На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
Галина Шамильевна Свердлова,
методист МУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

Мы разные, но мы вместе

У каждой жизни есть мелодия своя.
Её берут у тех, кто музыкой богат,
И учат много лет без отдыха и сна,
Но сочинить свою труднее во сто крат.
А. Дольский

С творческим, всегда идущим в ногу со временем педагогическим коллективом средней школы № 71 Дзержинского района я познакомилась ещё в октябре 2007 года.

На Едином городском родительском собрании царила обстановка доброжелательности, открытости и всеобщей заинтересованности. Уже тогда я поняла, что мелодия жизни этой школы – открытая, светлая, а не показная любовь к детям и творческое единение учителей, учеников и их родителей.

Но если говорить о педагогическом коллективе, то, в первую очередь, необходимо отдать должное Марине Анатольевне Бобровой. Она – директор «юный», но сумела создать команду единомышленников, которые в любой новой идее своего руководителя видят необходимость, продиктованную условиями микрорайона. И, прежде всего, это необходимость организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы школа независимо от возраста и национальности ребёнка стала для него вторым домом.

И вот новая встреча, уже в апреле 2008 года. Школа ещё больше похорошела. Мы идем по коридору: современные красивые шторы, мягкие диваны, – подарок спонсора, выпускника школы Константина Николаевича Каюрова. На стенах – рисунки ребят о доме, семье, детстве, красочно оформленный зал… Удивительным теплом веет от такой обстановки.

Мы пришли на встречу с семьями различных национальностей, впереди – интересный разговор о национальных семейных традициях. Это продолжение радиобеседы о православной культуре России и народных традициях русской семьи.

Разговор начала Алёна Юрьевна Зименко. Зименко – по мужу. В семье есть и русские, и украинские корни. Но Алёна Юрьевна говорила не столько о традициях, сколько о первых впечатлениях, которые принёс из школы её сын-первоклассник (в классе учатся дети тринадцати национальностей). У него появился черноглазый друг, правда, не совсем хорошо говорит по-русски, но зато, как утверждает мальчик, он – самый настоящий друг. Вот уже год мальчишки «не разлей вода», и им совершенно безразлично, какой национальности каждый из них.

Манучарян Римма Владимировна приехала в Новосибирск из Армении (это было тяжёлое время межнационального конфликта в Нагорном Карабахе). Уже в нашем городе молодая женщина осталась вдовой. Двое сыновей женаты, с нею дочка Арпинэ Аршокян, милая, большеглазая девочка, с открытой обаятельной улыбкой. Арпинэ учится в шестом классе. Она, как и мама, с благодарностью говорит о школе, учителях, об Ирине Владиславовне Кадук, руководителе хоровой студии, в которой занимается с большим удовольствием. Римма Владимировна воспитывает дочку так, как когда-то воспитывали её. Да, их второй родиной стала Россия, но армянская женщина, где бы ей ни пришлось жить, всегда должна помнить о своём предназначении рачительной хозяйки дома, жены, матери. Маленькая Арпинэ уже многому научилась и сегодня с большим удовольствием угощает участников встречи национальными армянскими блюдами, которые готовить ей помогала мама. Что касается старших сыновей, то, воспитанные в традиции почитания старших, они с должным уважением прислушиваются к их советам, ведь в семье горца слово родителей независимо от возраста ребёнка – всегда закон.

Рустам Амоевич Шамоян и его жена Нелли Тимуровна тоже из Армении, но по национальности они езиды. Семья молодая. Двое детей, шести и семи лет. Один из них – первоклассник. Школа им нравится. Здесь рады детям и с большим вниманием и любовью относятся к каждому ребёнку, а не это ли главное в многонациональной школе? Только в такой тёплой обстановке ребёнок, у которого ещё есть и проблемы с языком, может чувствовать себя уверенно. Что касается национальных традиций, то в Армении всегда воспитывалось у детей уважение к старшим, трепетное отношение к своей культуре, но только добрым словом и собственным примером.

А вот в узбекской семье воспитывают не только словом. Дядя пятиклассника Розувая Рахматилла Оглы говорит, что их семья оказалась вынужденной поселиться в Сибири из-за межнациональных разборок в Киргизии. Живут хорошо, поддерживают друг друга в трудную минуту, да и как иначе после таких испытаний. На встречу пришёл с племянником, у Розувая есть старшие брат и сестра. Достан учится уже в 10-ом классе. Живя в Сибири, от своих традиций узбеки не отказываются. В их семьях дети до совершеннолетия не употребляют спиртное, не курят, слово старших для них особо значимо. Непослушание наказывается, а иначе нельзя: любая узбекская семья живёт по мусульманским традициям и законам.

С Александром Решетниковым тоже пришёл не папа, а его дядя Иван Михайлович Рудковский, а маленькая красавица Ангелина на встрече была с мамой Надеждой. Две молодые цыганские семьи. Для них Новосибирск – родной город, а школа № 71 – родная школа. О своей семье Александр сказал немного: обычная семья из четырех человек. Сестра – студентка, а он – ученик шестого класса. Дядя рядом с племянником, не по годам рослым, сильным, смотрелся как старший брат. Иван Михайлович не стал говорить о традициях цыганской семьи, он просто запел, красиво, задушевно. Да и то верно, какая цыганская семья без лирической песни и огненного танца?

Встреча закончилась, но разговор продолжался в кабинете директора школы Марины Анатольевны Бобровой.

– Слова римского философа Луция Сенеки «Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет для тебя попутным» мы взяли на вооружение не случайно, – говорит Марина Анатольевна. – У нас дружный, творческий коллектив, и он знает, в какую гавань вести школьный корабль и какие трудности могут возникнуть во время этого пути. Начну с того, что школа получила статус городской экспериментальной площадки по теме «Поликультурное образование». У нас из 611 учащихся – 320 детей с неродным русским языком. Количество этнически неоднородных классов по начальному и среднему звеньям прибавилось особенно в последние годы. В них учатся дети цыган, молдаван, немцев, китайцев, езидов, армян, мигрантов из Средней Азии и Кавказа.

Естественно, в начальных классах ребята испытывают трудности, продиктованные плохим знанием русского языка, что не только препятствует успешному усвоению школьниками предметов, но и осложняет их общение с педагогами и между собой. Нельзя не учитывать и то, что они обучаются по программам Российской школы, а для её окончания и получения дальнейшего образования необходимо хорошее знание русского языка.

Поликультурное образование позволяет решать эти проблемы, а главное, воспитывать уважение ребят не только к своей культуре, но и к национальным традициям других народов. У нас есть классы, которые представляют собой «Советский Союз» в миниатюре, в них учатся дети всех тринадцати национальностей. Несмотря на многонациональный детский состав, в школе нет конфликтов между учащимися на этой почве.

Многие родители, какой бы ни была их историческая родина, чувствуют себя сибиряками, а Новосибирск считают родным городом. Во время встречи они все выразили надежду, что их дети закончат успешно школу и получат высшее образование в нашем городе, а это говорит о многом: люди прижились, они спокойны за своих детей, они уверены в завтрашнем дне.

Выбирая это образование в качестве одного из ведущих направлений в учебно-воспитательной работе, наш коллектив руководствовался тем, что в обществе возникла острая социальная потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур. Но всё-таки главная наша задача – это воспитать в детях уважительное отношение к общечеловеческим ценностям.

Параллельно с программой поликультурного образования в школе осуществляются программы по формированию здорового образа жизни и художественно-эстетического развития; создана широкая сеть кружков, клубов, студий. Традиционным стало проведение мероприятий по интернациональному воспитанию, фестивалей культур разных народов, праздников, акций. Какой климат создаёт такая работа в школе, что даёт она детям, об этом они расскажут сами.

Лобастова Настя учится в десятом классе, с большой теплотой она говорит о родной школе:

– Я люблю свою школу, чувствую в ней себя, как дома. После уроков сбегаю, переоденусь и – назад. У нас работает несколько студий: хореографическая, хоровая, вокальная, театральная. Если бы было больше свободного времени, то, наверное, занималась бы во всех. Мне и моим подругам очень нравятся наши руководители – Любовь Александровна Турбина, Ирина Викторовна Кадук, Валентина Александровна Молчан. Для меня и моих друзей они, прежде всего, старшие друзья, с кем можно поделиться своим сокровенным, которые всегда выслушают и помогут советом. А какие это талантливые люди, как замечательно они сами поют, танцуют и читают стихи!

В этом году у нас проходил фестиваль национального танца, было так много зрителей, что решили проводить его в большом школьном коридоре. Готовиться нам помогали наши родители, а некоторым ребятам – бабушки, это ведь народные танцы. Костюмы у кого-то находились дома, кто-то шил их с помощью мам, поэтому и праздник получился семейным. А в самом конце цыганский танец исполняли вместе с детьми взрослые. Они с таким задором плясали, что мы не удержались и все тоже вышли на круг.

«Некоторые мои знакомые удивляются: «Как можно учиться в такой многонациональной школе?». Не понимаю, что в этом удивительного: у нас отличные ребята, хорошая школа, и учиться в ней здорово», – включилась в разговор выпускница Таня Халяпина. В этом году девушка заканчивает обучение, и замечательно, что в её душе будут жить светлые воспоминания о родной школе.

Её одноклассники Роман Башлыков, Миша Поберей, Никита Тимошин заговорили о своих занятиях в спортивных секциях. Их в школе несколько: баскетбольная, спортивных игр, стрелковая, рукопашного боя.

– У нас такие классные тренеры! Олег Владимирович Домрачёв ведёт баскетбольную секцию, а Валерий Иванович Вилков организует спортивные игры. С «рукопашниками» занимается Иван Волот. Многие ребята с удовольствием ходят в стрелковую секцию. У них руководитель – женщина, Светлана Георгиевна Юдина.

Когда мы готовились к участию в полумарафоне Раевича, который было поручено открывать нашей школе, то, конечно, боялись, ведь весь город будет смотреть. Но выступили отлично. А в этом году нам обещают оборудовать хорошую спортивную площадку. Было бы здорово, все-таки рядом со школой и недалеко от дома.

Наталья Михайловна Лысенко и Любовь Ивановна Сычёва от лица родителей выразили благодарность школе за заботу о здоровье детей. Они очень рады тому, что в этом году оборудовали новый медицинский кабинет, создали «Центр здоровья». Все ребята без исключения получают кислородный коктейль, витамины, проходят некоторые процедуры, здесь имеют возможность пролечиваться и сами родители, ведь поликлиника находится далеко, а в медкабинете установлено несколько физиоаппаратов. В перспективе – оборудование тренажёрного зала и соляной пещеры. Женщины уверены, что дети с удовольствием будут заниматься в тренажёрном зале, да и пещеру посетить полезно для многих.

Марина Анатольевна уточнила:

– О «Центре здоровья» уже была информация в печати. Как директор школы, хочу ещё раз выразить благодарность нашему научному руководителю Р.И. Айзману, доктору биологических наук, профессору, Заслуженному деятелю науки РФ, заведующему кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности НГПУ, за его методическую помощь в разработке и активное участие в реализации проекта.

Школьные будни – дни поиска и открытий. Действительно, будни педагогического коллектива – это постоянный поиск. А открытия приходят тогда, когда ты к ним стремишься. Таким открытием стал клуб выпускников, который возглавляет учитель начальных классов И.И. Дёмина. Члены клуба – постоянные гости и участники школьных мероприятий, консультанты и помощники, а некоторые из них ещё и спонсоры добрых начинаний. Осенью этого года школа отметила своё пятидесятилетие.

Срок немалый, и школе-юбиляру есть о чём рассказать, но это уже тема другого разговора. А вот посетить музей истории школы стоит.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru