На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня суббота, 20 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья
Ольга Дмитриевна Шушунова,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
МБОУ лицея № 200 Заельцовского района
г. Новосибирска

Психологическое здоровье через призму восприятия детей

Термин «Психологическое здоро вье» прочно вошел в практику современной школы. Лицей 200 – не исключение. Семинары, педсоветы, психологические и социологические опросы, анкетирование – достаточный ли перечень форм работы по решению столь важного вопроса? Как не потерять ребенка, взрослого, – тех, кого называют участниками образовательного процесса, за сухой терминологией, не увлечься разработкой проблемы ради определенных целей, тем самым сработать на результат ради результата?

Осторожность и осознанность лежат в основе направления работы педагогического коллектива лицея относительно психологического здоровья, основополагающая форма которого: «здоровый учитель – здоровый ученик».

Данная формула, конечно же, напоминает о том, что основное событие в школе – урок. Человек, который, прежде всего, срабатывает на создание атмосферы здоровья как на уроке, так и вне него – учитель, а ребенок, как бы школа не была демократична, зависит от первых составляющих и его здоровье – тоже.

В этом учебном году на параллелях 9, 10-х классов лицея (124 обучающихся) было проведено анонимное анкетирование, цель которого – получение обратной связи, дающей либо подтверждение верности выбранного направления работы в плане психологического здоровья лицея, либо опровержение.

Что же мы, взрослые (педагоги, психологи, социальные работники), понимаем под «психологическим здоровьем»? Если психическое здоровье понимается современной наукой и практикой как отсутствие нарушений психического развития и определяется медицинским диагнозом по наличию либо отсутствию психопатологических симптомов и обеспечивает адекватную регуляцию поведения, то психологическое здоровье – понятие достаточно неоднозначное, основу его составляет состояние общего душевного комфорта личности. Это социально-психологическая характеристика человека, его личности, определяющая успешное развитие уровня социальной и психологической адаптации.

Что же понимают под психологическим здоровьем наши дети? Ниже приведена формула-вывод, спонтанно возникшая в ходе бесед с учащимися перед проведением анкетирования.

Данная схема представляет собой определенное проблемное поле, предполагающее организацию психолого-педагогической просветительской, методической деятельности, мотивационное поле для педагога с дальнейшей целью обеспечения условий в ходе образовательного процесса, способствующих развитию и закреплению показателей психологического здоровья как ученика, так и педагога на основе выведенной учениками формулы.

Ниже приведены результаты анкетирования обучающихся 9-х классов (71 человек). Выбраны именно 9-е классы, так как их результаты более проблематичны, у 10-классников все более стабильно и позитивно, что свидетельствует об успешной адаптации. Помимо этого 9-классники – будущее старшее звено лицея и психологические портреты классов, полученные в ходе работы с детьми, являются значимым дополнением к диагностическим психолого-педагогическим данным, полученным в течение учебного года для прогнозирования особенностей протекания адаптационного процесса во вновь образованных 10-х классах.

Результаты анкетирования по теме «Психологическое здоровье ученика» в 9-х классах.

 

№ п/п

Вопрос, варианты ответов

Проценты (относительно каждого выбора)

1

Чаще всего на уроке ты испытываешь

А) страх

Б) спокойствие

В) равнодушие

Г) комфорт

Д) другое (интерес, злость, радость, заинтересованность, волнение)

 

7%

76%

26%

32%

2

Урок для тебя – это …

А) испытание

Б) стресс

В) обычное, привычное занятие

Г) интересное занятие

Д) соревнование

 

6%

7%

80%

48%

15%

3

Можешь ли ты получить эмоциональную поддержку учителя на уроке?

А) да

Б) нет

В) скорее да, чем нет

Г) скорее нет, чем да

 

33%

6%

42%

33%

4

Можешь ли ты получить эмоциональную поддержку учителя вне урока?

А) да

Б) нет

В) скорее да, чем нет

Г) скорее нет, чем да

 

44%

6%

40%

10%

5

Что способствует восстановлению сил после занятий в школе?

А) хорошая еда

Б) общение с одноклассниками вне урока в школе

В) общение с друзьями вне школы

Г) родители (общение, общие увлечения)

Д) физическая разрядка, хобби

Е) телевизор, компьютер

 

42%

42%

75%

17%

65%

53%

6

Твои увлечения, хобби, они есть?

Рисование, музыка, танцы, сноуборд, английский язык, плавание, ролики, коньки, компьютер, фортепиано, гитара, пение, написание стихов, обработка музыки на компьютере, сайтостроение, кулинария, художественная школа, экстремальные виды спорта, хоккей, курсы маркетинга, курсы дизайна и программирования, рукоделие, брейк-данс, футбол, карате, айкидо, чтение книг, животные, горные лыжи, дайвинг, театр, кино, тренажерный зал, граффити, сноуборд, теннис, бассейн, сон, прогулки, аниме, велосипед и т.д.

100%

7

Оцени по 10-бальной шкале психологическое здоровье (>5, <5)

А) свое

       >5   

       <5

Б) лицея

       >5   

       <5

 

 

87%

13%

 

82%

18%

 

Выводы

Полученные данные свидетельствуют о достаточно выраженной степени комфортности обучения лицеистов. Для повышения уровня комфортности, создания условий успешности необходима постоянная педагогическая нацеленность на повышение качества преподавания урока за счет разнообразия форм работы на уроке, создания ситуации успешности, заинтересованности и самостоятельности мышления 9-классников. Необходимо учитывать психологические особенности возраста при общении с детьми не только вне урока, но и во время урока, для совместного с учеником создания через рефлексию атмосферы здорового (безоценочного) общения, обеспечение эмоциональной поддержки со стороны учителя по отношению к каждому ребенку. Результаты выводят на проблемное поле, связанное с работой классного руководителя для создания здорового классного коллектива со свойственной ему мотивационно-ценностной ориентацией.

Представленные результаты озвучены на августовском педагогическом совете, на их основе планируется проведение рефлексивно-интеллектуальной игры «Я и мой ученик».

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru