.

Переход гимназии в режим работы полного дня.

В результате успешно проведенной экспериментальной работы в гимназии была разработана и внедрена новая модель образовательного учреждения – Гимназия полного дня. Благодаря внедрению этой модели, в гимназии обеспечена комплексная организация общеобразовательной, развивающей, художественно-эстетической, спортивной, оздоравливающей деятельности в соответствии с учебными планами и индивидуальными интересами обучающихся в течение полного дня. Содержательная среда гимназии полного дня наполнена таким образом, что ребенок имеет возможность получать навыки выбора социально значимой и интеллектуальной деятельности, приобретает жизненный опыт, учится ответственности за свой выбор, осваивает умения по организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений.

Во Второй Новосибирской Гимназии созданы благоприятные условия, позволяющие в полном объеме реализовывать образовательную программу гимназии, осуществлять экспериментальную деятельность: работает Ассоциация творческих коллективов, объединяющая 27 клубов и студий по интересам, функционирует лечебно-оздоровительный центр, реализуется проектная деятельность через цикл мероприятий «От ярмарки идей – к фестивалю проектов». Среди используемых образовательных технологий ведущее место занимают проектные и исследовательские технологии, реализация компетентностного подхода. С гимназией сотрудничают научные сотрудники ведущих вузов города.

В гимназии значительно активизировалась работа, связанная с участием учеников в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Учителя гимназии также активно участвуют в различных профессиональных конкурсах.

Успехи учеников и учителей гимназии значительны: победа учителя гимназии Курченковой Жанны Владимировны в областном туре Всероссийского конкурса «Учитель года» и присвоение ей звания лауреата на Всероссийском этапе конкурса. Девять учителей гимназии стали победителями конкурса «Лучшие учителя России» в рамках Национального проекта «Образование». Среди выпускников гимназии имеются победители президентских программ (Пак Елена, Аксарин Илья), победители Всероссийского конкурса Национальное достояние (Роньшин Федор, Роньшин Алексей). В 2007 и в 2008 годах гимназия вошла в список 100 САМЫХ АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Ученики гимназии – победители и лауреаты всероссийских «эйдосовских» олимпиад, научно-практических конференций, предметных олимпиад разных уровней. Дискуссионный клуб «Дебаты» победил в региональном конкурсе «Школьные дебаты – 2007» (г. Томск), в Новосибирском областном турнире по парламентским дебатам завоевал «Кубок губернатора – 2008». Студия компьютерной графики «ФАС» стала лауреатом всероссийского конкурса «Волшебная мышь» (г. Москва). Пресс-центр журнала «Большая перемена плюс» – лауреат VI конкурса школьных СМИ (г. Москва). Команда КВН «32 августа» – дипломант 1 степени XII всероссийского фестиваля школьных команд КВН (г. Владивосток), в Новосибирске команда КВН «32 августа» вошла в «Золотую лигу». Эти и другие победы гимназии не случайны. Они в значительной степени определены активным участием родителей в воспитании детей.

Педагогический коллектив гимназии рассматривает качество образования как ресурс социализации и самореализации учащихся. Качество образования должно стать мерилом всех изменений и достижений в образовании. «Не пассивный энциклопедический запас знаний стал определять успешность человека, а его способность использовать знания и инновации» [1] .

Взаимодействие коллектива гимназии с семьями гимназистов в связи с имеющими место переменами в системе образования также значительно изменилось. В целях организации планомерного сотрудничества с родителями коллективом гимназии был разработан проект «Лицом к детям». Этот проект победил в городском конкурсе социально значимых проектов в 2008 году.

Активизировалось привлечение родителей к организации жизнедеятельности гимназии. Родители активно помогают классным руководителям и учителям-предметникам в разработке индивидуальных расписаний и индивидуальных маршрутных листов гимназистов, ведут секции, кружки, клубы («Баскетбол», Клуб силачей, «Лепим из соленого теста», ИЗО-студия и др.). Родители помогают своим детям участвовать в гимназической программе «Сотвори Себя Сам» (составление программ личностного роста). Участие гимназии в областном конкурсе Детского фонда «Итоговое родительское собрание в 1 классе» было отмечено Дипломом второй степени.

Ежегодно в гимназии проводится День открытых дверей для родителей гимназии и общественности района, родительские конференции («Особенности работы гимназии в режиме полного дня», «Реализация компетентностного подхода в гимназии полного дня» и др.). Родители принимают активное участие в управлении гимназией через Совет Гимназии.

Коллектив гимназии благодарен родителям своих учеников за активное участие в жизни гимназии: в проектной деятельности «От Ярмарки идей – к Фестивалю проектов», в организации работ по озеленению гимназии, по формированию здорового образа жизни через работу клуба «Айболит», за организацию и проведение традиционных фестивалей и праздников «Осенняя пора – очей очарованье», «День гимназиста» и многих других.

На сегодняшний день в учреждении сложилась ситуация партнерства семьи и гимназии в воспитании детей. Отсюда и название программы, реализуемой в гимназии и определяющей сотрудничество семьи и гимназии: «Семья и гимназия – партнеры в воспитании детей». Коллектив гимназии ценит это партнерство и считает его важным фактором обеспечения качественного образования современного уровня.


[1] Проект рекомендаций Общественных слушаний «Общественная экспертиза приоритетного национального проекта «Образование» http://www.oprf.ru

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru