На главную (Выпуск № 20, декабрь 2008) | NIOS.ru Сегодня пятница, 26 апреля 2024
Выпуск №20, декабрь 2008
Тема номера:
«Современное образование и семья»
Мнение ученого 01
Из опыта работы 02
Актуальное интервью 03
Глазами школьника 04
Точка зрения 05
Информатизация образования 06
ИТ-менеджмент в образовании 07
Музейный компас 08
КЛАССНЫЙ час для КЛАССНОГО руководителя 09
Экологическое просвещение 10
Лаборатория мастерства 11
Дополнительное образование детей 12
Дошкольная академия 13
Школа здоровья 14
Учебная книга: традиции и иновации 15
Обзор педагогической прессы 16
Архив выпусков
Новосибирский информационно-образовательный сайт NIOS.RU
Мониторинг сервера осуществляется системой UpTime.Ru
День за днем. Педагогический альманах

Главная / Школа здоровья
Татьяна Владимировна Тузовская,
педагог-психолог
второй квалификационной категории
МБОУ гимназии № 15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска

Роль Совета гимназии в формировании здоровьесберегающего пространства

В течение нескольких последних лет на самом высоком государственном уровне провозглашаются идеи социального партнерства. Государство стремится выполнять социальный заказ и все чаще привлекает для участия в решении государственных задач общественные организации. Государственное управление по своей сути превращается в государственно-общественное управление.

В образовательной среде эти тенденции проявляются в полной мере. Сейчас высшим органом управления в школах является Совет школы, который объединяет администрацию и представителей общественности.

Совет МБОУ гимназии № 15 «Содружество» – это коллегиальный орган управления школой, реализующий демократический и государственно-общественный характер управления образованием. Решения совета, принятые в соответствии с его компетенцией, являются обязательными для руководителя школы, ее работников, обучающихся и их родителей (законных представителей).

Какие задачи ставит перед собой совет гимназии?

– определение стратегии развития гимназии (реализуется через обсуждение и принятие программ развития школы);

– согласование интересов участников образовательного процесса;

– повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности школы и обеспечение ее прозрачности (распределение стимулирующей части фонда оплаты труда);

– содействие в формировании оптимальных условий для осуществления образовательного процесса и форм его организации (профилизация, информатизация обучения и т.д.);

– создание здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в гимназии.

Кто входит в управляющий совет гимназии?

1. Председатель. В нашем совете это родитель одного из учащихся – Филатов Глеб Валерьевич, юрист с большим стажем работы, поэтому запросы о правовом сопровождении совет направляет именно ему.

2. Заместитель председателя – директор школы Станкевич Елена Александровна.

3. Родители – по одному человеку от начального и старшего звеньев школы; 2 человека – от среднего звена.

4. Учащиеся – по одному человеку от параллелей 9-х,10-х,11-х классов (они же представляют школьный парламент).

5. Председатель профкома школы.

6. Социальный педагог.

7. Директор АНО «Развитие».

8. Заместитель директора по воспитательной работе.

9. Заместитель директора по научно-методической работе.

Итого 14 человек.

Таким образом, Совет гимназии – это представительский орган, члены которого выражают интересы всех основных структур школы. В свою очередь, совет гимназии, коллегиально рассматривая проблемы, принимает решения и формирует запросы к различным структурам гимназии для выполнения этих решений.

Совет гимназии играет огромную роль в формировании здоровьесберегающего пространства школы. В нашей гимназии создан валеологический центр, который возглавляет Литвинова Екатерина Валентиновна, учитель химии высшей категории, настоящий энтузиаст и фанат здорового образа жизни. Под ее руководством были составлены и реализованы уже 2 программы по здоровьесбережению, с прошлого учебного года начала действовать третья программа «Здоровье», рассчитанная до 2012 года.

Решение о необходимости приступить к разработке третьей здоровьесберегающей программы было принято на заседании Совета гимназии в январе 2008 года. При формировании запроса со стороны членов Совета перед центром была поставлена следующая цель: перейти от работы, направленной на здоровьесбережение, к работе, ведущей к здоровьеформированию, а также сделать акцент на укреплении здоровья педагогов. При этом Совет гимназии выразил готовность выделить материальные средства для реализации программы.

Что было сделано по программе «Здоровье» в течение 2008 года на основании решений Совета гимназии?

– направлены на обучение на курсы в НИПКиПРО по проблемам здоровьесбережения и мониторинга показателей здоровья два сотрудника центра (руководитель и педагог-психолог);

– приобретена компьютерная программа мониторинга здоровья и здоровьесберегающей деятельности в образовании, разработанная на кафедре физиологии человека НГПУ под руководством профессора Р.И. Айзмана;

– приобретены две компьютерные программы, разработанные Санкт-Петербургской научно-производственной фирмой «Амалтея»:

а) «Диагностика готовности к школьному обучению и адаптации первоклассников» (содержит комплекс доступных методик для диагностики памяти, мышления, восприятия, внимания и речи; тест тревожности, цветовой тест отношений А.М. Эткинда);

б) «Профориентационная система ПРОФИ-1» – содержит тесты, выявляющие профессиональную направленность (тест профессиональной мотивации учащихся, изучение мотивации достижения, методика ценностных ориентаций, уровень субъективного контроля, ШТУР, изучение отношения к учению и учебным предметам);

– выделены процессор, принтер и монитор для кабинета психолога;

– педагогу-психологу поручено провести исследование психологической готовности к школьному обучению в связи с переходом к работе по программе «Стандарты нового поколения»;

– выделен один час в неделю для проведения кружка в 1 классе «Учимся общаться» для привития детям навыков бесконфликтного общения;

– предоставлены средства на приобретение тонизирующих, успокаивающих и оздоравливающих фиточаев для педагогов школы;

– Совет гимназии регулярно принимает решения о выделении средств на озеленение школы (приобретаются стеллажи, подставки для цветов, горшки и т.д.), а также на благоустройство прилегающей территории. Тем самым создаются психологически комфортные условия для учащихся и педагогов;

– приобретены необходимое оборудование и мебель для школьной столовой;

– установлен баннер «Уголок безопасности школьника», содержащий информацию о правилах поведения детей в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью.

На основании этих решений Совета гимназии можно сформулировать основные запросы на деятельность валеологического центра здоровьесбережения:

– исследование показателей здоровья учащихся и педагогов, в том числе с использованием компьютерных технологий;

– просветительская работа среди участников образовательного процесса;

– участие в работе по созданию условий, способствующих укреплению психологического здоровья коллектива школы.

Наша гимназия относится к сильным «знаниевым» школам, в которых работа всех структур направлена на получение высокого уровня знаний учащимися. При этом руководство осознает, что физические и психологические возможности детей и педагогов не безграничны, о сохранении и укреплении их здоровья необходимо заботиться и выделять для этого определенные материальные средства. Работа в рамках третьей программы «Здоровье» только началась, об итогах говорить пока рано, но заложен хороший фундамент для формирования здоровьесберегающего пространства школы. Мы уверены, что благодаря совместным усилиям Совета гимназии и сотрудников валеологического центра положительные результаты в оздоровлении учащихся и педагогов будут достигнуты.

Наверх
© «Интерактивное образование» 2006—2009. 
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 12-1073 от 10 октября 2006 г.
Адрес редакции: 
io@nios.ru