Развитие и становление лаборатории социогенных заболеваний ГЦОЗ «Магистр»

          Мочалов А.И.,
зав. лаборатории социогенных заболеваний,
врач психиатр-нарколог высшей категории

          Мелёхина С.В.,
психолог лаборатории социогенных заболеваний

          Тема профилактики наркомании получила своё развитие на первых этапах становления «Магистра», тогда этой проблемой занимались все специалисты центра. Но когда был выявлен всплеск наркотизации, обозначилась необходимость создания специализированной лаборатории по профилактике наркомании детей и подростков.

          Лаборатория начала формироваться с разработки концепции вопросов наркопрофилактики в системе образования совместно с управлением образования мэрии. В период разработки концепции было установлено, что ни медицинский персонал, ни сами педагоги не владеют информацией, связанной с наркотическими веществами.

          Обследование среди учащихся школ различных районов города, показало значительную осведомлённость детей. Дети знали, где можно найти наркотические вещества и как их употреблять.

          Таким образом, возникла необходимость обучать педагогический и медицинский персонал по вопросам наркопрофилактики. Были открыты краткосрочные семинары для работников системы образования. Работа с педагогическими коллективами строилась по такому принципу – первым обучался управленческий состав (директора школ, заместители директора по УВР), затем социальные педагоги, педагоги-предметники, охранники школ. По статистическим данным в ГЦОЗ «Магистр» прошли подготовку специалисты по вопросам профилактики потребления ПАВ детьми и подростками за период с 1998 по 2004 годы более 12 000 слушателей.

          Помимо подготовки медицинских работников и работников системы образования, проводился родительский всеобуч по вопросам наркопрофилактики. Всего было обучено более 6,5 тыс. человек.

          Практика прошлых лет показала необходимость отдельно рассматривать работу в детских домах и школах-интернатах, в силу особой специфики воспитания детей.

          Лаборатория стала активно участвовать в построении городских программ, в их разработке. В связи с этим, заведующий лабораторией был введён в состав оргкомитета по подготовке программ мэрии по вопросам наркопрофилактики. И, согласно городской программе «Новосибирск-будущее без наркотиков», для лаборатории были выделены дополнительные ставки врачей-наркологов для работы в детских домах. Было принято шесть специалистов врачей психиатров-наркологов, работа которых была организована в детских домах №№:1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, школах-интернатах №№ 44 и 161.

          Кроме работы в детских домах большое внимание уделялось летним оздоровительным лагерям. Были разработаны методические пособия по порядку организации профилактической и неотложной помощи для медицинских работников и воспитателей. Так же, совместно с городским наркодиспансером, были организованы посты круглосуточной экспертной наркологической помощи детям и подросткам. Персонал строил свою работу не только в методическом плане, но и непосредственно в школьных учреждениях, работая в тесном контакте с городским наркодиспансером и управлением по контролю за наркотиками.

          В отдельных случаях осуществлялась профилактическая деятельность на территории области, а также в исправительных учреждениях системы МВД, совместно с управлением по контролю за наркотиками.

          Так же лаборатория осуществляет научно-исследовательскую деятельность. Ежегодно, начиная с 1997 года, ведётся мониторинг заболеваний наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, а так же преступлений, совершённых детьми и подростками. Анализируется ситуация, делаются выводы.

          В 2002 и 2004 годах был проведён мониторинг наркоситуации в городе Новосибирске. Затем, отслеживалась динамика наркотизации с 2002 по 2004 годы. Мониторинг осуществлялся путём анкетного опроса учащихся, а в 2004 году и их родителей. Всего было опрошено:
          • в 2002 году – 2850 учащихся
          • в 2004 году – 2000 учащихся
          • 250 родителей

          По результатам исследования было установлено:
          1. Уменьшилась доля школьников, считающих, что проблема наркомании в городе стоит остро и требует немедленных мер: только 43,7 % школьников в 2005 году против 54,6 % в 2002 году. При этом выросла доля школьников, считающих проблему наркомании не очень острой – 15,1 %.
          2. Наблюдается рост числа «пробовавших» наркотики как среди мальчиков, так и среди девочек и приходится в основном на 9-10 классы школы.

          За последние годы сотрудниками лаборатории было организовано и проведено четыре научно-практические конференции взаимодействия научно-педагогических, медицинских кадров, сотрудников правоохранительных органов и комитета по делам молодёжи по вопросам наркопрофилактики в системе школьного образования.

          Изданы различные методические пособия, тезисы материалов конференций. Лаборатория активно сотрудничает с журналистами СМИ:
          • радио
          • телевидение
          • печатные издания

          Подводя итоги, можно сказать об эффективности деятельности лаборатории социогенных заболеваний по результатам мониторинга наркоситуации города.

          Удалось добиться стабилизации и даже снижения уровня наркотизации несовершеннолетних, о чём свидетельствует следующий график:

          В 2005 году социальная ситуация диктует новые задачи лаборатории, для решения которых в лаборатории социогенных заболеваний были выделены дополнительные ставки:
          • педагога-психолога
          • врача-педиатра
          • врача-психиатра

          Перед специалистами лаборатории стоят следующие задачи:
          1. Разработать методические пособия по профилактике алкоголизации и табакокурения учащихся.
          2. Разработать программы, методические пособия и рекомендации по профилактике суицидального поведения.
          3. Разработать план мероприятий по организации психологической помощи (профилактической и реабилитационной) для педагогов, учащихся и родителей учащихся образовательных учреждений по профилактике аддиктивных форм поведения.
          4. Разработать эффективные формы взаимодействия педагогического коллектива и медицинских работников в системе школьного образования.