На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 19 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
Элина Геннадьевна Фомина,
заместитель директора по воспитательной работе
первой квалификационной категории
МБОУ Второй Новосибирской Гимназии

Семья и гимназия – партнеры в воспитании

До тех пор, пока родители стоят в стороне от школы
и не поддерживают прямых контактов с ней,
школа не имеет возможности воспользоваться их социальными ресурсами
для социализации и развития социально активной личности
Л.И. Виноградова

Процесс социализации – непрерывный и многогранный, происходящий на протяжении всей жизни человека. Однако более интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентиры, усваиваются основные социальные нормы, формируется мотивация социального поведения. И поэтому формирование социально активной личности, на наш взгляд, является одной из важнейших задач современного российского образования.

В процессе социализации важное место занимает социум. При рождении – это семья со своими традициями, представлениями о ценностях, нормах поведения. Затем образовательные учреждения со сложившимися системами воспитания, и, наконец, компании друзей. Таким образом, с взрослением «территория» социальной среды расширяется, а ребенок выбирает ту, которая для него в большей степени комфортна, где его лучше понимают, относятся с уважением. Попадая в любую среду, общаясь, человек осваивает определенные социальные роли, которые могут быть как позитивными, так и негативными. Освоение позитивных ролей обеспечивает в дальнейшем успешную включенность в социальные отношения и как следствие – приобретение опыта социальной адаптации в трех основных сферах: деятельности, общении, сознании. В процессе социализации проявляется объективная потребность личности быть «как все», но параллельно с этим формируется и другая потребность – проявить себя. Таким образом, развитие самой личности происходит по двум направлениям – социализации и индивидуализации. А задача участников образовательного процесса максимально обеспечить развитие каждой личности по обоим направлениям.

Мы убеждены, что успешное воспитание социально активной личности возможно только в тесном союзе семьи и гимназии. Родители и педагоги – две мощные силы в процессе становления личности каждого человека. У каждой из сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. В отдельности ни одни, ни другие не способны создать условия для оптимального процесса развития личности ребенка. Понимая важность задачи воспитания социально активной личности в современных условиях, коллектив гимназии стремится максимально привлечь родителей к решению этой проблемы, воспользоваться их помощью и заручиться поддержкой.

Чтобы полноценное партнерство состоялось, необходимо выполнение следующих условий:

– Родители должны иметь четкое представление о самом процессе социализации, его особенностях, возможных последствиях неграмотного воздействия на личность ребенка.

– Родители и педагоги гимназии должны стремиться сделать основной «территорией» социальной среды, в которой каждый ребенок будет осваивать основные ценности, нормы поведения, позитивные социальные роли, гимназическую среду.

– Педагоги гимназии при поддержке родительской общественности должны создать условия для приобретения основного опыта социальной адаптации в стенах гимназии, обеспечив при этом разнообразие видов деятельности, дав возможность разновозрастного общения по интересам, создав условия для формирования в сознании каждой личности образа собственного «Я», как активного субъекта деятельности.

– Взрослые участники образовательного процесса должны совместно научить ребят оценивать и «фильтровать» социальные воздействия извне, принимать позитивные, отторгать негативные.

Реализуются эти условия в гимназии через комплекс мероприятий, направленных на развитие социальной активной личности. Что включает в себя этот комплекс?

1. Просвещение родителей в вопросах возрастной психологии и педагогики через систему классных родительских собраний, общегимназических конференций, родительского всеобуча.

2. Умелая организация второй половины дня гимназистов, которая содержит образовательную, творческую и оздоравливающую среды, каждая из которых может ответить практически любым социальным запросам родителей и их детей.

3. Наличие общегимназических и внутриклассных традиций, праздников, спортивных мероприятий, проводимых совместно с родителями и одинаково интересных для всех участников образовательного процесса.

Интересными, ожидаемыми элементами в построении образовательного пространства гимназии являются традиционные общегимназические мероприятия.

За годы работы в нашем образовательном учреждении сложилась своя система организации и проведения праздников и традиций. Эта система – комплексный педагогический прием, основанный на идеи непрерывности в ожидании и осуществлении радостных событий и дел, наполнение гимназической жизни устойчивыми элементами положительного эмоционального отношения к происходящему в стенах гимназии.

Весь цикл проводимых мероприятий из года в год остается тем же, сохраняя идею, дух мероприятия, но, наряду с этим, получая развитие, пополняясь новыми сюжетами, жанрами.

Все многообразие проводимых общегимназических мероприятий можно разделить на две группы: ПРАЗДНИКИ и ТРАДИЦИИ.

Праздник в гимназии – это событие, которое ожидают, к нему готовятся, в нем участвуют, о нем вспоминают. Каждый праздник имеет свою идею, тему, составляющие.

Традиция – мероприятие, создающее неповторимую атмосферу бытия нашей гимназии и характеризующаяся пятью глаголами: рождаться, закрепляться, развиваться, рушиться, воссоздаваться.

Все проводимые общегимназические мероприятия представлены в таблице (Приложение 1), из содержания которой видно, что одна часть мероприятий посвящена общегосударственным праздникам, а другая – традициям, сложившимся в гимназии.

Приведем несколько примеров общегимназических мероприятий.

Праздник первого звонка. Это не просто линейка во дворе гимназии, это целое представление – приветствие нового учебного года, на которое приходят посмотреть не только родители, но и бабушки, дедушки, братья, сестры, другие члены семей. Первый урок – урок Знаний открыт для всех желающих в каждом классном коллективе и нередко родители с удовольствием принимают в нем участие.

День Матери. В каждом классном коллективе есть свои добрые традиции по проведению этого праздника: изготовление поздравительных открыток, поделок для мамы, рассказы о профессиях родителей, концертные программы для мам и бабушек. В масштабе гимназии – это и поздравительные газеты классных коллективов, располагающиеся на информационных стендах 1 этажа, фотовыставка «Моя мама – лучше всех», конкурс сочинений, стихотворений о маме, проводимый учителями русского языка, многое другое.

День гимназиста. Ежегодный общегимназический тематический праздник, к которому классные коллективы готовятся заблаговременно и обязательно с участием родителей. «Моя классная семья», «70-летию Новосибирской области посвящается…», «В поход с Городовичком».

Новогодний калейдоскоп. Традиционный праздник классных коллективов и их родителей с выездом на природу, базу отдыха, в кафе.

Рождественские встречи. Традиционный концерт Ассоциации творческих коллективов, проводимый для родителей и демонстрирующий все то, чему ребята научились за первое полугодие, посещая кружки и студии гимназии.

Мама, папа, я – спортивная семья. Спортивный праздник с участием семей ребят с первого по шестой классы.

День открытых дверей. В этот день родители посещают все мероприятия, проводимые в гимназии: уроки, факультативы, классные часы, занятия в кружках и студиях, встречаются с администрацией гимназии, учителями-предметниками, работниками лечебно-оздоровительного центра, психологами.

Парад – Отечества достойные сыны. Традиционно участвуют ребята 5-6 классов, а зрителями являются бабушки, дедушки, участники локальных войн, ветераны ВОВ.

Праздник последнего звонка. Готовится выпускниками и их родителями. Праздник прощания со школой, признательности всему коллективу за обучение, воспитание, счастливые годы, проведенные в стенах гимназии.

Участие родителей в социально значимых акция. Наиболее яркий пример – акция «Зеленый пояс планеты». Это акция по сбору макулатуры проводится два раза в год и позволяет очистить от лишней бумаги не только рабочие места учителей гимназии, но и офисы родителей. К сбору макулатуры подключаются все больше и больше родителей. Сдаем по 5 и более тонн макулатуры. А на вырученные средства пополняем фонд медиацентра.

Участие родителей в проектной деятельности классных коллективов. «Рябиновая аллея», «Цветок в подарок гимназии», «Когда папа был маленьким». Участие в практико-ориентированных проектах дает возможность совместно реализовать потребность сделать что-либо своими руками, реально увидеть результаты своего труда, наблюдать и радоваться как растет дерево, преображаются помещения гимназии от подаренных цветов, поделиться воспоминаниями о том времени, когда каждый из родителей был ребенком и учеником. И многое другое, что способствует приобретению социального опыта в трех основных сферах: деятельности, общении, сознании.

Более подробно хочется остановиться на новой традиции гимназии – празднике «На рубеже Весны и Лета». Это праздник, завершающий учебный год, для гимназистов и родителей не выпускных классов.

Идея праздника возникла в юбилейный год, 25-летие гимназии. Девизом этого года стало: «Каждая победа – подарок гимназии!». Весь коллектив активно включился в работу на результат, на победу. И действительно, к концу учебного года достижений было огромное множество и, как следствие, возникло желание этим результатом деятельности поделиться с родителями, учениками, педагогами гимназии. Было принято решение: организовать праздничное мероприятие, не похожее ни на одно из имеющихся и рассказывающее обо всех достижениях за учебный год всем участникам образовательного процесса. Итогом работы группы учителей по созданию сценария стал необычный жанр мероприятия – ПАРАД ЗВЕЗД (Приложение 2).

       За окном – цветенье мая,
       Детских голосов поток,
       И Гимназия Вторая,
       Год учебный завершая,
       С вами подведет итог!
       Мы трудились не напрасно
       В этот юбилейный год.
       О победах наших классных
       Вам расскажет честно, ясно
       Гимназический народ!
       Год прошел, зажглись и звезды.
       Гордость вызвали у нас,
       И сейчас для вас начнется
       Звезд парад – наш звездный час!

Эти торжественные слова открывали новый яркий праздник гимназии, праздник всех участников образовательного процесса. Праздник, пробуждающий чувство гордости за образовательное учреждение. В нем приняли участие 22 творческих коллектива гимназии, учителя, родители, учащиеся. Уровень побед – от районного до международного! На празднике присутствовали: учащиеся, родители, педагоги, администрация гимназии и гости, представители районного и городского отделов образования. Праздник получился ярким, запоминающимся, добрым. И, как следствие, появилось желание продолжить такую замечательную традицию.

2007-2008 учебный год проходил под девизом: «Семья и Гимназия – партнеры в воспитании ребенка» в соответствии с государственной политикой России, так как на уровне государства этот год был объявлен – Годом семьи. Естественно, что заключительный праздник, как и большинство мероприятий прошедшего года, был посвящен семье. Название праздника «ПОКА ВСЕ ДОМА» (Приложение3).

       Друзья! Мы говорим вам: «Добрый вечер!»
       Наш общий Дом встречает близких и родных людей,
       Мы очень рады нашей новой встрече,
       Ведь с каждым годом мы становимся родней!
       Пока мы вместе и пока все Дома –
       Мы дружная Гимназии семья!
       Так дорогие мамы, папы, будем же знакомы!
       Ведь тех, кто вместе, разлучить нельзя!
       Пусть каждый здесь себя почувствует, как дома,
       И будет встреча вашими улыбками согрета,
       Для всех у нас найдется ласковое слово
       На нашем празднике «На рубеже Весны и Лета!»

В празднике приняли участие 13 семей гимназистов, дети которых достигли наилучших результатов по итогам года, 519 родителей, 7 почетных гостей, представители Совета гимназии, администрация, учителя и учащиеся. Говорили о традициях семейного воспитания, об увлечениях и хобби, необычных и интересных случаях из жизни семьи. В зале царила добрая, доверительная атмосфера. Учащиеся исполняли различные музыкальные, вокальные, спортивные номера, родители делились секретами семейного воспитания. Мы еще раз убедились, насколько талантливы и неординарны наши дети, интересны и богаты традициями семьи наших учащихся.

2008-2009 учебный год не будет исключением, завершит его традиционный праздник «На рубеже Весны и Лета», а посвящен он будет «Успешному Ученику Года», так как этот год в гимназии объявлен «Годом Успешного Ученика», и это еще одна новая, зарождающаяся традиция гимназии – подчинять каждый учебный год главной теме года. Такое решение было принято на педагогическом Совете гимназии (Приложение 4).

В заключение хотелось бы сказать, школьный возраст – это детство, а в детстве самое ожидаемое событие – это праздник, и мы, педагоги Второй Новосибирской Гимназии, делаем все, чтобы детство наших гимназистов было ярким, незабываемым праздником. Активное участие в выше перечисленных мероприятиях, позволяет проявить творческий потенциал каждой семьи, дает возможность ребенку реализовать потребность в индивидуализации, разновозрастном общении, приобрести положительный опыт социальной адаптации в различных позитивных ролях.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru