На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья

Ирина Геннадьевна Матвеева,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 199 Октябрьского района
г. Новосибирска

Основные направления работы с родителями в системе работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе

Логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в развитии речи. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Систему работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе можно представить следующим образом:

В настоящее время в России увеличилось количество детей, имеющих проблемы в психическом развитии и, в частности, в развитии речи. Этому способствуют такие факторы, как:

– массовое сокращение сети дошкольных образовательных учреждений в недавнем прошлом, а ныне – нехватка мест в детских садах;

– перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой телекоммуникации;

– злоупотребление фармацевтическими препаратами;

– массовая алкоголизация и наркотизация населения;

– некачественное питание;

– отягощенная наследственная патология беременности и родов;

– анемия и неврозы у родителей.

Таким образом, более половины учащихся в начальной школе нуждаются в специализированной помощи психолого-логопедического характера. Занятость родителей, их некомпетентность, а также беспечность в вопросах воспитания детей являются препятствием для формирования мотивации к логопедическим и коррекционно-развивающим занятиям не только у детей, но и у их родителей. Необходима совместная работа логопеда и родителей по устранению логопедических нарушений. Практика показывает, что большинство родителей не знает, чем занимается логопед на своих занятиях. Некоторые родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопедический пункт. Чтобы избежать конфликтов, родителей следует с первой встречи готовить к сотрудничеству. Для этого родители присутствуют при логопедическом обследовании детей, отвечают на вопросы анамнеза (раннее физическое и речевое развитие, наличие нервно-психических заболеваний, посещение детского сада и занятий с логопедом и т.д.), знакомятся с результатами обследования, сразу получают рекомендации по развитию речи детей в домашних условиях. В моём кабинете оформлен стенд, где есть полезная информация для родителей:

– адреса детских психоневрологических центров,

– памятка для родителей «Кто является экспертами?»,

– список специальной коррекционной литературы для родителей.

В течение учебного года принимаю активное участие в родительских собраниях, семинарах, на которых знакомлю родителей с видами речевых нарушений, формами их проявления, приёмами правильного речевого воспитания в семье, доступными методами коррекции, организацией логопедических занятий, провожу анкетирование с целью выявления запросов родителей и учёта индивидуальных особенностей.

При консультировании родителей логопеду важно знать позицию родителей и в связи с этим правильно предложить свою помощь. Ниже приведенная таблица является условной классификацией, но может быть полезной в общении с родителями.

Таблица

Позиция специалиста при различных типах родительского отношения к проблемам ребёнка

 

Позиция родителей

Позиция специалиста

1

«Активные родители»

Такие родители готовы к сотрудничеству, проявляют заинтересованность и ответственность. Они убеждены, что им под силу решить многие проблемы и держать под контролем ситуацию.

Необходима помощь в поиске информации о возможностях коррекции, детских медико-консультативных центрах, специальной литературе и т.д.

Обучение родителей специальным логопедическим упражнениям артикуляции для закрепления и автоматизации поставленных звуков.

2

«Виноватые»

Принимают проблемы ребёнка как наказание, испытывают чувство вины.

Необходима разработка представлений родителей об их вине. Анализ того, в чём родители действительно виноваты перед своим ребёнком. Возможность компенсации вины. Анализ «воображаемой» вины.

Анализ возможных схем манипулирования родителей со стороны ребёнка.

3

«Жертвы судьбы»

Поиск виновника всех бед. Стремление переложить ответственность на специалистов, педагогов, наследственность, супругов и т.д.

Помнить, что такие родители хотят видеть в лице специалиста постоянного помощника, и тем самым манипулировать им.

Уметь вступить в конфронтацию: не идти на поводу таких родителей, дать обратную реакцию их поведению. Не позволить им переложить свою ответственность на другого человека.

Необходимо поставить перед родителями вопрос о том, что даёт им это поведение, найти более продуктивные способы решения проблем, настроить родителей на поиск собственных ресурсов.

4

«Заболевшие»

Ипохондрические реакции истерического, нарциссического и смешанного типов

Дать выговориться. Понять, какую выгоду извлекает клиент из своего поведения в жизни. Помочь «посмотреть на себя со стороны».

5

«Замкнутые»

Такие родители замыкаются в своих переживаниях на себе. Изоляция.

Требуется помощь в раскрытии их чувств и переживаний. Предложить письменно (анкета) документировать свои действия и чувства.

Открытые встречи для родителей в рамках «круглых столов».

6

«Обожающие и опекающие»

Ориентация родителей только на жизнь и проблемы ребёнка. Отсутствие других интересов и целей. Гиперопека. Страх родителей за жизнь и судьбу ребёнка.

Переориентация родителей на собственную жизнь, собственные достижения и их значимость. Совместный поиск причин гиперопеки. Помощь в преодолении страхов.

7

«Оптимисты»

Игнорирование логопедических проблем. Иллюзии «нормальности» и «здоровья» ребёнка в противовес постоянной заботы о его развитии, постоянных, активных и комплексных действий и усилий.

Помощь в направлении развенчания иллюзий. Информация о возможностях коррекции первичного дефекта и риске развития вторичных дефектов у ребенка.

8

«Опустившие руки»

Синдром хронической усталости. Депрессивные состояния. Отчаяние и неверие в возможности коррекции.

Помощь в развитии позитивного настроя и принятие ситуации как «жизненной задачи», которая требует анализа и решения. Необходима поддержка чувства гордости за свои старания и маленькие победы. Помощь в поиске необходимой информации.

9

«Плывущие по течению»

Пассивное отношение к жизни и к болезни ребёнка.

Различная активизация родителей через осмысление успехов ребёнка при активной жизненной позиции родителей, приведение в пример других родителей занимающих активную позицию. Обнаружение и исследование «потерь ребёнка» вследствие их пассивности.

10

«Проверяющие»

Демонстрация нежелания совместной работы и проверка профессионализма педагога.

Показать заинтересованность. Поговорить о людях вообще («о жизни»). Не критиковать взгляды клиента и не вступать в конфронтацию. Объяснить, в чём заключаются возможности логопедической помощи.

 

Анализируя свою работу, постоянно возникающие вопросы, считаю необходимым и в дальнейшем продолжать тесное сотрудничество с родителями. Ведь родитель, знающий и понимающий возможности ребёнка, его трудности и проблемы, никогда не навредит ему, а окажет всю возможную помощь в коррекционном процессе.

Литература

     1. Бейлинсон Л.С. Профессиональная речь логопеда. – М.:Творческий центр, 2005.
     2. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. – М.: Академический проект, 2003.
     3. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
     4. Нахимовский А.И., Шишков В.В. Практическая психотерапия. – Спб: Питер, 2001.
     5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru