Материалы исследования наркоситуации в системе школьного образования Новосибирска за 2002-2004 годы

Мочалов А.И. зав. лабораторией социогенных заболеваний ГЦОЗ «Магистр»,
врач психиатр-нарколог высшей категории
Мелёхина С.В. педагог-психолог лаборатории социогенных заболеваний ГЦОЗ «Магистр»

В 2005 году были опубликованы материалы исследования наркоситуации в системе образования Новосибирска. Исследование проводилось по результатам анкетного опроса учащихся школ, ССУЗов и ВУЗов Новосибирска, осуществлённого в период с 9 по 11 декабря 2002 года. Опрошено было 2850 учащихся.
В период с 1 по 10 февраля 2005 года опрошено 2000 учащихся и 250 родителей.

          В исследовании принимали участие специалисты Муниципального учреждения дополнительного образования Городского центра образования и здоровья «Магистр» и специалисты Информационно-аналитического управления мэрии.

          В данной работе представлена выборка результатов проведённого исследования среди учащихся школ.

1. Оценка остроты проблемы наркомании

1.1. Оценка проблемы наркомании в городе

          Сравнивая результаты, двух опросов, проведенных в 2002 и 2005 годах можно сказать, что уменьшилась доля молодых людей, считающих, что проблема наркомании в городе стоит остро и требует немедленных мер: 45,7 % в 2005 против 52,6 % в 2002 году. В то же время, увеличилась доля тех, кто считает, что наркомания как проблема, стоит, «не очень остро» – так ответили 12,8 % опрашиваемых в 2005 году, тогда как в 2002 так считало только 8 % молодежи.

          Произошли значительные изменения в оценках проблемы наркомании. Только 43,7 % школьников по данным 2005, сказали о том, что проблема требует немедленных мер, тогда как в 2002 определивших наркоманию как очень острую проблему было 54,6 %. Особенно стоит обратить внимание на девятые классы школ, где доля считающих наркоманию острой проблемой снизилась до 44,1 %.

          При этом выросла доля школьников, считающих проблему наркомании не очень острой – 15,1 %.

          Возможно, сейчас проблема наркомании не настолько актуальна для школьников, но все же она беспокоит молодых жителей города – об этом косвенно свидетельствует рост тех, для кого наркомания является проблемой, но стоящей не острее других. Особенно высока эта доля среди школьников десятых и одиннадцатых классов. Так в 2002 году лишь 5,5 % десятиклассников выбрали подсказку «проблема стоит не очень остро», тогда как в 2005 доля выбравших эту подсказку достигла 15,3 %. Похожая ситуация и в 11-х классах: 5,1 % в 2002, против 13,3 % в 2005.

1.2. Оценка проблемы наркомании в учебном заведении

          Доля тех, кто считает, что в их учебном заведении употребление наркотиков очень распространено, снизилась по сравнению с данными обследования 2002 года и составила 3% от всех опрошенных молодых людей. Значительно снизилась доля тех, кто отметил распространенность наркомании в своем учебном заведении «не больше, чем везде» – 19,6 % против 31,4 % по данным 2002 года.

          Ответы на вопрос о распространенности наркотиков в средних учебных заведениях свидетельствуют об улучшении ситуации по сравнению с 2002 годом. Так, доля тех, кто сказал, что в их учебном заведении совсем нет наркотиков составляет 25,8 % (23,6 % в 2002).

          Значимых изменений в распределении ответов о распространенности наркотиков по классам школы не произошло. По-прежнему большая часть респондентов достаточно редко сталкиваются с употреблением наркотиков учащимися своего учебного заведения.

          Ответы на вопрос, о том, где можно достать наркотики, не дали каких-либо неожиданных или негативных результатов. По-прежнему высока доля неосведомленных о местах распространения (продажи) наркотиков в своем учебном заведении, 84,9 % опрошенных не знают, где можно «достать» наркотики.

          Доля неосведомленных о местах распространения наркотиков составляет (84,1 %).

          Распределение ответов на вопрос, о том, где можно достать наркотики, по полу среди школьников осталось практически неизменным. Также как и в предыдущем исследовании, юноши более осведомлены о местах продаж 15,2 %, нежели девушки – 9,8 %.

1.3. Распространенность наркомании в личном окружении учащихся

          Около трети (29,8 %) опрошенных учащихся имеют друзей наркоманов в своем окружении, 5,1 % из них отметили, что среди их друзей и знакомых «много наркоманов». Данные показатели не слишком отличаются, от показателей полученных в 2002 году.

          Незначительно увеличилась доля школьников, имеющих в своем окружении друзей наркоманов.

          Анализируя распределения ответов школьников по классам, можно отметить, что на общем фоне выделяются ответы десятиклассников. Изменения, произошедшие внутри этой группы, существенны: практически вдвое увеличилось количество тех, в окружении кого встречаются наркоманы.

          В распределении ответов школьников по полу можно выделить следующие изменения: увеличилось количество девушек, в окружении которых встречаются люди употребляющие наркотики, хотя эти изменения находятся в пределах статистической погрешности.

2. Отношение к употреблению и опыт употребления наркотиков

          Общее отношение к наркотикам среди учащихся 2005 г. незначительно отличается от распределения оценок и мнений, полученных в 2002 г. По-прежнему, около 80 % участников опроса не имеют опыта употребления наркотиков. Однако данные обследования позволяют предположить, что знакомство с наркотиками происходит в более ранний срок (чем в 2002 году) и приходится, в основном, на 9 – 10 классы школы. За последние три года наблюдается рост числа «пробовавших» наркотики как среди мальчиков, так и среди девочек.

          Не наблюдается значимых отличий и в оценках степени опасности «легких» наркотиков. Наиболее критичную позицию в этом отношении занимают учащиеся 9-х классов. Положительным моментом можно назвать увеличение распространенности мнения о вреде «легких» наркотиков среди школьников, имеющих опыт употребления наркотиков.

3. Образ человека, принимающего наркотики

          Данные показывают, что наркоманом опрошенные считают в первую очередь тех, кто неспособен отказаться от употребления наркотиков. Анализ показателя в динамике позволяет увидеть некоторые изменения образа наркомана среди учащихся школ от человека, страдающего наркотической зависимостью и употребляющего сильнодействующие наркотики в течение длительного периода времени, к человеку, когда-либо имевшему опыт употребления наркотиков различных видов. Так, школьники при определении наркомана стали в целом больше по сравнению с 2002 годом уделять внимания самому факту хотя бы однократного употребления наркотиков. Кроме того, ученики 9 и 11 классов в меньшей степени стали называть наличие зависимости от наркотиков в качестве признака наркомана.

          Почти половина опрошенных, как и в 2002 году, попытается убедить друзей или знакомых прекратить употребление наркотиков, и около трети попытается помочь в этом, если узнает об употреблении ими наркотиков.

          Подавляющая часть опрошенных не стала бы поддерживать дружеских отношений с наркоманом. По сравнению с 2002 годом, среди учащихся школ снизилась доля тех, кто стал бы дружить с наркоманом, не придавая этому факту никакого значения (причем среди школьников это относится в большей степени к ученикам 9 и 11 классов). Кроме того, в 2005 году немногим меньшей оказалась доля тех, кто стал бы дружить с наркоманом, но помог бы человеку избавиться от наркотической зависимости.

4. Причины и мотивы употребления наркотиков (субъективные представления)

          Структура мотивов употребления наркотиков молодыми людьми не изменилась с момента опроса 2002 года. Прежде всего, это «уход от личных проблем», «интерес к необычным ощущениям» и «получение удовольствия».

          Немаловажными факторами, способствующими употреблению наркотиков, в 2002 году были названы «стремление быть как все» и «уважение друзей и знакомых». Данные мотивы были выделены, в первую очередь, школьниками старших классов. Сегодня эти причины теряют свою актуальность.

          Иными словами, основное изменение, зафиксированное в результате опроса, заключается в том, что отходят на задний план общественные и групповые мотивы употребления наркотиков («за компанию», «как все» и т.п.), и по-прежнему актуальны мотивы решения личных проблем и получения удовольствия. Таким образом, наркотики, по мнению школьников, становятся некой заменой обществу, в первую очередь – друзьям и семье.

          Влияние семьи на употребление наркотиков в большей мере поддерживается девушками. Хотя и молодые люди, и девушки склонны полагать, что отношение родителей к ребенку и неблагополучие семьи могут стать причинами употребления наркотиков.

5. Факторы, сдерживающие употребление наркотиков

          Среди мотивов отказа от наркотиков по-прежнему лидируют такие как опасность заболеть СПИДом, полное привыкание и ранняя смерть. При этом нужно отметить повышение в важности таких факторов как потеря уважения близких, отлучение от семьи. Иными словами, можно предположить, что для современных школьников становятся важнее социальные факторы – отношение к ним окружающих и оценка близкими поступков.

          Подавляющее большинство опрошенных учащихся осознает вред, который наносят наркотики организму человека. Изменений в оценках школьников по данному вопросу практически не произошло.

6. Меры по борьбе с наркоманией

          По мнению опрошенных учащихся, ужесточение мер в отношении людей, употребляющих наркотики, в целом необходимо. Однако девятиклассники полагают, что ужесточение не самое эффективное средство в борьбе с наркоманией.

          По сравнению с данными 2002 года, наиболее действенными способами решения проблемы являются принудительное лечение наркоманов, а не ужесточение законов, а также беседы с бывшими наркоманами.

7. Мнения родителей молодых людей

          Согласно данным, полученным в ходе исследования, более половины опрошенных родителей считают, что у их детей не может возникнуть никаких проблем с алкоголем и наркотиками, тогда как более четверти не исключают такой возможности (в первую очередь это родители детей 15 - 17 лет).

          Большая часть опрошенных родителей (87,9 %) беседовали со своими детьми на тему курения и употребления алкоголя (78,2 %, в первую очередь – родители детей 11-14 лет). Более половины респондентов разговаривали с детьми также о проблемах наркомании (59,4 %, в первую очередь родители детей младше 10 лет), около четверти – о проблеме СПИДа (больше других – родители детей 11-17 лет). Менее пятой части опрошенных беседовали с детьми об инфекциях, передаваемых половым путем (более других – с детьми 15-17 лет).

          Большая часть опрошенных родителей (68,2 %) не нуждаются в какой-либо информации или консультациях по поводу вышеупомянутых проблем и способов их донесения до детей. Остальные отмечали наличие потребности в консультациях психологов по поводу способов наиболее эффективного налаживания контакта с ребенком в разговорах на подобные темы, а также организации комплексных программ по работе с детьми, включающих показ видеоматериалов, распространение печатной продукции, различных видов наглядной агитации, проведение лекций в учебных заведениях. Среди наиболее эффективных методов предотвращения проблем с алкоголем и наркотиками среди молодежи на первом месте находятся такие традиционные методы как беседы родителей со своими детьми (71,5 %) и профилактическая работа в школах (59,8 %).