На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня среда, 24 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Из опыта работы
Анна Сергеевна Иванова,
социальный педагог
МУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

Комплексная работа школы по профилактике социального сиротства.
Из опыта работы МБОУ СОШ № 142 Первомайского района

Мы много говорим о детях, оставшихся без попечения родителей, и порой забываем, что ребенок, живущий в семье, тоже может быть лишен внимания и поддержки со стороны родителей. Ведь не случайно появилось понятие «скрытое социальное сиротство». Под него можно подвести множество вполне благопристойных семей, внутри которых сложилась высококонфликтная, напряженная психологическая атмосфера. Уже давно не секрет, что именно микроклимат в семье является залогом успешности ребенка в школе и, как следствие, во взрослой жизни. Многие родители не осознают важность семейного воспитания, наивно предполагая, что главной их задачей является накормить, напоить и одеть свое чадо, а воспитывать – дело детского сада и школы. Однако, обращаясь к своему детству уже во взрослой жизни, мы редко вспоминаем, что ели и пили, а вот совместный с родителями поход в зоопарк или просмотр фильма оставляет след навсегда. Дети, не имевшие положительного опыта семейной жизни, впоследствии очень часто создают свои семьи по образу и подобию. Повторение стереотипов поведения родителей приводит к тому, что они замыкают проблему социального сиротства в круг.

Что касается современной школы, то она ориентирована на оказание все более качественных услуг в области образования, но не всегда воспитания. И зачастую дети остаются один на один далеко не с детскими проблемами.

Социальное сиротство, явное и скрытое, – это серьезная социальная болезнь нашего общества. И задача, которую предстоит решить, – это вовремя поставить диагноз и не допустить развитие болезни. Но ведь всегда проще бороться с причиной, чем с последствиями.

Вот почему 27 ноября Музей воинской славы средней школы № 142 Первомайского района собрал в своих стенах социальных педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе, психологов школьных и дошкольных учреждений Первомайского района на семинар, посвященный презентации социально-педагогической программы «Комплексная работа школы по профилактике социального сиротства».

Программа, рассчитанная на 3 года, была запущена в прошедшем учебном году, и организаторы семинара рассказали о первых результатах на пути ее реализации.

МБОУ СОШ № 142 недавно отметила 75-летие. Директор Тамара Николаевна Бойко, представляя паспорт школы, отметила хорошее техническое оснащение (2 компьютерных класса, установлены компьютеры и в других кабинетах), профильный социально-экономический класс является хорошей подготовительной школой для выпускников, которые планируют связать свою жизнь с финансами и банковским делом. Планируется открытие еще и филологического профильного класса, но уже сегодня дети изучают английский язык углубленно. Большое значение уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников.

Что касается программы «Комплексной профилактики социального сиротства», то Тамара Николаевна объяснила ее востребованность тем, что в школе учатся дети не только из благополучных семей, но и из семей группы риска (в основном, это ребята из классов коррекции, живущие на территории социально-неблагополучных микроучастков, воспитанники детских домов). Так что потребность в разработке такого рода программы очевидна. Педагоги и психологи школы уверены, что подобная ситуация существует и в других школах города, поэтому и возникла необходимость поговорить о поиске путей решения этой проблемы. Но самое главное, попытаться выйти на новый уровень сотрудничества. Для начала педагоги и психологи школы решили поделиться своим опытом, а за одно и представить на суд коллегам свою социально-педагогическую программу.

Заместитель директора по учебно-воспитательной и методической работе Наталья Владимировна Филиппова обратила внимание на то, что главной целью программы является профилактика социального сиротства через оказание помощи родителям в формировании родительской уверенности и повышении компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка, а это возможно только через непосредственную работу педагогов с родителями, детьми. «Сотрудничество детей, родителей, педагогов – вот та стратегия, которой надо следовать в деле профилактики социального сиротства», – отметила Наталья Владимировна. Только через создание условий для активного участия родителей в жизни ребенка возможно решение обозначенной проблемы.

Шиляева И.В., педагог-психолог школы, познакомила с ходом реализации программы. В прошлом учебном году, по ее словам, была проделана большая работа по изучению проблемы, анализу сложившейся в школе ситуации. Анкетирование, как детей, так и родителей, показало отсутствие понимания и наличие острых проблем детско-родительских отношений. Дети обвиняют родителей в недоверии, авторитарности, в том, что их не принимают такими, какие они есть. В свою очередь многих родителей не устраивают выбор друзей, свободное времяпрепровождение, успеваемость, отношение к домашним обязанностям, а иногда и неуважение семейных традиций. После того как подготовительный период подошел к концу, проблема была изучена, проблемные семьи выявлены, началась непосредственная работа с детьми, родителями, педагогами. Надо сказать, что в основе программы лежит заявительный принцип. Есть просьба о помощи в решении какой-то проблемы – дана возможность ее получить.

Пути решения различны. Это прежде всего создание условий для совместной деятельности родителей и детей – встречи, собрания, конференции, классные тематические часы, совместные праздники, индивидуальные консультации по проблемам родительско-детских отношений в конкретной семье, беседы, семинары, тренинги, работа фокус-групп как родителей, так и детей, в которых обсуждаются различные проблемные ситуации и идет поиск выхода из них. С целью повышения методической грамотности педагогов и классных руководителей, работающих с детьми «группы риска» и с их родителями, в системе проводятся психолого-педагогические семинары.

О комплексном подходе к решению проблемы социального сиротства говорил социальный педагог школы Логвенков О.Н. Он остановился на социально-педагогических аспектах программы.

В современном мире у родителей для своих детей остается не так много времени. Если в советской России ребенок всегда был на виду и занят, то сейчас ситуация кардинально изменилась, что и привело к появлению социального сиротства. Обнаруживается новое явление – «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев, изменения отношения к детям. Для профилактики этого явления, предупреждения его появления в будущем, необходимо уже сегодня готовить детей к их будущей семейной жизни. Необходимо развить у детей понимание того, что «семья – это не только легальная половая жизнь, но и большая ответственность». В этой связи в работе выделилось два основных направления: выявление проблемных семей и работа с детьми по подготовке к семейной жизни.

О том, что в щколе большое значение уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников, говорила в своем выступлении заместитель директора школы по воспитательной работе И.А. Тропина. Из-за завышенных социальных и родительских требований у многих современных школьников наблюдается увеличение уровня тревожности. Духовная пустота, разрыв со своими родителями, особенно в подростковом возрасте, новые ценности, которые диктует время – все эти негативные факторы ставят современное общество перед необходимостью правильно выстроить систему воспитания в школе , правильно выбрать методы и приоритеты. Программа нацелена на воспитание активной гражданской позиции, уважительного отношения к традициям, школьным и семейным. Для достижения этих целей в школе создаются условия вовлечения детей и родителей в воспитательный процесс, поэтому большинство мероприятий нацелено на совместную деятельность педагогов, родителей и детей. Это поможет развитию успеха как личности ребенка, так и взрослого.

Вторую, практическую часть семинара проводила Галина Шамильевна Свердлова, методист МУ ГЦПСС «Солнечный круг». Участники семинара согласились с ней в том, что необходим поиск путей взаимодействия и привлечения специалистов различных структур в деле профилактики социального сиротства. Во многом проводимое ею практическое занятие методом фокус-групп на тему «Счастлив тот, кто счастлив дома» и было направлено на этот поиск. Участники семинара выступали в роле детей, родителей и аналитиков. Первые попытались объяснить, почему они против того, что родители постоянно ограничивают их свободу, не доверяют, постоянно бояться за них. Вторые искали объяснение, почему так трудно растить ребенка в современном мире и откуда постоянное чувства страха за его судьбу. Они попытались определить вину общества, СМИ, неформальных объединений. В сложившейся ситуации специалисты-аналитики, среди которых были практикующие психологи, социальные педагоги, попытались ответить на вопрос, в чьих силах изменить ситуацию и как это сделать, а также предложили пути решения проблемы внутри семьи. Работа в группах проходила живо и с большим интересом. Участники дискуссии имели право на собственную точку зрения, мнения не оспаривались, а принимались к сведению. Так, педагоги-«дети» говорили, что одной из причин конфликта поколений является нежелание и неумение родителей их понять. Дети хотят совершать свои ошибки сами и нести за них ответственность. Быть в кругу сверстников «своим», а родители часто создают условия, при которых школьник становится «белой вороной» в классе.

Педагоги-«родители» приводили много вполне объективных причин, из-за которых они вынуждены волноваться за ребенка: тоталитарные секты, неформальные объединения, рост преступности, а также и сама природа родительской любви.

Подводя итоги, специалисты-аналитики утверждали, что выход из сложившейся ситуации, безусловно, есть. И он, прежде всего, в наличии добрых семейных традиций, в уважении к личности ребенка, в открытости отношений и взаимной поддержке. А вот научиться этому не просто и, по мнению аналитиков, программа «Комплексная работа школы по профилактике социального сиротства» поможет в этом.

По окончанию работы семинара участники имели возможность задать друг другу интересующие их вопросы, высказать свое мнение и обменяться телефонами для дальнейшей совместной работы. Отзывы участников о семинаре были только положительными – благодарили «за теплую атмосферу, за уважительное отношение к чужому мнению, за интересный семинар». И мы присоединяемся к этим словам.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru