Городскому центру образования и здоровья «Магистр» - 10 лет

          На рубеже ХХ и ХХI столетия Россия определила ориентиры своего развития в контексте тенденций мирового прогрессивного сообщества.

          Переход к правовому государству и демократическому обществу с высоко развитой экономикой, культурой, политикой невозможен без участия образования. Российскому образованию отводится ведущая роль в преодолении отставания России не только в экономике, но, в первую очередь, в области общественного развития. Образование – в широком смысле этого слова – должно создавать условия для достижения таких стратегических целей как формирование нового качества общества и общественных отношений, выраженных процессами демократизации и гуманизации, воспитания в обществе ценностного отношения к человеку, личности, ее правам, свободам, потребностям.

          В современном мире особое значение приобретает понятие «человеческий капитал», а именно – люди, составляющие главную ценность в разных сферах деятельности благодаря их творчеству, интеллекту, профессиональной компетенции, мобильности, духовной и нравственной направленности, готовности к изменениям и постоянному развитию.

          Здоровье населения, особенно молодого подрастающего поколения – это тот ресурс и потенциал, который с одной стороны, может обеспечить оптимизацию всех сфер общества, а с другой – является показателем и критерием его качества и актуального отношения к человеку в обществе. В связи с этим в последнее десятилетие возросло внимание к вопросу о здоровье молодого поколения.

          В педагогической практике появились новые понятия, отражающие направленность образования на организацию и обеспечение условий охраны здоровья детей, такие как «здоровьесберегающие технологии», «безопасность образовательного пространства», «школы укрепления здоровья» и др.

          Муниципальное образование, учитывая общероссийские тенденции в области вопросов здоровья детей и молодежи и актуальное состояние здоровья подрастающего поколения горожан, управляет процессами организации условий охраны здоровья.

          В целях организации условий укрепления и восстановления здоровья участников образовательного процесса в ноябре 1995 года был создан Городской центр образования и здоровья «Магистр», являющийся одним из признанных лидеров среди учреждений образования и здравоохранения по вопросам охраны здоровья детского населения города Новосибирска.

          В эти дни сотрудники Центра отмечают десятую годовщину со дня его открытия. Десятилетие – это не только первая круглая дата, которую принято называть юбилеем, это веховое событие в жизни целого коллектива и каждой личности в отдельности. Событие это заставляет остановиться, осмотреться, чтобы увидеть и оценить то, что уже сделано и достигнуто ценою этих десяти лет.

          К середине 90-х годов в обществе стали говорить о неблагоприятной ситуации состояния здоровья детей и подростков, о влиянии на его качество школьных факторов риска. Постепенно очевидной становилась необходимость школьных преобразований, которые должны были произойти не только в содержании образования, но в первую очередь в педагогическом процессе, педагогическом общении учителя с учениками, в создании условий физической и психологической безопасности участников образовательного процесса.

          Показатели состояния здоровья постепенно становились показателями и критериями здоровьесберегаемости образовательного пространства и учебно-воспитательного процесса. Школьные преобразования в сторону охраны здоровья детей невозможны были бы без специально организованной работы с педагогическим сообществом города. В связи с этим Владимир Викторович Иванов, будучи в должности начальника управления образования мэрии Новосибирска, принял управленческое решение о необходимости открытия Центра, как структуры, осуществляющей научно-методическое, организационно-практическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений города.

          Особое влияние на становление и развитие содержания деятельности Центра оказал Влаиль Петрович Казначеев. Являясь все эти годы источником вдохновения, он очень бережно и заботливо опекает и поддерживает все начинания специалистов «Магистра», более десяти лет открыто и щедро Влаиль Петрович делится с сотрудниками Центра своими научными идеями, открытиями, сомнениями.

          Нужно отметить, что Влаиль Петрович Казначеев, Виктор Александрович Толоконский и Владимир Викторович Иванов, образно говоря, не только зажгли для «Магистра» зеленый свет, но и долгие годы помогали ему осуществлять и развивать деятельность, направленную на охрану здоровья всех участников образовательного процесса.

          Современный «Магистр» – это междисциплинарная психолого-медико-педагогическая служба, занимающаяся разными аспектами здоровья детей и подростков. Структурно ГЦОЗ «Магистр» представлен:
          • Городской психолого-медико-педагогической комиссией
          • Лабораторией практической психологии образования
          • Лабораторией дошкольного и предшкольного образования
          • Лабораторией здоровья школьников
          • Лабораторией профилактики социогенных заболеваний среди несовершеннолетних
          • Лабораторией инновационных технологий
          • Библиотекой литературы по вопросам охраны здоровья
          • Отделением медико-психологической реабилитации работников образования города Новосибирска

          Специалистами центра (педагогами, психологами, логопедами, дефектологами, врачами) оказывается детям и подросткам города Новосибирска специализированная помощь:
          • Экспертная диагностика актуального состояния здоровья и уровня психического здоровья детей, имеющих трудности в обучении, общении, развитии.
          • Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с нарушениями психического и физического здоровья, в целях восстановления у них утраченной функции или формирования компенсаторного механизма.
          • Психолого-педагогическая реабилитация детей-сирот, воспитанников детских домов города Новосибирска, формирование у ребенка отсутствующих знаний и компетенций по вопросам психологии семьи, семейного жизнеустройства, освоения семейных ролей.
          • Психолого-педагогическое консультирование детей, подростков, а также их родителей и педагогов по актуальным вопросам развития и здоровья подрастающего поколения.
          • Психолого-педагогическое просвещение специалистов муниципальной системы образования, администрации и педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений, родителей, воспитанников и обучающихся в целях повышения осведомленности и компетенции в области в области вопросов здоровья и предупреждения расстройств.
          • Ведущей и приоритетной является деятельность центра «Магистр» по организации в учреждениях образования города безопасной среды и здоровьесберегающего образовательного процесса. Это направление актуализировано проблемой ухудшения здоровья детей в условиях школьного образования, задачами концепции модернизации российского образования.

          Городская психолого-медико-педагогическая консультация создана в Центре в апреле 1997 года в целях своевременного выявления, комплексного обследования детей с особенностями развития. Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности данной структуры. В городе создана система психолого-медико-педагогического консультирования детей от рождения до 18 лет и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За это время более 6,5 тысяч детей получили помощь у специалистов ПМПК.

          Лаборатория практической психологии образования находится в ситуации становления. Создается она в целях повышения качества психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и создания условий психологической безопасности личности в системе образования, что является актуальной задачей Концепции модернизации образования. Большое внимание специалисты лаборатории уделяют вопросу консолидации профессионального сообщества и созданию новых «клубных» форм общения и взаимодействия. Практические психологи оказывают консультативную помощь детям и родителям по вопросам развития и воспитания ребенка, проводят социально-психологические тренинги и реабилитационные мероприятия для педагогов города в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания.

          С первого дня открытия Центра работала лаборатория раннего развития. Сегодня она реорганизуется в лабораторию дошкольного и предшкольного образования в целях развития и совершенствования деятельности дошкольных образовательных учреждений города Новосибирска, достижения высокого качества и разнообразия дошкольных образовательных услуг, внедрения в дошкольную практику инновационных программ и форм работы. Особое внимание специалистами лаборатории уделяется вопросам сбережения и улучшения детского здоровья. За 10 лет работы более двух тысяч детей получили квалифицированную помощь врачей, психологов и педагогов.

          Лаборатория здоровья школьников на протяжении восьми лет оказывает методическую, образовательную и информационную помощь руководителям и педагогам общеобразовательных учреждений города Новосибирска в разработке, апробации и внедрении в практику программ укрепления и сохранения здоровья учащихся и педагогов.

          На протяжении многих лет воспитанники школы-интерната № 37 получают в Центре комплексную реабилитационную помощь средствами лечебного массажа, лечебной физкультуры, психологической, танцевальной и игровой терапии.

          Лаборатория профилактики социогенных заболеваний среди несовершеннолетних решает сложную практическую задачу построения муниципальной межведомственной системы охраны здоровья детей и подростков «группы риска», склонных к аддиктивному поведению и употреблению психоактивных веществ. Врачи-наркологи осуществляют консультативную и лечебно-реабилитационную деятельность в отношении подростков и юношей, имеющих зависимость к психоактивным веществам, а также оказывают помощь специалистам учреждений образования и родителям.

          Лаборатория инновационных технологий открыта в целях разворачивания деятельности по поиску и внедрению в широкую педагогическую практику инновационных технологий, программ, проектов в сфере охраны здоровья участников образовательного процесса. Благодаря деятельности данной лаборатории создаются социальные и профессиональные партнерства лабораторий ГЦОЗ «Магистр» с научными организациями, учреждениями и службами для обмена информацией и практическими достижениями в области здоровьесберегающего образования. В лаборатории в виде педагогических и методических разработок сосредоточен опыт образовательных учреждений города Новосибирска, реализующих Программы «Здоровье», а также опыт специалистов области и других регионов России.

          1 сентября 2005 года в ГЦОЗ «Магистр» открылась библиотека специальной педагогической, психологической, медицинской, управленческой и другой литературы. Библиотечный фонд доступен каждому специалисту муниципальной системы образования. К услугам педагогического сообщества литература по вопросам организации школ здоровья, безопасности личности в системе образования, управления процессами здоровьесбережения, коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения здоровья и развития, а также воспитанниками детских домов. Библиотечный фонд постоянно пополняется литературой и подписными изданиями. В целях информационно-методического обеспечения здоровьесберегающей образовательной деятельности педагогических коллективов города специалистами Центра выпускается методическая литература. Повышение качества образования невозможно без самообразования и повышения профессиональной компетентности руководителей и педагогов образовательных учреждений.

          С момента своего открытия специалисты Центра уделяют огромное внимание вопросам сбережения и восстановления здоровья педагогов. Медицинский массаж, фитнес, ЛФК, диагностика актуального состояния здоровья и ресурсов личности, психологическое консультирование и многое другое предлагается педагогическому сообществу города. В канун своего первого юбилея коллектив ГЦОЗ «Магистр» при поддержке мэрии, управления образования, городского Совета депутатов, администрации Кировского района приступил к созданию уникального отделения медико-психологической реабилитации работников образования города Новосибирска. Решение вопросов охраны здоровья детей начинается с заботы о здоровье педагога как главного профессионального ресурса. С открытием оздоровительно-реабилитационного отделения педагоги города получат возможность новых услуг: терапевтической, психологической и лечебно-оздоровительной помощи.

          Приоритетным направлением деятельности Центра является повышение квалификации специалистов муниципальной системы образования. Наиболее востребованными и популярными в педагогическом сообществе являются следующие образовательные программы:
          • психолого-медико-педагогические аспекты охраны здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
          • моделирование школы здоровья;
          • основы ЛФК и особенности физического воспитания детей с нарушением здоровья в условиях образовательного учреждения;
          • современные образовательные технологии на уроках физической культуры;
          • адаптивная физическая культура.

          В 2004 году в ГЦОЗ «Магистр» была разработана и реализована инновационная образовательная программа повышения квалификации руководителей детских домов, школ-интернатов и социальных приютов «Социализация, интеграция и семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

          В настоящее время ГЦОЗ «Магистр» признан городским сообществом лидером среди учреждений образования и здравоохранения по вопросам охраны здоровья подрастающего поколения. Специалисты центра принимают активное участие в разработке и реализации социально-значимых городских программ и мероприятий:
          • Здоровый город;
          • Новосибирск-будущее без наркотиков;
          • Развитие физической культуры и спорта в городе Новосибирске;
          • Модернизация муниципальной системы образования города Новосибирска.

          В 2004-2005 годах более 1100 человек приняло участие в мероприятиях, инициируемых ГЦОЗ «Магистр»:
          • Городская научно-практическая конференция «Роль семьи в воспитании здорового ребенка»;
          • Городской конкурс ландшафтного дизайна пришкольных территорий среди образовательных учреждений «Зеленая школа»;
          • Четвертая межведомственная конференция «Взаимодействие научно-педагогических, медицинских кадров, сотрудников правоохранительных органов и Комитета по делам молодежи по вопросам наркопрофилактики в системе школьного образования»;
          • Первая городская конференция «Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»;
          • Психолого-педагогический Марафон «Службе практической психологии образования – 15 лет!»;
          • Круглый стол «Преодоление социального сиротства в городе Новосибирске и Новосибирской области: Гражданская беседа»;
          • Российско-Итальянский семинар «Семейное воспитание и жизнеустройство детей-сирот».

          С 2002 года ГЦОЗ «Магистр» является ресурсным центром Сибирского окружного центра по подготовке и повышению квалификации педагогических и медицинских работников образовательных учреждений по профилактической и реабилитационной работе с несовершеннолетними, потребляющими наркотики, профилактике наркоманий в образовательной среде.

          Благодаря широкой международной деятельности в образовательном пространстве города появились международные проекты Всемирной организации здравоохранения, Фонда ООН по народонаселению (ЮНФПА), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и др.

          За особые заслуги перед городским сообществом директор Центра Нина Александровна Склянова отмечена многочисленными благодарностями, почетными грамотами и наградами, в числе которых Благодарственное письмо Государственной Думы, Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации и медаль Всероссийского конкурса «Женщина – директор года».

          Коллектив ГЦОЗ «Магистр» неоднократно награждался большими золотыми медалями УЧСИБ, МЕДСИБ, СПАССИБ, Благодарственными письмами губернатора и мэра за большой вклад в дело по профилактике, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, формирование концепции безопасности образовательного пространства и здоровьесберегающего образовательного процесса.

          Устойчивое развитие городского центра образования и здоровья «Магистр» невозможно было бы без понимания и поддержки всех направлений деятельности со стороны мэра Новосибирска – Владимира Филипповича Городецкого и начальника Управления образования мэрии – Геннадия Алексеевича Старцева.

          Кроме того, городское сообщество и педагогические коллективы образовательных учреждений постоянно ставят перед специалистами Центра новые задачи, связанные с разработкой и внедрением эффективных форм и методов работы в сфере охраны здоровья участников образовательного процесса, тем самым инициируя профессиональное развитие сотрудников Центра.

          В завершении очень важно отметить, что все успехи и достижения Центра «Магистр» оказались возможны благодаря профессиональному партнерству как с целыми коллективами ряда учреждений города, так и с отдельными глубокоуважаемыми нами персонами. В связи с этим, пользуясь правами юбиляров выражаем нашу искреннюю признательность и благодарность: Н.П. Толоконской, А.А. Корнилову, В.А. Афанасьеву, С.И. Пыхтину, Н.П. Юсуповой, С.А. Нелюбову, Л.А. Черкашиной, Л.А. Каменщиковой, Р.О. Агавеляну, Т.Л. Чепель, Л.Г. Свистун, В.А. Макашовой, Н.М. Зайцевой, Л.В. Махеровой, Н.В. Демидовой, Н.М. Лаврухиной, Т.И. Березиной, А.В. Лиханову, В.Н. Букину, В.Б. Дмитриеву, Н.П. Шадриной, Ц.П. Короленко, В.Ю. Завьялову, Р.А. Теркулову и многим другим.

Склянова Н.А. директор ГЦОЗ «Магистр», доктор мед. наук, профессор

Артёмова Н.С. зам. директора ГЦОЗ «Магистр»