Лаборатория школьного здоровья - из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.

          Хонина Д.С. зав. лабораторией школьного здоровья, врач-педиатр

          За последние 10 лет в нашей стране, как и во всем мире происходит интенсивное техногенное развитие, повышается уровень требований к специалистам всех видов деятельности. Современная школа вынуждена неуклонно расширять и усложнять образовательные программы, чтобы подготовить абитуриентов, поступающих в престижные ВУЗы. Широкое внедрение электронных средств информации в повседневную жизнь, интенсификация учебного процесса, рост уровня заболеваемости и снижение численности детей и подростков выводят здоровьесберегающую практику образовательных учреждений в число важнейших направлений педагогической деятельности.

Рисунок 1. Изменение численности обучающихся в ОУ Новосибирска, по данным УЗ мэрии, абсолютные значения

          Лаборатория школьного здоровья городского центра образования и здоровья «Магистр» в течение 10 лет участвовала в формировании на территории Новосибирска здоровьесберегающего безопасного образовательного пространства в муниципальной системе образования. Деятельность сотрудников лаборатории строилась исходя из основных целей, задач и направлений работы Центра и была направлена на внедрение в практику образовательных учреждений здоровьесберегающих методик и технологий, создание в ОУ системы здоровьесбережения.

          За последние 5 лет количество школ города Новосибирска, работающих по программам «Здоровье», выросло на 18% (от всего количества школ города), количество школ «Здоровье», имеющих научное руководство, возросло почти в 3 раза.

Рисунок 2. Увеличение количества школ Новосибирска, работающих по программам «Здоровье», в динамике с 2000 – 2005 гг., показатель в %

          В результате анализа медико-социальных условий ОУ, имеющих программы «Здоровье», отмечается стабилизация и незначительное улучшение состояния здоровья детей. Особенно выделяется зависимость заболеваемости школьников от здоровьесберегающей деятельности района. Например, в Дзержинском районе города Новосибирска с 2000 по 2004 год количество школ «Здоровья» увеличилось с 30 % до 50 % от всех школ района, практически все школы имеют научное руководство и ведут системную и комплексную работу по здоровьесбережению. По результатам анализа годовых отчетов школьных врачей-педиатров (данные предоставлены УЗ мэрии Новосибирска) отмечается снижение основных «школьных» заболеваний: ЛОР-органов, нервной системы, сердца, органов зрения.

Рисунок 3. Снижение заболеваемости учащихся школ Дзержинского района, относительный показатель на 1000 учащихся

          В лаборатории школьного здоровья создан банк данных ОУ города, имеющих программы «Здоровье». Здоровьесберегающая деятельность в них осуществляется по разным направлениям, с использованием современных оздоровительно-реабилитационных технологий, привлечением специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения – школьных психологов, социальных педагогов, преподавателей физической культуры, врачей.

          На базе центра «Магистр» сотрудниками лаборатории постоянно осуществляется повышение профессиональной компетенции работников образования по актуальным вопросам сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Обучение проходит в виде научно-практических семинаров для учителей начальной школы, преподавателей биологии, физической культуры, школьных врачей и фельдшеров, выездных семинаров по заявкам работников образования города. В целом за последние 5 лет организовано и проведено более 100 обучающих семинаров, которые посетило более 5 000 работников образования из 150 образовательных учреждений города и области. Таким образом, информация, полученная на семинарах, распространяется на территорию образовательных учреждений. По данным областного Центра мониторинга, на 2004 год обучение учащихся принципам и правилам здорового образа жизни проводится в 96 % школ Новосибирска, родителей – в 91 % школ, работников образования и персонала школы – в 86 % школ города.

Рисунок 4. Работа по обучению принципам и правилам здорового образа жизни в школах Новосибирска, показатель в %

          Осуществляется тесное сотрудничество руководства РОО (РУО) и ОУ всех районов Новосибирска с лабораторией школьного здоровья Центра по вопросам разработки программ «Здоровье» и оказанию методической помощи в их реализации – в проведении семинаров, круглых столов, совещаний, конференций для педагогов и учащихся, олимпиад по здоровью.

          Решая вопросы здоровьесбережения в ОУ, сотрудники неоднократно выступали в прессе – 74 выступления за последние 5 лет по различным аспектам ЗОЖ: по вопросам адаптации учащихся к школе после летнего отдыха, о проблемах здоровья учителя и способов его сохранения, о работе Родительского университета «Мы и наши дети», по основам рационального питания, профилактике нарушений осанки, зрения у школьников, иммунитету и способам его повышения. Все сотрудники выступали в передачах ГТРК – «Семья», «Семейный час», «Микрофорум»; радио «Слово»; на телевидении в передаче «Между нами»; в газетах «Учительская газета», «Российское здоровье», «Вечерний Новосибирск»; в журналах «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области». Востребованность этой работы была очевидна.

          По данным многих исследований, престиж образования был и остается достаточно высоким. Учебу в качестве жизненной ценности дети и подростки ставят на одно из первых мест. Соответственно, школа остается наиболее эффективным институтом, позволяющим внедрять в детско-юношескую среду позитивные медико-социальные установки. На сегодняшний день можно отметить, что на территории города Новосибирска формируется содружество специалистов с высшим педагогическим, психологическим, социологическим, медицинским образованием реализующих идеи сохранения и укрепления здоровья среди всех участников образовательного процесса.