На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 29 марта 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Дошкольная академия
Елена Викторовна Быковская,
заведующая высшей квалификационной категории
центром развития ребенка – детским садом № 14 «Аленка»
с осуществлением физического и психического развития,
коррекции и оздоровления всех воспитанников
Калининского района г. Новосибирска

Конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей как условие повышения качества воспитания и развития ребенка

Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина,
не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность,
вера в опыт, сотрудничество, совместная жизнь!
Януш Корчак

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, но ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых и, в первую очередь, от родителей.

В статье 18 ФЗ «Об образовании» говорится:

«1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».

К сожалению, данная позиция остается, в большинстве своем, только на бумаге.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводит к повышенной раздражительности, стрессам, а ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от их настроения и эмоционального состояния. Кроме того, современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5-10 лет назад: по данным Минздрава России почти 40% новорожденных страдают различными заболеваниями, у 66% имеются различные психические расстройства в той или иной форме.

Гораздо сложнее стали и современные родители: все чаще мы говорим о «депривированном материнстве», то есть о маме со «спящим» инстинктом материнства; все больше становится семей, в которых один родитель воспитывает ребенка, либо родители не состоят в браке, поэтому не считают себя ответственными за все, что происходит в семье.

Сегодняшнее поколение родителей можно разделить на 2 категории:

1-я: те, кто не выполняет с полной ответственностью свои родительские обязанности по причине недопонимания важности своей роли в воспитании ребенка, недостаточного общекультурного и образовательного уровня, отсутствия педагогических знаний и опыта, и, как следствие, перекладывают всю полноту ответственности за здоровье, воспитание и обучение своих детей на детский сад, а затем школу.

2-я категория: родители, сознающие собственную самоценность, понимающие значение хорошего образования и стремящиеся обеспечить его для своего ребенка.

Семейное воспитание неповторимо по своему воздействию на личность, что определяется следующими причинами:

1.  Семейное окружение первично в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей; кровное родство.

2. Для ребенка в раннем и дошкольном возрасте максимально важно первичное общение со значимым взрослым, а потом потребность в общении со сверстниками.

3. Длительность и постоянство пребывания в семье, интимно-эмоциональная атмосфера семейных отношений. Семья – это институт эмоциональных отношений для ребенка, который неосознанно воспринимается им как своеобразный «эмоциональный тыл».

Исходя из всего выше сказанного и видя, как родители относятся ко всем предлагаемым нами мероприятиям, три года назад мы поставили перед собой цель сделать родителей своими союзниками, помочь им занять активную позицию в образовательно-воспитательном процессе своих детей, снизить уровень конфликтности и безответственности родителей путем осознания ими своих прав и обязанностей по отношению к своим детям.

Достичь конструктивного взаимодействия с семьей разовыми акциями невозможно, необходима целенаправленная длительная работа. Прежде всего, мы поставили перед собой следующие задачи:

– повышение педагогической компетентности родителей;

– установление партнерских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей;

– создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий;

– помочь родителю осознать свою роль в процессе развития ребенка;

– привлечь внимание родителей к формированию понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития;

– организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания.

Решение этих задач требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности.

Для педагогического коллектива за основу мы взяли тот факт, что педагоги помогают детям от имени их родителей, потому что это дети своих Мам и Пап. Каждый ребенок любит своих родителей вне зависимости от того, какие они люди.

Поэтому самое главное для детского сада не вставать эмоциональной преградой между ребенком и его семьей. И еще – работа с родителями должна строиться с учетом особенностей детей и учетом интересов родителей.

Мы выбрали наиболее приемлемые для наших родителей и педагогов методы и формы работы. Обсуждая пути решения поставленных целей, пришли к выводу, что привычными формами собраний и консультаций мы не обеспечим изменения отношения наших родителей. Стать полноправным участником педпроцесса детского сада родитель может только будучи активно сам вовлеченным в этот процесс.

Прежде всего, у каждого родителя должно сложиться убежденное представление, что детский сад – это серьезная организационная структура и относиться ко всей работе ДОУ нужно серьезно и ответственно. На наш взгляд, это отношение должно формироваться с первого момента посещения детского сада. Этому способствуют информационно-тематические стенды в коридорах, где отражается вся многогранная деятельность ДОУ, грамоты и дипломы, которые отражают оценку качества работы данного учреждения.

Кроме того, при оформлении ребенка в детский сад предлагаю родителям информационную папку, где представлены следующие материалы: информационный паспорт ДОУ, Устав ДОУ, Положение о порядке зачисления детей в детский сад, Правила для родителей, Постановление мэрии «О родительской плате за содержание ребенка в детском саду» и т.д.

Поскольку в наш детский сад в основном поступают дети ясельного возраста, и детям посещать детский сад 5-6 лет, очень важно сразу начать работу с родителями этих детей. В том числе и с этой целью в 2006 году нами была разработана программа «Первые шаги» и открыта адаптационная группа для будущих воспитанников, которые должны прийти в сентябре в наш детский сад. Особенностью группы было то, что все время дети находились в группе вместе с мамами, и мамы вместе с детьми осваивали все процессы жизнедеятельности в группе.

Мы обозначили следующие основные задачи этой группы:

– ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

– подготовить ребенка к посещению детского сада;

– создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьей;

– оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ;

– вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;

– использовать новые организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с ДОУ;

– активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

 – формировать у ребенка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;

– качественное обновление системы воспитания детей раннего возраста в детском саду и семье.

Средства реализации этой программы:

– развивающее общение;

– развивающая предметно-пространственная среда;

– развивающие виды деятельности.

Кроме практического участия во всех режимных моментах, мамочкам были предложены следующие мероприятия: анкетирование, консультации медиков, специалистов-педагогов, бухгалтера, старшего воспитателя, семинары-практикумы по проблемам раннего детства.

Результат не заставил себя ждать. Адаптация у детей данной группы прошла значительно легче, чем у параллельной группы, в которую дети пришли в сентябре.

А родители стали активно посещать все мероприятия, которые проводились в этой группе и не пассивными слушателями, а активными участниками, которые уже сами стали предлагать темы для последующего обсуждения.

Заинтересовала наших родителей и такая форма общения, как печатная газета детского сада «Аленка», которая выходит 1 раз в месяц уже на протяжении 3 лет. Родители стали постоянными корреспондентами этой газеты: делятся своим семейным опытом воспитания, семейными традициями, рассказывают о своих детях, высказывают свое мнение по той или иной проблеме воспитания.

У родителей ясельных групп популярностью пользуется и издание стенгазет, рассказывающих о жизни их ребенка в семье «Моя любимая семья», а также стенгазета, которую выпускают воспитатели вместе с детьми «Устами ваших детей», дающая возможности родителям взглянуть со стороны на взаимоотношение со своими детьми более внимательно, увидеть настроение своих детей, их желания и переживания: «Я самый любимый», «С кем и во что мы играем дома», «Как я помогаю маме», «Вместе с мамой, вместе с папой».

Интересно всегда проходят семинары-практикумы. В письме Минобразования РФ от 22.07.2002 г. № 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях», которое, мы считаем, имеет отношение и к детским садам, отмечается, что «качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения мероприятий…», поэтому мы стараемся изучать интересы родителей и предлагать им для рассмотрения темы на самые волнующие вопросы: «Учимся говорить красиво», «Что такое игра», «Капризный ребенок», «Правовая и экономическая защита личности ребенка», «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей» и т.д.

На этих мероприятиях к обсуждению проблем подключаем самих родителей – и тех, у кого первый ребенок, и тех, у кого уже есть опыт воспитания, а также специалистов: врачей, психолога, юриста и т.д. А в качестве методов активизации родителей предлагаем следующие: поисковые вопросы, примеры из жизни групп, просмотр видеофильмов из жизни ДОУ, прослушивание аудиозаписей с ответами или рассуждениями детей, практическое выполнение различных заданий, где родителям частенько приходится брать на себя роль своих детей, «мозговой штурм», «список прилагательных и определений», «ассоциации», «коллективная запись», «запись на листах», «эвристические вопросы», «мини-эксперимент», «развивающая кооперация». Это помогает заинтересовать родителей, установить эмоциональный контакт, без которого невозможно реализовать принцип партнерства, взаимопонимания.

Родительские собрания проводим в форме «Круглого стола», «Семейного клуба», «Устного журнала».

Большой отклик среди родителей нашла такая форма, как организация всевозможных выставок. Например, «В волшебном мире сказок», где дети и родители не только представили свои поделки из природного и бросового материала, но и читали друг другу стихи, рассказывали сказки и невероятные истории, героями которых были их творения.

Чтобы привлечь родителей к познавательному материалу, преподносим его под необычными заголовками:

– «Педагогические рюкзачки» – это комплекты методических пособий по темам, касающихся самых разных направлений воспитания и обучения детей, охраны и укрепления их здоровья, организации праздников и досугов в семье (например, в ортопедических группах: как правильно подобрать ребенку обувь, научить его правильно дышать, о профилактике ряда детских заболеваний и т.д.);

– «Почтовый ящик»;

– папка «Спрашивайте – отвечаем»;

– альбом-эстафета «Азбука для родителей».

Конечно, нельзя оставлять без внимания совместные досуговые формы: это и музыкально-развлекательные праздники с участием родителей, и спортивно-развлекательные мероприятия в спортзале, бассейне, на улице, это и совместные походы зимой и летом.

Такая работа способствует формированию детско-взрослого сообщества, т.е. такого взаимоотношения взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности; формируется позитивное отношение родителей к работе ДОУ, что является неотъемлемым условием повышения качества воспитания и развития ребенка.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru