Моделирование учебно-методического сопровождения в рамках организации профильных классов

Т.Б. Корнеева, И.В. Дмитриев
Томск, Образовательный центр «Школьный университет» Томского государственного университета автоматизированных систем управления и радиоэлектроники

          «Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, хотя перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения»

          При всех очевидно правильных, современных и актуальных трактовках профильного обучения, несомненную трудность для общеобразовательных школ составляет практическая реализация модели профильной школы.

          Согласно официальным документам Министерства образования «Введение на третьей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый, профильный уровни), нового федерального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования России от 09.03.2004 № 1312, предполагается, что региональные и муниципальные органы управления образованием, каждое общеобразовательное учреждение будут строить свои модели организации профильного обучения старшеклассников». Однако, вследствие отсутствия механизмов, переход на профильное обучение для многих школ – формальный. Создаются профильные классы, но система преподавания остается прежней.

          Основную проблему перехода на профильное обучение в школах мы видим в отсутствии системы организационного, методического и учебного сопровождения, в не проработанности управленческих механизмов.

          Мы считаем, что механизм реального перехода на профильное обучение состоит в смещении акцента с обеспечения учебного процесса к его сопровождению и, в дальнейшем, объединении этих процессов в единую систему.

          Система обеспечения учебного процесса в профильной школе, на наш взгляд, состоит в создании педагогических и организационных условий проведения обучения (организация класса, разработка учебно-методического комплекса, консультации, проведение курсов повышения квалификации для преподавателей, выдача документов). Сопровождение же должно осуществляться на методическом и управленческом уровнях. Однако и система обеспечения учебного процесса для профильной школы требует изменений: особого внимания требуют учебники и учебные комплексы, система повышения квалификации для преподавателей.

          Чтобы обеспечить переход от обеспечивающей модели обучения к сопровождающей, необходимо создать систему учебно-методического сопровождения учебного процесса. В условиях профильного обучения в сопровождении учебного процесса нуждаются как педагог, так и учащийся.

          Необходима разработка модели учебно-методического сопровождения учебного процесса при переходе на профильное обучение.

          Переход на профильное обучение предъявляет особые требования к построению учебных курсов, структуре учебно-методических пособий, а также к организационной форме, в которой будут преподаваться профильные дисциплины.

          С нашей точки зрения, такой организационной формой может быть модульная система организации учебного процесса.

          В нашем понимании учебный модуль рассматривается как определенная единица обучения, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью в рамках учебного курса, поскольку имеет:
          1. Свое содержание в виде логически завершенного блока в рамках учебного курса;
          2. Собственные цели обучения данному содержанию;
          3. Технологическое и методическое «оснащение», обеспечивающее дидактический процесс в соответствии с целями обучения;
          4. Организационные формы обучения, необходимые для дидактического процесса.

          Построение содержания и форм организации профильного обучения зависит от целей, которые определяет для себя каждое образовательное учреждение при переходе на профильность, поскольку только четкие целевые ориентации смогут стать базой для выбора адекватных учебных и образовательных форм, принципов организации образовательного процесса в целом и изменения содержания образования.

          Как правило, профильное обучение вводится для того, чтобы обеспечить подготовку детей к поступлению в ВУЗ (успешно сдача экзаменов выпускных в формате ЕГЭ и вступительных). Однако, на наш взгляд, также необходимо подготовить школьников к организационной системе обучения в вузе. Давно и хорошо известен факт вузовского образования – выпускник школы испытывает существенные затруднения на первых этапах обучения в вузе. Причин этому много:
          • несогласованность в содержании, методах и в средствах обучения в школе и вузе;
          • существенно различаются характер и способы познавательной деятельности обучаемых;
          • отсутствие преемственности как формы связи между элементами системы обучения.

          С другой стороны, программа модернизации образования направлена на развитие элементов профессионального мышления внутри допрофессиональной подготовки. В российском образовании возникает термин «допрофессиональная подготовка», и она уже увязывается с профилем, в котором возникают «профессиональные пробы», «профессиональное самоопределение», «определение собственных профессиональных пределов» и т.д.

          В тоже время, сегодня мы говорим о процессе инфляции знания, поскольку знания прибавляются с бешеной скоростью, и значит, знание перестает быть единственным и основным способом упаковки культурного содержания. Ему на смену приходит другая упаковка – способ. И сегодня выигрывает не тот, кто больше знает, а тот, кто овладел более качественными способами работы с разными типами знания и незнания: способы восприятия, способы исследования, способы проектирования.

          Введение профильного обучения внесет в содержание школьного образования, в учебный процесс новые компоненты, многие из которых будут непосредственно «работать» на повышение эффективности преемственности образования в школе и в вузе:
          • возможность формирования на основе базисного учебного плана вариативных по структуре и содержанию учебных планов;
          • разбивка содержания образования на разные типы курсов (базовые, профильные, элективные), имеющих разные функции в образовательном процессе;
          • использование новых компонентов (элективные курсы, проектная и исследовательская деятельность), новых форм (лекции, семинары, учебные проекты т.д.) и способов учебной деятельности, характерных для вузовского образования;
          • единый подход к оцениванию учебных достижений;
          • зачетно-модульная система.

          Основной структурной единицей модели учебно-методического сопровождения изучения профильных дисциплин является модульный учебно-методический комплекс (далее – УМК) для учащихся и педагогов профильных классов.

          Наше понимание УМК, обеспечивающего эффективность образовательного процесса заключается в следующих положениях:
          • УМК предназначен для повышения эффективности образовательного процесса посредством дополнения его компьютерными образовательными технологиями.
          • УМК представляет собой многофункциональную систему, эффективность которой достигается, если теоретическое, программное и методическое обеспечение создается с позиций системного психолого-педагогического и информационного подходов.
          • УМК должен поддерживать все виды и формы учебных занятий. Необходима также функция оперативной диагностики уровня знаний.

          Каждый модуль включает рабочую программу, учебное пособие, электронные учебники, комплект контрольных работ, комплект тестовых заданий, включенных в систему контроля знаний, а также методические указания по каждому направлению. Немаловажно, чтобы учебный модуль был обеспечен также системой контроля результатов обучения и его оценивания. Таким образом, учебно-методический комплекс – это комплексная система, обеспечивающая целостность процесса обучения, деятельность по изучению теоретического материала, решению типовых задач и выполнению индивидуальных заданий. УМК может применяться как во время занятий в классе, так и для самостоятельной работы учащихся.

          Модульность комплекса позволяет обеспечить индивидуализацию учебного процесса за счет возможности изменения (при неизменном объеме часов) структуры учебного плана в ориентации на уровень подготовки, индивидуальные особенности учащихся. С точки зрения учащегося индивидуализация обеспечивается за счет использования электронных средств обучения и выбора нужного уровня изложения материала, выполнения проектной и исследовательской деятельности. Невозможно получить качественное образование, не имея качественного педагога. Существующая система курсов повышения квалификации малоэффективна, хотя бы в силу того, что, интервал в пять лет между ними и ограниченное количество часов при достаточно высокой загруженности педагога сводит их КПД к нулю. Эффективное повышение квалификации должно базироваться на принципе непрерывности.

          Для более эффективной организации обучения необходима комплексная система повышения квалификации для преподавателей профильных классов, включающая в себя не только ежегодные курсы повышения квалификации, но и тематические семинары, постоянную методическую поддержку и консультирование. Содержание курсов касается не только методических вопросов, но и вопросов подготовки к работе с контрольно-измерительными материалами, определяющими качество подготовки выпускников школ.

          Другая задача, которую необходимо решать при организации профильного обучения – отбор и использование эффективных педагогических технологий (технологии проблемного, модульного, дифференцированного, проектного образования, исследовательской деятельности, дистанционного обучения). Профильное обучение предполагает основательное психолого-педагогическое сопровождение ребенка- это другая важная задача по организации профильного обучения. Поэтому обязательно должно быть введено в систему повышения квалификации обучение педагогов консультативной и проектировочной деятельности, направленные на реализацию Концепции профильного обучения.

          В модели учебно-методического сопровождения учебного процесса должны быть учтены региональные ситуации перехода на профильное обучение с акцентом на специфику региональных запросов и методических особенностей сопровождения групп со специальными условиями (малокомплектные сельские школы, разновозрастные группы, обучение на базе ресурсных центров, др.).

          Для исследования региональных ситуаций перехода на профильное обучение мы выбрали метод «кейс-стади». Под «кейсом» (ситуацией) мы понимаем письменное описание конкретной реальной ситуации, которая анализируется участниками исследования.

          Использование ситуационного подхода для описания ситуаций, связанных с образовательными процессами, позволяет уменьшить разрыв между теорией и практикой, выявить управленческие проблемы обеспечения образовательных процессов и, как результат, предложить варианты действий для решения имеющихся проблем.

          Для составления кейса, связанного с конкретной образовательной ситуацией, необходимо участие в его формировании всех участников образовательного процесса. В нашем случае – это специалисты управлений образования, директора образовательных учреждений, на базе которых организуется переход на профильное обучение, преподаватели информатики, кураторы профильных классов, родители.

          Структура кейса:
          • Общая оценка ситуации перехода на профильное обучение в регионе.
          • Описание конкретных, ярких с точки зрения участника, ситуаций, которые показывают, что переход осуществлен.
          • Фиксация проблем перехода.
          • Фиксация возможностей следующего шага для реализации обучения по предложенной модели.

          Контроль внедрения модели учебно-методического обеспечения организации профильных классов необходимо осуществлять на нескольких уровнях:
          • Уровень директора образовательного учреждения.
          • Уровень куратора.
          • Уровень преподавателя.
          • Уровень учащегося.
          • Уровень родителя.

          Разноуровневое исследование эффективности использования учебно-методического сопровождения образовательного процесса позволит оценить общую эффективность организации профильных классов.

          Выделение форм внешнего и внутреннего контроля позволит организаторам и разработчикам УМК реагировать на потребности участников образовательного процесса (учеников и педагогов), а также, на мнение родителей, администрации школы, управлений образования и общественности. Формы внешнего и внутреннего контроля выделяются на основании включения в исследования внешних по отношению к проекту целевых групп.