На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
Ирина Николаевна Попова,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ СОШ № 57 Дзержинского района
г. Новосибирска

Деятельность педагогического коллектива по координации воспитательного воздействия школы и семьи на ребенка

Наше юное поколение сможет продолжать, умножать, оценить по достоинству дела своих дедов и отцов, лишь усвоив трудовые, боевые традиции нашего народа, впитав в себя лучшие черты старшего поколения, а именно духовно-нравственную убежденность и стойкость, гордость и любовь к Родине, стремление участвовать в укреплении ее экономической, политической и боевой мощи. А это возможно осуществить только при самом деятельном участии в воспитании подрастающего поколения взрослых, когда все звенья – школа, семья, социум – работают сообща, дополняя и помогая друг другу. Особо важная роль в этом деле должна принадлежать родителям.

Это важно иметь в виду всему педагогическому коллективу, и в первую очередь классным руководителям, которые должны показать родителям их особую значимость в общей системе образования и воспитания. Очень важно при этом разъяснить каждой семье, что гражданская зрелость ребенка есть результат социализации личности. Семья для ребенка – первый и весьма значимый коллектив, в котором происходит процесс его социализации, закладываются основы его духовности и нравственности, мировоззрения и т.д.

В отличие от других воспитательных коллективов, семья воздействует на все стороны, грани человека на всем протяжении его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее идеологического и психологического влияния, что и делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном процесса формирования личности. Именно поэтому в законодательном порядке в Законе об образовании установлена обязанность родителей по всестороннему воспитанию детей.

В нашей школе с 2005 года реализуется Программа воспитательной работы по духовно-нравственному развитию личности школьника. В рамках данной программы организована работа по направлению «Семья – школа».

Цель работы в данном направлении: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение истории семьи.

Работа педагогов направлена на организацию сотрудничества с родителями в формировании духовно-нравственных ценностей школьника, на создание благоприятной атмосферы общения, нацеленной на преодоление возможных конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик – родитель».

Осуществляется через работу классных руководителей, администрации школы, учителей-предметников, через работу школьного музея, факультативов, индивидуальную работу с учащимися и их родителями и т.д.

Организация воспитательной работы по направлению «Семья – школа»

Направ-ления работы

Содержание работы

Срок

Ответственные

Организационное

1. Родительские собрания в детских садах № 206, 51, 430 «Знакомство со школой».

Сентябрь

зам. директора по УВР Хорошилова Е.В.,

классные руководители

2. Создание родительских комитетов, организация учебно-воспитательного процесса в классах.

Сентябрь

директор школы Степина Т.Б.,

классные руководители

3. Организационное родительское собрание школы развития «Родник».

Октябрь

зам. директора по УВР Хорошилова Е.В.

4. Организационное родительское собрание структурных единиц дополнительного образования.

Сентябрь

зам. директора по УВР Хорошилова Е.В.,

зам. директора по ВР Попова И.Н.

5. Обновление информационного ряда стендов для учащихся и родителей.

В течение года

Администрация школы

6. Общешкольное родительское собрание «Перспективы работы на текущий учебный год».

По особому плану

директор школы Степина Т.Б., общешкольный родительский комитет

7. Заседания Попечительского совета школы.

1 раз в четверть

директор школы Степина Т.Б.,

Председатель ПС

Педагогическое

1. Тематические родительские собрания:

§ Знакомство со школой – Станем единомышленниками

§ (1 классы).

§ Адаптация ребенка к школе (1 класс).

§ Готовность учащихся к обучению в среднем звене (4 класс).

§ Психолого-педагогические особенности детей 11-12 лет.

§ Выявление первичных профнамерений учащихся 8-11 классов.

§  Тематические собрания в классах (согласно планам воспитательной работы кл. руководителей).

Сентябрь

Декабрь

Март

Ноябрь – январь

Апрель

В течение года

классные руководители

психолог школы Нестерова А.Е.

классные руководители

2. Индивидуальные консультации учащихся и родителей.

В течение года

психолог школы Нестерова А.Е.

3. Родительские собрания «Профилактика вредных привычек», «Профилактика правонарушений».

По особому плану

соцпедагог

Полонская Е.В.,

зам. директора по ВР Попова И.Н.

4. Летняя занятость учащихся, состоящих на учете ПДН, и внутришкольном учете.

Май

соцпедагог

Полонская Е.В.,

зам. директора по ВР Попова И.Н.

5. День открытых дверей для родителей будущих первоклассников.

Апрель

зам. директора по УВР Хорошилова Е.В.

6. Торжественные мероприятия, посвященные прощанию:

– с начальной школой (4 классы);

– со школой (11 классы).

Май

зам. директора по УВР Хорошилова Е.В.,

зам. директора по ВР Попова И.Н.

7. Проведение школьных и классных мероприятий, направленных на сотрудничество с семьями учащихся.

В течение года

По особому плану

зам. директора по ВР Попова И.Н.

классные руководители

Проблемно-аналитическое

1. Изучение социального положения семей учащихся.

Сентябрь

зам. директора по УВР Хорошилова Е.В.,

соцпедагог

Полонская Е.В.

2. Тематический контроль. Работа классных руководителей с семьями учащихся (индивидуальная, групповая, коллективная).

В течение года

зам. директора по ВР Попова И.Н.

3. Классно-обобщающий контроль 4-5 классов.

Апрель

зам. директора по УВР Хорошилова Е.В.

4. Анкетирование родителей и учащихся по:

a) Выявлению проблем, связанных со здоровьем ребенка в дошкольный период (будущие первоклассники);

b) Сформированность ценностных ориентаций старшеклассников (9-11 классы);

c) Текущие анкетирования.

По особому плану

Психолог школы

Нестерова А.Е.,

зам. директора по ВР Попова И.Н.,

классные руководители

5. Административные советы по итогам проблемного анализа и контроля:

5-11 классы (работа с дневниками)

4-5 классы (классно-обобщающий контроль)

Работа классных руководителей с родителями учащихся.

В течение года

Администрация школы,

Хорошилова Е.В.,

Попова И.Н.

6. Административные советы с родителями учащихся, вызывающих тревогу у учителей.

В течение года

директор школы Степина Т.Б.

7. Малые педсоветы по предварительному трудоустройству

9-классников.

Март, апрель

директор школы Степина Т.Б.

8. Собеседование с классными руководителями 1-11 классов по теме «Анализ воспитательной работы с учащимися, их родителями и педагогами, работающими в классе за 1 и 2 полугодия».

Декабрь, май

зам. директора по УВР Хорошилова Е.В.,

зам. директора по ВР Попова И.Н.

 

Существуют разнообразные формы и методы работы с родителями, выбор определяется, в большинстве случаев, классным руководителем, с учетом особенностей специфики сложившихся отношений в семьях учащихся, знаний и опыта родителей, указанных выше ошибок и затруднений, особенностей характера, атмосферы в школьном коллективе, сложившихся традиций в работе с родителями и т.д. Как показывает практика, наибольшая эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями достигается путем рационального сочетания массовой, групповой и индивидуальной форм работы, соблюдения при этом преемственности в ее содержании (Презентация «Год Семьи. Календарь мероприятий»).

В 2007 году в школе было проведено анкетирование родителей учащихся 5-11 классов по выявлению степени удовлетворенности родителей работой нашего образовательного учреждения. В анкетировании приняли участие 140 родителей.

Результаты анкетирования родителей учащихся 5-11 классов

вопросы

ответы

всего

%

1.

Педагоги школы стараются помочь нашему ребенку овладеть умениями и навыками самопознания, самоанализа, самооценки.

совершенно согласен

22     16 %

75 %

согласен

83     59 %

трудно сказать

23     16 %

16 %

не согласен

2

1,4 %

совершенно не согласен

-

2.

В школе созданы условия для самореализации и самоутверждения личности нашего ребенка

совершенно согласен

19  13,6 %

58 %

согласен

62     44 %

трудно сказать

50     36 %

36 %

не согласен

9         6 %

6 %

совершенно не согласен

-

3.

Педагоги доброжелательно относятся к нашему ребенку

совершенно согласен

38     27 %

83 %

согласен

78     56 %

трудно сказать

22     16 %

16 %

не согласен

1

1,4 %

совершенно не согласен

1

4.

В школе нет ни психологического давления, ни морального насилия над детьми

совершенно согласен

39     28 %

76 %

согласен

68     49 %

трудно сказать

25     18 %

18 %

не согласен

7     5 %

6 %

совершенно не согласен

1

5.

Нашего ребенка никто не унижает

совершенно согласен

47     34 %

83 %

согласен

68     49 %

трудно сказать

18     13 %

13 %

не согласен

4

4 %

совершенно не согласен

2

6.

Педагоги искренне переживает невзгоды и радости нашего ребенка

совершенно согласен

18     13 %

57 %

согласен

62     44 %

трудно сказать

52     37 %

37 %

не согласен

8         6 %

6 %

совершенно не согласен

1

7.

Педагоги в общении с нашим ребенком учитывают его эмоциональное состояние

совершенно согласен

17     12 %

56 %

согласен

61     44 %

трудно сказать

48     34 %

34 %

не согласен

11       8 %

10 %

совершенно не согласен

3

8.

У нас и нашего ребенка складываются неконфликтные отношения с учителями

совершенно согласен

36     26 %

87 %

согласен

86     61 %

трудно сказать

11       6 %

6 %

не согласен

6

7 %

совершенно не согласен

1

9.

В классе, где учится наш ребенок, сформирована благоприятная атмосфера

совершенно согласен

40    29 %

88 %

согласен

82     59 %

трудно сказать

13       9 %

9 %

не согласен

4

3 %

совершенно не согласен

1

 

ВЫВОД: 73,7% родителей, участвующих в анкетировании, удовлетворены деятельностью педагогического коллектива школы.

Литература

     1. Методика воспитательной работы, под редакцией Л.И. Рувинского. – М., «Просвещение», 1989.
     2. Капралов Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.
     3. Гребенников И.Г. Школа и семья. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1985.

Приложение. (Презентация «Год Семьи. Календарь мероприятий»)

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru