На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 27 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Дошкольная академия

 

Людмила Николаевна Чевозёрова,
воспитатель высшей квалификационной категории
центра развития ребенка – детского сада № 14 «Аленка»
с осуществлением физического и психического развития,
коррекции и оздоровления всех воспитанников
Калининского района г. Новосибирска

Использование нетрадиционных форм работы с родителями как средство повышения их педагогической культуры

Никакая книга, никакой врач не заменят
собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения…
Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли
о воспитании, это все равно,
что поручить чужой женщине родить твое дитя.
Я. Корчак

В меняющемся современном мире усиливается потребность в образовании родителей – родитель нуждается в знаниях и развитии способностей установления связи между знаниями и конкретной ситуацией, позволяющей достигнуть понимания ребенка. Ребенок нуждается в образованных родителях.

Но по-прежнему остается актуальной проблема взаимодействия воспитателей детского сада с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей – сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений и навыков. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложнейшие противоречия между воспитательным потенциалом семьи и его использованием.

Цель педагогов дошкольного учреждения – помочь семьям в воспитании детей. Необходимо активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.

Однако в современных условиях созрела необходимость изменить содержание общения педагогов с родителями.

Педагоги используют всевозможные формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, консультации, информационные стенды, но откликается на них только малая часть родителей. Воспитатели идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний – что-то из детской психологии, что-то из методик оздоровления, что-то из практики обучения. Но, как и во всяком учении, люди берут из всего этого лишь то, что созвучно их собственным мыслям, потребностям или вовсе не приходят за этими знаниями.

Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями следует не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Прежде всего, следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребенка, и, значит, отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнерской.

Чтобы обеспечить полное взаимопонимание при общении с семьей, мы определили для себя некоторые правила:

Больше спрашивать и слушать родителей ребенка, чем указывать или давать советы.

Как можно чаще сообщать родителям и в устной, и в письменной форме о прогрессе, достижениях в развитии их ребенка.

Использовать индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведений от них.

Давать родителям возможность понять, что мы готовы обсуждать с ними широкий спектр тем, касающихся их ребенка.

Прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, спрашивать, чего хотят они.

Своевременно и положительно реагировать на предложения, идеи и просьбы родителей.

Стараться разрешать проблемы во время совместного с семьями принятия решений, касающихся их детей.

Принимать и уважать мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными.

Чтобы реализовать принцип партнерства и учета интересов семьи, требуется определенная, нестандартная форма организации общения педагогов и родителей. Поэтому предпочтение отдаем нетрадиционной, как наиболее интересной и продуктивной форме сотрудничества.

Так, родительские собрания стараемся заменить такими формами, как «Круглый стол», «Семейный клуб», «Устный журнал».

Вместо обычной консультации используем «Почтовый ящик: Спрашивайте – отвечаем», альбом – эстафету «Азбука для родителей», в котором помещаем такие рубрики, как «Правила для родителей», «Советы, рекомендации», «В мире мудрых мыслей», «Десять заповедей для родителей», «Колыбельные», «Пословицы и поговорки», «В здоровом теле – здоровый дух» и др.

В нашей группе ежемесячно появляется стенгазета «Устами ваших детей», позволяющая нам понять отношения в той или иной семье и дающая возможность родителям взглянуть на эти отношения более внимательно, увидеть настроение своих детей, их желания и переживания: «Я самый любимый», «С кем и во что я играю дома», «Как я помогаю маме», «Вместе с мамой, вместе с папой» и др.

Взаимодействуя с родителями как партнеры, мы с радостью принимаем их помощь в организации походов, экскурсий, семейных вечеров, спортивных мероприятий, спектаклей, выставок.

Так была организована выставка «В волшебном мире сказок», где дети и родители представили свои поделки из природного и бросового материала. Это были персонажи стихов и сказок, сказок собственного сочинения.

Родители и дети рассказывали друг другу стихи, сказки, невероятные истории, героями которых были их творения. Это мероприятие позволило мамам и папам познакомиться с приемами, используемыми при развитии связной речи и творческих способностей детей, а также получить положительный эмоциональный заряд, раскрыть себя и увидеть своих детей в неформальной обстановке.

Благоустройство площадки для прогулок прошло под девизом «Трудиться вместе веселей». Родители предложили собраться вместе с детьми и почистить площадку, подсадить саженцы, посеять цветы в клумбы, поправить песочницу. Цель данной встречи – не только экологическое, трудовое воспитание. Это также дает возможность получить огромное удовлетворение от коллективного труда, увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних. Общение друг с другом, со своими детьми и воспитателями в новой обстановке способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания в условиях семьи, повышает их психолого-педагогическую культуру.

Большой популярностью пользуются семинары-практикумы, на которых родители приобретают конкретные практические навыки общения со своим ребенком. Но при проведении этих мероприятий педагоги должны быть очень корректны и внимательны. Мы предлагаем следовать рекомендациям кандидата педагогических наук Л.В. Свирской:

Не пытайтесь выглядеть строгими, недосягаемыми и сверхкомпетентными – вы должны восприниматься как поддержка, а не как угроза.

Не высказывайте однозначных сентенций, не требуйте подчинения своей логике.

Не стравливайте людей с разными позициями и не выносите себя за рамки дискуссии.

Будьте готовы к импровизации, но не забывайте о своей цели, удерживайте основную «нить» разговора.

Помните, что взрослым «есть что терять», им не просто рискнуть своей репутацией, делая что-то не вполне традиционное перед всей группой.

Создайте атмосферу, в которой легко высказать свое мнение, помогайте преодолеть разногласия, не давайте участникам забыть, что любая задача может иметь разные решения.

Используйте игры и упражнения, а также юмор для снятия напряжения, преодоления отчужденности.

Заранее готовьте раздаточные материалы, в которых изложены основные положения темы, экономьте время на записывании в пользу обсуждения.

Один из последних семинаров-практикумов, прошедших в нашей группе «Учимся красиво говорить». Для того чтобы было проще высказывать свое личное мнение, родители были поделены на подгруппы. Обсуждение заданий, проигрывание конкретных ситуаций, проведение игр – все это привело родителей к пониманию того, что им предстоит приложить немало усилий для развития речи ребенка. В то же время, выступая в роли детей, они познакомились с интересными приемами для достижения этой цели.

С немалым интересом прошел семинар-практикум «Здоровому все здорово!» Родители с удовольствием участвовали в его подготовке. Прослушав консультацию врача-ортопеда по вопросам коррекционной работы при нарушении опорно-двигательного аппарата, они показали на практике, как выполняют упражнения, рекомендуемые специалистом, дома со своими детьми. Были внесены корректировки врачом-ортопедом в выполнении того или иного упражнения. Мероприятие оказалось очень нужным и в плане оздоровления детей, и в плане сплоченности родительского коллектива.

Нетрадиционные формы работы с семьей позволяют педагогам, руководствуясь чувствами педагогического такта во взаимоотношении с родителями, выступать только в роли рекомендующего лица, специалиста-консультанта, но при этом ненавязчиво передавать им необходимые педагогические знания. К тому же, «погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. А наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет иначе взглянуть на него и на общение с ним в домашних условиях.

Рекомендуемая литература

     1. Глебова С.В. Детский сад – семья. – Воронеж, 2005.
     2. Доронина Н.Т., Соловьева Е.В. Дошкольные учреждения и семья. – М., 2001.
     3. Дравелян М.Г., Данилова Е.Ю. Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников. – Новосибирск, 2005.
     4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника – М., 2005.
     5. Солодякина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М., 2004.
     6. Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции. – М., 2007.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru