Единое информационно-образовательное пространство как условие модернизации муниципальной системы образования города Новосибирска

          Федорчук С.В. заместитель директора по научно-методической работе МУДО ГЦИ «Эгида»

          В последние годы много говорится о необходимости коренного изменения стратегии российского образования, приближении его к условиям современной жизни и ориентации на интересы участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов. Основная задача российского образования в условиях модернизации может быть сформулирована как формирование патриотической и креативной личности с толерантным и ригидным мышлением.

          В такой ситуации выражение «научить – учиться» приобретает двоякий смысл. Во-первых, молодежь должна обладать необходимым инструментарием для повышения интеллектуального потенциала, уметь обрабатывать и репродуцировать информацию, эффективно использовать достижения НТП в повседневной жизни. Во-вторых, педагоги, работающие в системе образования должны иметь реальную возможность повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать современным профессиональным характеристикам с целью выполнения социального заказа.

          Общество требует от человека всесторонней грамотности и человек должен уметь ответить на этот вызов. Как пишет доктор педагогических наук Е. С. Полат, определяя основные направления развития современных образовательных систем: «педагогика – наука социальная, она является в большой мере гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что закладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, будет завтра выполняться выпускниками школ. Будут они достаточно подготовлены интеллектуально и нравственно к реализации этих задач, задуманные программы могут оказаться выполненными, не будут – жди очередных революций, перестроек, катаклизмов».

          В современных условиях человеческая цивилизация столкнулась с фантастическими объемами информации. Глобализация, сегодня, термин не столько социально-экономический, сколько культурологический, где глобальный характер носит «взаимопроникновение» и «переплетение» между собой достижений и традиций различных цивилизаций.

          При этом происходит интеграция не только экономических, социальных и политических систем различных стран, но и единение культурно-исторических и религиозно-философских систем. Складывается почти футуристическая картина, когда основной ценностью и производительной силой становится не труд или капитал, а информация (знание). Интеллектуальная собственность, в данном случае, даже важнее, чем собственность на средства производства, землю и т. д.

          Ярким примером может служить судьба американского мультимиллиардера Б. Гейтса, который заработал свой капитал и создал свою огромную «финансовую империю» продавая «виртуальный продукт» – программное обеспечение для компьютерной техники. Интеллект никогда не стоил так дорого (в денежном выражении) и уж совсем точно никогда не являлся фундаментальной основой миросистемы. Общество стало информационным, человечество стоит на пороге создания искусственного интеллекта, а человек приблизился к формуле «хочу все знать!».

          Итак, символом современной культуры стало «знание», полученное с помощью компьютера и информационно-коммуникационных технологий. Работа человека с информацией теперь и важнейшее умение, и первостепеннейшая его потребность. Появилось даже новое понятие «информационная культура», под которой понимается часть общей культуры современного человека, отражающей достигнутый уровень организации работы с информацией, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и ее использования, а так же способности к целостному видению мира и предвидения последствий принимаемых решений.

          Появление интернета как глобального и культурно-исторического феномена заметно изменило мировоззренческую картину современного мира. Интернет как среда дает человеку массу возможностей в сфере образования, общения, творчества, но при этом требует жертвоприношения – на алтарь брошено время и здоровье (в данном случае в основном – психическое), которое человек на него тратит.

          Сопоставление пользы и вреда интернета, не всегда однозначно позитивно. Разговоры об интернет-зависимости как страшном психологическом заболевании не беспочвенны, а то, что современное поколение почти не читает непреложный факт. Человек теряет индивидуальность. Молодое поколение интеллектуалов перестает усваивать обычаи и традиции, интересоваться историей, достижениями культуры. В комплексе это ведет растворению личностного начала в человеке, деморализации общества в целом.

          Пора бить тревогу? Да, пора. Состояние здоровья современных школьников, когда до 90 % учащихся имеют разнообразные хронические заболевания различной степени сложности, является косвенным подтверждением, что внедрение в школах компьютерной техники и информационных технологий усугубляет ситуацию практически по всем медицинским показателям.

          Но не все так трагично как кажется на первый взгляд. Выход заключается в осмысление феномена «всемирной паутины» никак неизбежного зла, а как новой исключительной возможности открывающей перед человеком новые горизонты.

          Мы должны понять, что от нас – учителей, родителей, и просто граждан, во многом зависит, каким будет следующее поколение – образованным в общечеловеческом смысле или «продвинутым» в сленговом варианте молодежи.

          Мы должны оградить нашу молодежь от тлетворного влияния интернета и показать его возможности как инструмента в достижении целей личностного развития, сформировать у молодого поколения потребность в самореализации и информационной культуре, где основным ограничителем будут выступать мораль и закон. Но для этого мы сами должны освоить достижения компьютерной революции.

          В этом случае мы сможем сформировать такую культурологическую среду, где информационные технологии будут занимать определенное место, но не будут подменять собой личностное общение. Подобная среда должна быть нацелена на продуктивное развитие личности ребенка. Желание учиться – это, прежде всего осознание важности этой деятельности для всей дальнейшей жизни человека, это осмысление зависимости успеха, благополучие от качества приобретаемых знаний, умений, навыков. Соответственно потребность в них. Активность в том или ином виде деятельности непосредственно связана с самостоятельностью. Умение самостоятельно добывать нужную информацию зависит от конкретных условий образовательного процесса, где интернет как развивающая среда способствует, а не препятствует развитию человека. Формирование единой образовательной среды позволит унифицировать и систематизировать информацию, сделать ее доступней и оградит учащихся от не качественной и запрещенной законом информации.

          В этой связи следует помнить, что в информационном обществе необходимо начинать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью разнообразных электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер и средства современной коммуникации.

          При таком подходе сфера ответственности за взаимоотношения ребенка с компьютером не будет разделена на составляющие компоненты между школой (средой) и родителями (семьей).

          Данное обстоятельство, в перспективе дает школе реальную возможность выстраивать по отношению к молодому поколению, определенную воспитательную работу (быть может, даже систему!) по формированию элементов информационной культуры, развивать которую необходимо на трех фундаментальных основах современного российского общества – семье, образовательной системе и средствах массовой информации (интернет, телевидение, пресса).

          Без привлечения средств массовой информации к процессу формирования и развития самодостаточной и гармоничной личности приступать бессмысленно, так как их роль в жизни современной молодежи весьма существенна. В результате образовательный процесс в современной школе в области обучения программированию и информационным технологиям восстановит свою двойственную сущность: учебную и воспитательную, что важно для формирования обратной связи с обучаемыми как при мониторинге их образовательных компетенций, так и при развитии их творческих способностей. Причем качество и эффективность обучения будет определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

          Значимость использования НИТ в образовательном процессе учреждений муниципальной системы образования сегодня подтверждается данными мониторинга, проведенного центром «Эгида» в 2004 – 2005 учебном году.

          В данном мониторинге приняло участие 158 средних учебных заведений из 210 (более 75 %). Результаты мониторинга убедительно показывают, что наиболее интенсивно НИТ применяются на уроках математики, физики, истории, русского языка и биологии, а наименьшее применение находят на уроках физической культуры, черчения, рисования, МХК и экономики, что связано как со спецификой предметов, так и недостаточной подготовкой некоторых категорий педагогов в области применения ИКТ.

          Самой распространенной формой применения НИТ в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях является показ мультимедийных презентаций, поиск информации в интернете и работа с CD-дисками на уроках. Проектная деятельность с использованием ИКТ практикуется в 50 образовательных учреждениях (32 %). 97 образовательных учреждений из 158 имеют выход в интернет. Обучение компьютерной графике ведется в 64 из 158 ОУ, принявших участие в мониторинге, что составляет 41 %.

          В целом же проблема создания единого информационно-образовательного пространства в рамках муниципальной системы образования города Новосибирска на первый план вышла в начале 2004 года при разработке второй городской целевой программы «Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска на 2004 – 2007 гг.».

          Под термином «единое информационное образовательное пространство» подразумевается основанная на использовании компьютерной техники и ИКТ программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая технологическими средствами информационное обеспечение учащихся, учителей, родителей, администрацию образовательных учреждений и общественность. Подобная среда нацелена на информационную поддержку учебного процесса и управления ОУ, на информирование всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах, а также о внеучебных мероприятиях.

          При этом создание данной среды должно способствовать формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса муниципальной системы образования города и может осуществляться только на многоступенчатой и пошаговой основе.

          Во-первых, необходимо сформировать материально-техническую и кадровую базу процесса информатизации в Новосибирске. Без подготовленных педагогов и технической основы изменить привычные стереотипы поведения в образовательном процессе практически невозможно. Учитель должен представлять свое место в учебном процессе, основанном на использовании НИТ и умело применять новые «инструменты» при работе с учащимися. В противном случае происходит подмена «живого общения» «учитель – ученик» на коммуникацию «компьютер – ученик», что не способствует развитию личности ребенка, так как отсутствует личный пример педагога.

          В этом ключе Новосибирск основательно шагнул вперед. В рамках реализации федеральной программы «Развитие единой образовательно-информационной среды на 2001 – 2005 гг.» была значительно улучшена материально-техническая база образовательных учреждений города. В 2005 году 1 компьютер приходится уже на 38 учащихся. С декабря 2002 года в штатное расписание районных методических кабинетов было введено по ставке методиста по информационным технологиям, в задачи которых была вменена координация деятельности учителей информатики и ИКТ в 10 районах Новосибирска. Из 17 000 педагогов повышение квалификации в области применения и использования информационных технологий в различных центрах подготовки прошли примерно 40 % (около 6 500 человек).

Количество обученных слушателей в МУДО ГЦИ «Эгида» (по районам города) за 2004 – 2005 гг.

Количество человек
№№
п\п
Название района 2004 год 2005 год Всего
1. Дзержинский 98 91 189
2. Железнодорожный 36 55 91
3. Заельцовский 43 79 122
4. Калининский 37 63 100
5. Кировский 43 100 143
6. Ленинский 65 108 173
7. Октябрьский 12 63 75
8. Первомайский 29 42 71
9. Советский 4 3 7
10. Центральный 31 55 86
Итого по 10 районам: 398 643 1041

          В 2004 – 2005 гг. в рамках реализации проекта «Подключения школ города Новосибирска к сети Интернет» и создания единой муниципальной сети на основе оптоволоконных технологий к городскому интранету было подключено 41 ОУ, а концу 2005 года их будет уже 70. К 2007 году в единую сеть планируется объединить все общеобразовательные учреждения города.

          Во-вторых, оснастить муниципальную систему образования необходимым программным обеспечением учебного и прикладного характера. Развитие учебно-методической инфраструктуры образовательных учреждений является средством повышения эффективности и качества образования. В 2005 году по федеральной программе «Развитие единой образовательно-информационной среды на 2001 – 2005 гг.» библиотеки общеобразовательных учреждений получили мультимедийные компьютеры и медиатеки с 49 электронными учебными пособиями по различным предметам (всего 74 CD-диска). В этом направлении управление образования мэрии продолжает плодотворное сотрудничество с Институтом электронных программно-методических средств обучения РАО. В 2004 году все школы города уже получили электронные учебные пособия «Азбука (для начинающих)» и «Алгебра: функции и графики», в 2005 году планируется поставка электронных учебных комплектов по математике и русскому языку для 1 – 4 классов.

          В-третьих, создать ресурсный центр, который координировал бы деятельность различных учреждений образования города Новосибирска по проблемам внедрения НИТ в образовательный процесс и информатизации образования. Создание подобного центра позволило бы не только гарантировать качественное наполнение информационно-образовательной среды востребованными ресурсами, но и эффективно управлять информационными потоками в целом.

          В этой связи в августе 2004 года был открыт Городской центр информатизации «Эгида». В основу деятельности центра «Эгида» была положена практическая реализация городской целевой программы «Информатизация муниципальной системы образования г. Новосибирска на 2004 – 2007 гг.». Кроме того, в настоящее время центр «Эгида» является основным звеном городской системы подготовки и переподготовки специалистов в области применения и использования НИТ в образовательном процессе. С 28 января 2005 года центр стал координатором Городской экспериментальной площадки по информатизации образования (ГЭП), объединяющей 14 образовательных учреждений (базовых школ) во всех 10 районах города. Основной задачей ГЭП является обучение педагогов города по различным программам базовой подготовки без отрыва от производства. Только за 2004 – 2005 гг. в рамках ГЭП прошли обучение 824 педагога.

          Итак, в условиях формирования глобального информационного пространства следующей ступенью в развитии процессов информатизации образования в Новосибирске должно стать формирование открытого единого информационно-образовательного пространства и его содержательное наполнение. Информационно-образовательное пространство – это пространство осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования НИТ. В этом случае единое информационно-образовательное пространство выступает как фундаментальная основа формирования личности информационной цивилизации, освоившей информационную картину мира, представленную символами, сигналами, информационными потоками и средами в их совокупности. Как пишет известный российский специалист в области применения и использования педагогических информационных технологий (ПИТ) В. А. Извозчиков «в условиях формирования многомерного информационно-образовательного пространства педагогические технологии преобразуются в педагогические информационные технологии – системы материальных (технологических) и идеальных (знания) средств, используемых в обучении для обработки, передачи и распространения информации и преобразования способов ее представления».

          Построение качественно нового образовательного процесса на основе эффективного использования ПИТ в обучении и воспитании школьников подтверждает и опыт функционирования новосибирских школ – экспериментальных площадок РАО, аккредитованных при Институте электронных программно-методических средств обучения. На их базе разработан проект «Открытая информационная среда школы», реализуется концепция «Информатизация начальной школы», проводятся научно-практические семинары для учителей и руководителей ОУ в рамках реализации проекта «Открытая информационная среда школы».

          В настоящее время в Новосибирске успешно работают пять школ, которым присвоен статус экспериментальных площадок РАО, аккредитованных при Институте электронных программно-методических средств обучения. Это МОУ СОШ № 4, МОУ СОШ № 84, МОУ гимназия № 10, МОУ гимназия № 9, специальная (коррекционная) школа № 37. Статус базовой школы института имеет МОУ лицей № 200. На базе этих ОУ проводится апробация, а затем активное внедрение в образовательную практику электронных учебных материалов для начальной школы, разработанных в ИЭПМСО РАО, электронных учебных материалов, предназначенных для применения на уроках математики и физики в основной школе, а также информационно-методических систем по физике и географии для подготовки учителей к преподавательской деятельности.

          Высокую степень заинтересованности в применении и использовании данного комплекта программно-методических программ проявили МОУ ЛИТ Кировского района, МОУ гимназия № 2 Ленинского района, МОУ СОШ №№ 70, 90, 171 Ленинского района, МОУ СОШ №№ 141, 146 Первомайского района, МОУ СОШ №№ 96, 177 Дзержинского района.

          Исследования, направленные на изучение влияния использования электронных учебных пособий на степень обученности учащихся проводились сотрудниками ИЭПМСО РАО на базе всех экспериментальных школ. Полученные результаты подтверждают высокую эффективность использования этих материалов в образовательном процессе.

          Позитивный опыт организации образовательного процесса на основе активного применения ПИТ накоплен и в ряде других школ города Новосибирска:
          - проведение интегрированных уроков информатики и ИКТ с другими предметами (в связи с переходом системы образования на профильное обучением);
          - организация внеклассной и внеучебной работы со школьниками на основе применения ИКТ;
          - использование программы «АРМ директор школы» (включает в себя базу данных педагогов, учащихся, учебные планы, тарификацию, систему мониторинга, отчетности).

          Практическим шагом в построении единого информационно-образовательного пространства стало проведение 26 ноября 2004 года первой видеоконференции муниципальной системы образования города по теме: «Образование, город, дети» с участием более 250 представителей образовательных учреждений и органов управления образованием. К концу этого года на базе центра «Эгида» проведено уже 6 крупных видеосеминаров, совещаний и конференций.

          Так, 28 октября 2005 года состоялся региональный видеосеминар по теме: «Проблемы и перспективы дистанционного обучения в Новосибирске», в работе которого приняли участие представители центров дистанционного обучения НГТУ, НГПУ, НИПКиПРО, ТУСУР (Томск), ГЦИ «Эгида», ДТД УМ «Юниор», ГЦОиЗ «Магистр», МОУ ЛИТ и МОУ СОШ № 90.

          Развитие единого информационно-образовательного пространства города, на сегодняшний день, мы видим в создании системы средств обеспечения участников образовательного процесса необходимой учебно-методической и нормативно-правовой информацией. В этом направлении были предприняты определенные шаги, предполагающие в перспективе качественные изменения:
          1. с января 2005 года возобновлен выпуск информационного «Вестника образования» (печатное издание) ориентированного на освещение значимых моментов жизнедеятельности муниципальной системы образования;
          2. с февраля 2005 года центр «Эгида» при поддержке управления образования мэрии Новосибирска проводят городские интерактивные конкурсы для учителей и учащихся образовательных учреждений (в 2005 году – 10, 2006 году – 11), в том числе, конкурс сайтов ОУ, «Мой Новосибирск», электронных и мультимедийных учебно-методических разработок по информатике и ИКТ и электронных учебников среди ОУ. В 2005 году в них принимают участие 238 команд из 55 ОУ;
          3. с марта 2005 года на базе центра «Эгида» ведется разработка электронного пособия по обществознанию «Обществознание в схемах и таблицах», выпуск которого планируется в сентябре 2006 года;
          4. в мае 2005 года на базе МОУ гимназии № 2 прошел I фестиваль школьных студий компьютерной графики, который наглядно показал высокий уровень выставляемых работ;
          5. с сентября 2005 года в городе формируется информационная база данных по школьным музеям с целью сохранения фондов и формирования основ для патриотического воспитания;
          6. с октября 2005 года началось обучение тьютеров муниципальной системы дистанционного обучения на основе «электронного ядра» «Moodle» на базе МОУ ЛИТ Кировского района и МОУ гимназии № 2 Ленинского района. Развитие муниципальной системы дистанционного обучения будет способствовать продвижению ИКТ в Новосибирске, что повысит престиж и эффективность работы ОУ. Основным результатом создания муниципальной системы дистанционного обучения станет обеспечение большей доступности образования для педагогов и школьников путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением ИКТ и создание электронной базы данных учебно-методического содержания для ОУ. В декабре 2005 – январе 2006 года будет выработана стратегия и утвержден план развития муниципальной системы дистанционного обучения;
          7. 7 ноября 2005 года центром «Эгида» был выпущен первый номер электронной газеты управления образования мэрии «Интерактивное образование», направленной на создание в муниципальной системе образования информационного ресурса, который будет представлять город в глобальной сети. Выпуск второго намечен на 15 декабря 2005 года;
          8. 29 ноября 2006 года управлением образования мэрии Новосибирска на базе НИПКиПРО при активной поддержке Института электронных программно-методических средств обучения РАО была проведена II научно-практическая конференция «Информатизация муниципальной системы образования города Новосибирска: информационная и методическая культура участников образовательного процесса», на которой еще раз была отмечена высокая заинтересованность ОУ в создании единого информационно-образовательного пространства как фундаментальной основы в развитии информационной культуры всех участников образовательного процесса;
          9. 1 января 2006 года запускается новый сайт новосибирской информационно-образовательной сети – NIOS.ru и комплекс сайтов крупный образовательных центров города – ГЦИ «Эгида», ДТД УМ «Юниор», ГЦОиЗ «Магистр»;
          10.  1 марта 2006 года центр «Эгида» запускает новый интерактивный проект по истории и культурной жизни города на Оби «Памятные места Новосибирска», ориентированный на широкую читательскую аудиторию;
          11. с 15 марта 2006 года начнет работу виртуальное методическое объединение учителей информатики и ИКТ;
          12. к 1 июня 2006 года на базе Городского центра информатизации «Эгида» будет разработан аннотированный каталог интернет- и медиаресурсов;
          13. к 1 сентября 2006 года сформировать систему сервисного обслуживания компьютерной и периферийной техники в учреждениях образования города Новосибирска;
          14. с 15 сентября 2006 года начнет работу виртуальное методическое объединение учителей истории и обществознания;
          15. к 1 октября 2006 года создать на базе Городского центра информатизации «Эгида» экспериментальную площадку по разработке и использованию электронных учебных пособий (ЭУП) и учебно-методических комплексов с мультимедийной поддержкой.

          Итак, информатизация образовательного процесса на современном этапе выдвигает задачу перехода к новым педагогическим технологиям и прогрессивным методам образования, которые в перспективе и должны обеспечить качественный «рывок вперед» муниципальной системы образования.

          Изменение доминанты образования основано на стремлении общества к созданию оптимальных форм развития внутреннего потенциала личности и эффективной модернизации качества учебно-воспитательного процесса как средства достижения поставленной цели. Приоритет личностного развития ребенка должен быть не самоцелью школы, а объективной причиной перехода к новому качеству образования и воспитания, к новым механизмам воздействия на человека.

          В связи с этим важнейшими задачами совершенствования образовательного процесса являются:
          - повышение информационной культуры преподавателей и учащихся;
          - адаптация ИКТ в сфере образования;
          - разработка единых стандартов при создании программных продуктов.

          Модернизация образования – глобальный инновационный процесс. В. Н. Лупанов в своей статье «Модернизация российского образования и пути информатизации учебного процесса пишет: «Модернизация образования – это создание механизма устойчивого развития системы образования на основе обеспечения современного качества образования. Успешная модернизация образования в России возможна только при том условии, если она будет основываться на сохранении его фундаментальности и соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

          И далее «… наиболее актуальным для школ остается интенсивное развитие глобальных сетей (интернет и интранет – С. Ф.), которое позволяет участвовать в информационном обмене неограниченному числу учащихся, организаций и физических лиц на самых широких демократических началах».

          Таким образом, в настоящее время становится очевидным, что дальнейшая модернизация муниципальной системы образования без создания ресурсного центра (на базе сервера NIOS.ru), координирующего деятельность ОУ по проблемам внедрения ПИТ в образовательный процесс для эффективного наполнения информационно-образовательного пространства ресурсами учебно-методического, научного и нормативно-правового назначения и управления информационными потоками.

          Управление информационными потоками в условиях функционирования подобной среды становится главным инструментом воздействия на образовательные учреждения всех видов и типов. К основным способам влияния на участников образовательного процесса, которые в современных условиях выходят на первый план, можно отнести:
          - электронный документооборот;
          - электронные СМИ (газета «Интерактивное образование»);
          - информационно-образовательный портал управления образования мэрии Новосибирска NIOS.ru;
          - комплексный мониторинг образовательного процесса (организация и проведение целевых контрольных исследований состояния и развития муниципальной системы образования);
          - база данных (совокупность данных, организация которых основана на общих принципах описания, хранения и манипулирования) и система отчетности;
          - систему сайтов районных управлений (отделов) образования, центров дополнительного образования и сайтов ОУ объединенных в единую информационно-образовательную сеть.

          Методическое использование подобного коммуникационного инструментария будет способствовать оптимизации работы всех звеньев муниципальной системы образования: от школ и детских садов до органов управления образованием.

          В идеале упорядоченность электронного документооборота должна привести к информационной разгрузке всех участников образовательного процесса.

          В заключении хотелось бы отметить, что развитие в рамках муниципальной системы образования информационно-образовательного пространства, основанного на повсеместном использовании ПИТ, позволит сформировать креативную и толерантную личность, значительно расширит область самостоятельной работы школьников, обеспечит высокую активность их работы с учебными материалами, что существенно повысит качество и эффективность образования.

          В итоге создание информационно-образовательного пространства должно обеспечить реализацию образовательных потребностей педагогов и школьников и создать условия для наиболее полного представления муниципальной системы образования в мировой глобальной сети, с целью привлечения практического интереса российской и мировой общественности к городу Новосибирску.