Стратегия развития кадетского образования

Иванова Нина Петровна
начальник информационно-методического центра МОУ КШИ «Сибирский кадетский корпус»

          С 24 по 26 октября 2005 года в Новосибирске состоялся Всероссийский семинар-совещание с руководителями кадетских общеобразовательных учреждений Российской Федерации «Стратегия развития кадетского образования в России на период до 2010 года» на базе Новосибирской кадетской школы-интерната «Сибирский кадетский корпус».

          В работе семинара-совещания приняли участие: представители министерств образования и науки, внутренних дел Российской Федерации, Департамента образования администрации Новосибирской области, управления образования мэрии Новосибирска, управлений образования районов города, научно-исследовательской лаборатории «Управление развитием кадетского образования» Новосибирского педагогического университета, лаборатории кадетского образования Московского института открытого образования, Российского фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана; директора кадетских школ, кадетских школ-интернатов регионов Российской Федерации, педагогические работники, представители науки, законодательной власти, общественных организаций.

          В ходе семинара-совещания «Стратегия развития кадетского образования в России на период до 2010 года» были обсуждены следующие актуальные вопросы:
          • современное состояние и актуальные проблемы развития кадетского образования;
          • принципы организации кадетского образования;
          • обновление содержания кадетского образования и совершенствование его качества;
          • об основных направлениях развития системы кадетского образования в России;
          • о совершенствовании нормативно-правового комплекса, обеспечивающего устойчивое развитие системы кадетского образования;
          • о финансово-экономическом обеспечении системы кадетского образования;
          • формирование системы управления развитием кадетского образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
          • о системе воспитания и укладе жизни кадетского образовательного учреждения.

          Участники Всероссийского семинара-совещания получили возможность:
          • обсудить проект Концепции развития кадетского образования в России на период до 2010 года; региональные Концепции развития кадетского образования Москвы, Красноярского края, Ростовской области;
          • выработать общие рекомендации по проекту Концепции развития кадетского образования в России на период до 2010 года;
          • познакомиться с практической деятельностью Сибирского кадетского корпуса, 5 «кадетскими корпусами» других регионов Российской Федерации, стратегией работы Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана в современной России;
          • принять участие в работе «круглых столов», Совета директоров «кадетских корпусов» России;
          • побывать на автобусной экскурсии по историческим и памятным местам Новосибирска;
          • встретиться с выпускниками «Сибирского кадетского корпуса».

          Участники, выступавшие на Всероссийском семинаре-совещании, отметили, что глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, потребность в модернизации образования в нашей стране обусловили формирование социального заказа общества на возрождение кадетского образования, ориентированного на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей.

          Современное состояние системы кадетского образования характеризуется ростом образовательных учреждений, реализующих кадетский компонент. В большинстве регионов России открыты и создаются кадетские школы, кадетские школы-интернаты, кадетские классы. В 1996 году было зарегистрировано 7 кадетских образовательных учреждений, в 2001 году – 43, в 2002 году – 55. По состоянию на начало 2005 года функционирует 19 кадетских школ, 50 кадетских школ-интернатов, 440 кадетских классов. В ряде субъектов Российской Федерации создаются региональные системы кадетского образования (Москва, Красноярский край, Ростовская область). В общеобразовательных кадетских учреждениях России решаются задачи по повышению качества образования, разгрузки и обновления содержания общего образования, обеспечению условий, способствующих сохранению здоровья кадет, по введению современных педагогических технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение и другие. Педагогические коллективы кадетских школ, кадетских школ-интернатов России осуществляют целенаправленную деятельность по созданию условий для всестороннего развития личности ребенка, его социальной и профессиональной адаптации, развития творческих способностей, готовности служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

          Вместе с тем участниками Всероссийского семинара-совещания были отмечены проблемы:
          • отсутствие должной законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей не только создание и становление, но и стабильность в работе и развитии кадетских общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
          • несовершенство методического и программного обеспечения кадетского образования;
          • межведомственная разобщенность в работе кадетских общеобразовательных учреждений России (незавершенность решения имущественных вопросов на региональном и федеральном уровнях, а также несоответствие материально-технической базы кадетских школ, кадетских школ-интернатов для реализации своего предназначения и достижения поставленных целей кадетского образования);
          • отсутствие системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров. В целом по России не решается вопрос с кадрами воспитателей для общеобразовательных кадетских учреждений России.

          На основании вышеизложенного Всероссийский семинар-совещание директоров общеобразовательных кадетских учреждений Российской Федерации рекомендует:

          1. Одобрить в целом проект Концепции развития кадетского образования до 2010 года.

          2. Научно-исследовательской лаборатории «Управление развитием кадетского образования» Новосибирского педагогического университета:
               • доработать проект Концепции развития кадетского образования до 2010 года с учетом высказанных замечаний и предложений до 15 ноября 2005 года;
               • направить проект Концепции развития кадетского образования до 2010 года на рассмотрение и утверждение в Министерство образования и науки Российской Федерации до 15 декабря 2005 года.

          3. Министерству образования и науки Российской Федерации:
               • рассмотреть проект Концепции развития кадетского образования до 2010 года и направить на утверждение в Правительство Российской Федерации в 1-ом квартале 2006 года;
               • обратить внимание на необходимость правового, научно-методического, информационного, материально-технического обеспечения общеобразовательных кадетских учреждений (кадетских школ, кадетских школ-интернатов) по различным направлениям совершенствования образовательного процесса;
               • поручить педагогическим вузам, институтам ПК и ПРО:
                    а. разработать образовательные программы дисциплин специализаций по специальностям высшего профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, ориентированных на подготовку для работы в общеобразовательных кадетских учреждениях (кадетских школах, кадетских школах-интернатах);
                    б. разработать государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников военных вузов для присвоения дополнительной квалификации «воспитатель» кадетской школы, кадетской школы-интерната.

          4. Органам управления образования субъектов Российской Федерации:
               • осуществить, исходя из потребности региона и социального заказа общества, формирование региональной образовательной политики и региональных программ развития кадетского образования и их финансово-экономическое обеспечение;
               • обеспечить совершенствование системы кадетского образования, органически сочетающей в себе регионализацию и интеграцию образовательных программ, повышение уровня самостоятельности общеобразовательных кадетских учреждений (кадетских школ, кадетских школ-интернатов) комплексности в развитии регионального образовательного пространства.

          Участники Всероссийского семинара-совещания отметили высокий организационный и научно-методический уровень подготовки и проведения семинара-совещания; выразили уверенность, что проект Концепции развития кадетского образования до 2010 года будет рассмотрен и утвержден.