Этапы становления лаборатории дошкольного здоровья Городского центра образования и здоровья «Магистр»

          Черемисина О.И. врач педиатр и ЛФК

Медведева Т.В. зав. лаборатории дошкольного здоровья

10 – лет, какая дата!
С юбилеем милые друзья!
Наш «Магистр» нам как награда,
Значит все трудились мы не зря.

Полный бодрости кипучей
ярким творческим огнем,
Ты на свете самый лучший
Так приятно нам работать в нем.
               Ольга Ивановна Черемисина

          Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.

          Лаборатория дошкольного здоровья была организована в 1997 году, состояла из врачей, заведующая лабораторией Черемисина Ольга Ивановна – врач ЛФК и педиатр и Шувалова Л.Э. – врач ЛФК.

          На сегодняшний день в лаборатории работают педагоги, врачи, психологи, что позволяет вести деятельность в рамках концепции модернизации российского образования, которая указывает на необходимость создания комплексной системы медико-психолого-педагогического сопровождения всей учебно-воспитательной деятельности.

          В преддверии юбилея, хочется вспомнить, как все начиналось, каких успехов добились, и что нас ждет в перспективе.

          В начале пути в 1997-98г. была организована служба «Скорой помощи» по телефону для родителей детей раннего возраста, работал родительский университет.

          В 2000 году был организован и проведен конкурс по здоровьесберегающим программам в ДОУ. По итогам конкурса выпущено методическое пособие: «Обеспечение здоровьесберегающего процесса в дошкольном образовательном учреждении».

          С 1998 года в городе функционирует система помощи детям с опорно-двигательной патологией в условиях ДОУ. С этой целью созданы специализированные ДОУ и группы при ДОУ.

          Сегодня в городе Новосибирске 29 специализированных дошкольных образовательных учреждения в них функционирует 109 ортопедических групп, которые посещают 1621 ребенок.

          Очень важна ранняя диагностика и выявление проблемы для создания рационального образовательно-воспитательного процесса. При работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата необходима профессиональная совместная работа специалистов: врача ЛФК, медицинского работника, массажиста, инструктора ЛФК, инструктора по плаванию. Постоянно проводятся методические объединения, научно-практические семинары для этих специалистов. В 2004 году выпущено методическое пособие «Реабилитация детей с патологией опорно-двигательного аппарата в условиях дошкольного образовательного учреждения». В течение 3-х лет проводятся курсы повышения квалификации по теме: «Особенности физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья в условиях общеобразовательных учреждений», для воспитателей групп с ортопедической патологией, инструкторов ЛФК, преподавателей физической культуры ДОУ.

          Совместно с другими лабораториями нашего центра в течение 7 лет проводятся занятия с учащимися специальной (коррекционной) школы-интерната I и II вида №37.

          Учащиеся с 6 по 10 класс посещают «Магистр» 1 раз в неделю. Занятия проводятся с использованием новых и традиционных активно-оздоровительных технологий. В основном практические занятия направлены на формирование правильной осанки, подвижность суставов, коррекцию телосложения. Теоретические занятия нацелены на формирование осознанного отношения к своему здоровью. В течение года каждый ребенок проходит десятидневный курс массажа.

          С первых дней существования центра ведется работа по оздоровлению женского населения с помощью комплекса физических упражнений, фитотерапии. На сегодняшний день услуги по реабилитации женщин очень разнообразны – это и комната психологической разгрузки, тренажерный зал, профессиональные беседы о состоянии женского организма.

          В соответствии с проектом Постановления Правительства (декабрь 2004г.) «Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2008 года: приоритеты образования как вклад в социально-экономическое развитие страны» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной) лет. Лаборатория находится в стадии модификации и расширении функций, переименовании ее в лабораторию дошкольного образования. Целями, которой является:
          • Организация научно-методической, информационно-аналитической и образовательной поддержки дошкольных образовательных учреждений города, способствующей развитию и совершенствованию дошкольной системы образования.
          • Содействие в достижении высокого качества дошкольных образовательных услуг.
          • Содействие внедрению в дошкольную практику инновационных образовательных моделей, технологий, программ и форм работы.

          Одной из задач лаборатории дошкольного образования будет содействие образовательным учреждениям в создании и внедрении инновационных моделей и форм предшкольного образования. А также мониторинг комплексных образовательных программ, направленных на интеллектуальное развитие ребенка предшкольного возраста с учетом их влияния на здоровье.

          В перспективе выпуск методического пособия для педагогов, медицинских работников, психологов, по определению и оценке психофизического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.