Необходимость создания в городе системы комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (профилактика появления отклонения, ранняя диагностика и специальная помощь детям с отклонениями в развитии) как общего приоритетного направления специального образования определяется социально-экономическими условиями современной жизни и их последствиями для населения, политикой государства по отношению к проблемным детям, возможностями науки и практики в оказании такой помощи.
Пристальный интерес к проблемам обеспечения жизненного пути детей и подростков с особенностями в развитии способствует тому, что на сегодня в городе Новосибирске сформировано, отлажено и работает в полную меру психолого-медико-педагогическое консультирование.
Городская ПМПК, создана в 1997 году. В год 10 летнего юбилея ГЦОЗ «Магистр» хочется поделиться успехами и проблемами одного из подразделений – городской ПМПК.
Все это время ведется практическая работа городской ПМПК с детьми, в том числе, раннего возраста, по определению специальных психологических и образовательных потребностей, созданию условий для эффективного преодоления отклонений в развитии.
Реализация права детей с особенностями развития, получение своевременной помощи, является одним из приоритетных направлений деятельности городской ПМПК. Реализация данного направления предполагает:
• своевременное выявление детей с особенностями развития, их углубленное психолого-медико-педагогическое обследование, составление заключения с целью определения адекватных условий обучения и воспитания, объема коррекционно-педагогической помощи в соответствии с потребностями детей, имеющих особенности психофизического развития;
• оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями развития, начиная с первых месяцев жизни до 3 лет с целью снятия или ослабления влияния имеющихся нарушений, предупреждение развития их осложнений;
• организация образовательного процесса с детьми, имеющими тяжелые множественные (комбинированные) нарушения развития.
За это время оказана всесторонняя медико-психолого-педагогическая помощь многим детям «группы риска», за 8 лет было проконсультировано более 6,5 тысяч детей.
В результате данной работы у значительного количества детей устранены явные нарушения в развитии, большинство детей достигли нормы возрастного развития.
Наиболее проблемные дети продолжают обучение по программам специальной (коррекционной) школы VII и VIII вида.
Мониторинг деятельности ПМПК позволяет сделать вывод о том, что проблема создания системы помощи актуальна, значима и необходима.
Данные динамического развития детей показывают, что успех обучения и воспитания зависит:
• от своевременности и систематичности психолого-педагогического воздействия;
• адекватной медико-социальной помощи;
• определения оптимальных условий обучения и воспитания;
• соблюдения образовательного маршрута, прописанного ГПМПК.
Система помощи детям с особенностями в развитии продолжает складываться и развиваться, отмечаются следующие положительные результаты:
• Отработана система набора детей «группы риска» в специализированные группы дошкольных учреждений.
• Совершенствуется система работы данных учреждений с целью выбора направлений коррекционного воздействия и определения образовательных условий для ребенка.
• Возрастает востребованность услуг ПМПК.
• Увеличивается перечень проблем, в отношении которых специалистами ПМПК может оказываться квалифицированная помощь.
А как часто, заметив, что ребенок развивается по особому пути, родители, стремятся получить помощь специалистов, справедливо полагая, что именно эта помощь является необходимым условием полноценного развития?
Наша потенциальная аудитория – это дети и подростки с особенностями в развитии, их родители, педагоги, специалисты МООУ и МДОУ, воспитатели и специалисты УОВ.
Отработана и внедрена в практику работы «Модель сопровождения детей, обратившихся в ПМПК».
Мы осознанно понимаем, что решение проблем обучения и воспитания детей «группы риска» нуждается в новых подходах. Сегодня мы призваны помогать педагогам и родителям строить индивидуальные образовательные потребности и формулировать соответствующие задачи обучения, рекомендовать образовательные маршруты, отслеживать соответствие выбранной программы обучения уровню развития ребенка.
Поэтому в поле зрения специалистов ПМПК находятся и педагоги, и родители и специалисты ОУ.
За эти годы в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Был принят ряд важнейших нормативно-правовых документов.
Весомый вклад в разработку методов и средств современной диагностики отклоняющегося развития, абилитации и реабилитации детей и воспитанников УОВ вносят специалисты ПМПК.
Но важным показателем результативности работы являются кадры. Специалисты ПМПК – это высококвалифицированные профессионалы, которые все силы, здоровье, знания отдают на благо служения своему делу.
Профессиональные знания, материнские чувства, педагогическую выдержку и такт, посвящают детям, оказывая своевременную психолого-педагогическую помощь в абилитации и социализации детей с отклонениями в развитии.
Петрова Л.Я.,
председатель городской ПМПК,
учитель-логопед высшей категории, почётный работник МОРФ.
Нехаева Г.М.,
учитель-дефектолог, высшей категории
Субботина И.С.,
педагог-психолог
Колтун М.В.,
учитель-дефектолог