Основные направления работы классного руководителя в условиях перехода школы на предпрофильное и профильное образование

          Безрукова Ю.В. начальник методического отдела ГЦИ «Эгида»

          Важнейшим социальным требованием к школе в соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и концепцией профильного обучения является ориентация учащихся не столько на приобретение суммы знаний, сколько на развитие его личности. В стратегических документах отмечается новая роль профессиональной ориентации как условия психолого-педагогической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

          В контексте концептуальных идей профильного обучения школьнику необходимо оказать помощь в определении содержания своего образования с учетом индивидуальных способностей, склонностей, интересов; расширить возможности его социализации, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

          Оказать ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, профессиональном самоопределении может классный руководитель, который выступает координатором целостного педагогического процесса.

          И нам необходимо определить роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении.

          Основными задачами для классного руководителя в предпрофильных и профильных классах должны стать:
          1. определение влияния работы с портфолио на нравственное становление личности ученика;
          2. формировать самооценку учащегося посредством портфеля учебных достижений на всех ступенях обучения в общеобразовательной школе;
          3. установление общего и особенного в деятельности классного руководителя при работе в классах предпрофильной подготовки и профильном классе;
          4. определение места предпрофильной подготовки и профильного обучения в воспитательной системе класса.

          Главное назначение классного руководителя – поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников.

          Основными направлениями работы классного руководителя в классах предпрофильной и профильной подготовки должны стать:
          • аналитика-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и перспектив развития классного коллектива;
          • организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой деятельности учащихся, а также деятельностью связанной с профилем классного коллектива; установление связей семьи и образовательного учреждения (школы) не только в целях координации образовательного процесса, но и в профориентационных целях (встречи с людьми интересных профессий и т.д.);
          • коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений между учащимися и педагогами школы, содействие развитию общего благоприятного психологического климата в классном коллективе.

          Профориентационная деятельность классного руководителя в условиях предпрофильного и профильного обучения также одно из главных и приоритетных направлений его работы. При переходе в 9-й класс перед учащимися стоит вопрос о выборе последующей формы обучения (не секрет, что многие лицеи колледжи производят набор учащихся уже с 8-го класса). В большинстве случаев в данной ситуации учащийся выбирает один из нескольких вариантов последующих действий:
          1. Следование «выбору толпы», т. е. срабатывает принцип воздействия на подростка группового мнения «куда все - туда и я». В таком случае выбор совершенно не осмыслен и роль классного руководителя в данном случае - оградить подростка от такого влияния, дав возможность ему самому решать свою судьбу.
          2. Выбор наиболее престижной будущей профессии, предполагающей хорошую финансовую прибыль. В данном варианте классный руководитель должен проанализировать осознанный ли данный выбор учащимся? Проанализировал ли учащийся свои физические, умственные, социальные, коммуникативные возможности в выборе профессии?
          3. «Вынужденный вариант», т.е. выбор учащегося ограничен финансовыми возможностями, или же отсутствует возможность перехода с одного предпрофиля в другой.
          4. «Предрешённый вариант» или «навязанная роль» для которого характерна ситуация следования родительскому выбору. В данном варианте основная работа классного руководителя должна проводиться с семьёй ученика.
          5. Неопределённый вариант - несложившийся выбор таким учащимся совершенно безразлично где и с кем учиться. Какому профилю отдать предпочтение.

          Так же как в планах воспитательной работы классного руководителя с классным коллективом появился раздел «Специализация класса» и классный руководитель планировал работу класса исходя из специализации класса (художественно-архитектурные классы — обязательное посещение картинной галереи, выставок в НГАХА; музыкальные классы -посещение концертов в консерватории, музыкальных театров, встречи с музыкантами), так и в предпрофильных и профильных классах должны появиться разделы посвященные ориентации на профессию, и профиль данного класса. Одним из направлений работы часов общения так же должна стать профориентационная подготовка учащихся. К сожалению всё, что записано в планах воспитательной работы классных руководителей не всё выполнялось (ввиду субъективных и объективных причин многие классные руководители имеют большую почасовую нагрузку и не имеют возможности больше времени уделять дополнительному профориентационному образованию учащихся). Для облегчения работы по данному направлению существует большое количество технологий профессиональной ориентации школьников, одну из них можно представить следующим образом:
          1. Постановка цели. В профессиональной ориентации цель практически всегда одна — достижение школьником более высокого уровня в профессиональном самоопределении.
          2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости учащихся.
          3. Изучение учебных интересов школьников. Характеристики видов деятельности, связанных с отдельными учебными предметами.
          4. Информирование школьников о типах профессий, объединённых по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования.
          5. Изучение профессиональных склонностей учащихся.
          6. Информирование учащихся о противопоказаниях к профессиям. Известно, что все профессии делятся на две группы. Одни - не предъявляют человеку строгих требований, а для других профессий этого не достаточно - они предъявляют строгие требования к ряду психических, физических, физиологических особенностей человека.
          7. Профессиональная консультация школьника - не является завершающим этапом в работе классного руководителя по выявлению и развитию интересов, склонностей и способностей школьника.

          Так же необходимо вспомнить о портфеле достижений учащихся, как основного направления работы классного руководителя в предпрофильных и профильных классах.

          Портфолио позволит учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности, - учебной, творческой, социальной, коммуникативной, - что является практико-ориентированным подходом в образовании. Современная школа не готова к тому, чтобы реально оценить уровень учащихся и помочь ему в правильном выборе профиля. Эту роль должен сыграть портфель достижений учащихся как один из инструментов аутентичного оценивания. Портфолио рассматривается как мощный фактор творческой, проектной, исследовательской деятельности учащихся. Сбор портфолио предполагает повышение учебной мотивации школьников, заинтересованных в накоплении достижений, добавляет больше ответственности родителям и ученикам.

          В профильной школе изменяется роль портфолио. Он должен стать предметным портфолио, эталоном, относительно которого должна формироваться самооценка учащегося. Важная роль портфолио здесь представить отчет по процессу образования учащихся, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

          И перед классным руководителем встает цель: формировать самооценку учащегося посредством портфеля учебных достижений на всех ступенях обучения в общеобразовательной школе. И классному руководителю необходимо:
          - организовать работу по составлению личного «портфолио» учащихся;
          - организовать информационные уголки для уч-ся и родителей;
          - определить содержательную сторону портфеля достижений в плане преемственности предпрофильного и профильного портфолио.

          Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что функции воспитания и профильного определения подростков и молодежи являются стержнем, вокруг которого должна стоится вся система работы классного руководителя и наполняться соответствующим содержанием.