К 10-летию городских педагогических чтений

 

Уважаемые коллеги!

Сегодня педагоги учреждений дополнительного образования проводят 10 городские педагогические чтения.

10 лет – это серьезный  результат и показатель  стабильности работы учреждений.

Листая страницы материалов девяти предыдущих педагогических чтений, можно оценить логику и профессионализм педагогов, поэтапно проследить приоритеты в развитии учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование детей сегодня рассматривается как образование нового типа, которое характеризуется широтой личностно-ориентированного подхода к ребенку, базируется на его образовательных потребностях.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет  сегодня возможность более 95 тысячам обучающихся, воспитанников заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Важно отметить, что за последние десять лет число учреждений дополнительного образования детей в Новосибирске не только не сократилось, но и увеличилось практически вдвое.

Сложилась система координации межведомственных отношений в решении проблем воспитания и развития детей, что способствует укреплению статуса системы дополнительного образования в культурном пространстве города.

Определяющим показателем поддержки и интенсивного развития дополнительного образования детей явились городские педагогические чтения. Каждые педагогические чтения имеют свои ключевые слова:

1997  программно- методическое обеспечение…,

1998  инновационный потенциал…,

1999  мотивация познавательно- творческой деятельности…,

2000  оценка результативности работы…,

2001  взаимодействие общего и дополнительного образования…,

2002  дидактические аспекты дополнительного образования…,

2003  региональная направленность…,

2004  личность в пространстве взаимодействия семьи и учреждения…,

2005  профессиональная ориентация…

Очевидная истина, любое развитие начинается с программы, поэтому эта проблема обсуждалась на первых педагогических чтениях. Следующий шаг- определение своего места в инновациях образования в целом,  осмысление внутренних и внешних мотивов, мотивация как побуждение к деятельности, с учетом двух значимых аспектов профессиональной компетентности педагога: условия успешного развития детского творчество и мастерство управления этим развитием, понимание базовых критериев эффективности педагогического труда, разработка стратегии и тактики эффективного взаимодействия…

И так год за годом кристаллизовались проблемы, определялись пути, методики, технологии их  разрешения.

Педагогические  чтения это  ступени развития,  составляющие проблемы совершенствования дополнительного образования г. Новосибирска.

За последние десять лет дополнительное образование, несмотря на  демографические изменения, увеличило число занимающихся с 23,9% до 76,2%

Для организации свободного времени детей и подростков в городе работает 56 учреждений дополнительного образования детей - это Дома и Центры творчества, стация юных техников, КЮР, КЮМ «Каравелла»,  художественно- эстетическая школа «Весна»,  ДМШ  духового  мастерства, детская телестудия,  20 ДЮСШ,  10 ДЮКФП. 

В системе дополнительного образования детей  создаются условия для развития творческих способностей детей, достижения ими  результатов личностного роста и достижений в избранном виде деятельности.

Ежегодно открывается до 80 новых творческих объединений.   11 коллективов имеют статус «Образцовый коллектив».

За 2005 год в этих учреждениях стали победителями городского и выше уровней соревнований, конкурсов, фестивалей 4754 воспитанника.

Отмечается целесообразное  возрастное соотношение воспитанников 1-4, 5-8,  9-11  классов соответственно: 29,6%, 36, 8%, 18,7%. 

Особого внимания заслуживает первый опыт учреждений дополнительного образования детей города по профильному обучению. Для этого складывается необходимая материально-техническая база, образовательные программы и кадры.

Анализ рабо­ты  показывает, что свыше 60 % обучающихся определяют свою будущую профессию благодаря занятиям по интересам в учреждениях дополнительного образования детей. Более 2 тысяч воспитанников учреждений занимаются на базе ВУЗов, первые группы предпрофильного образования созданы на базе учреждений дополнительного образования  в Калининском, Октябрьском районах.

Крепкие традиционные связи с высшей школой позволяют постоянно совершенствовать деятельность учреждений дополнительного образования детей, осваивать новые подходы и педагогические технологии. 18 учреждений дополнительного образования детей осуществляют свою деятельность под научным руководством ведущих ученых города. Эффективности работы способствует научный потенциал специалистов дополнительного образования детей, включающий 43 кандидата наук.

Развитию дополнительного образования, совершенствованию воспитания способствует   кадровое обеспечение: 64,5% педагогов имеют высшее образование, 29,7% педагогов имеют высшую, 26,9%- первую квалификационную категорию.   

В учреждениях работают 20 педагогов- психологов, 127 методистов, 38 заслуженных работников, 125 отличников просвещения, 43 кандидата наук.

Благодаря работе Совета директоров, практически в каждом направлении деятельности системы дополнительного образования есть свой «форпост» — учреждение, которое является координационным и методическим центром, инициатором многих интересных дел, объединяющих воспитанников учреждений.

Дополнительное образование детей принято называть «образованием без каникул». У детей есть возможность заниматься творчеством в течение всего года.

Опыт показывает, что занятость детей, правильная организация их свободного времени значительно снижают асоциальные проявления в среде детей и подростков.

 Активная деятельность учреждений Новосибирска обеспечивает развитие дополнительного образования детей на новом качественном уровне, что позволяет получить конкретные положительные результаты:

 Дом детского творчества имени Володи Дубинина стал лауреатом  Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей; Центр развития творчества детей и юношества Заельцовского района, ДЮСШ «Виктория» Советского района, Дом детского и юношеского творчества «Центральный» стали лауреатами окружного этапа Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей.

 На базе Дома детского творчества имени Володи Дубинина работает федеральная экспериментальная площадка.

 В рамках Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей было представлено ряд программы, 8 из них признаны лауреатами.

Таким образом, основными факторами, определившими высокий уровень развития системы дополнительного образования детей в г. Новосибирске, стали:

 внимание и поддержка со стороны мэрии города;

 совершенствование нормативно-правовой базы;

 активное обновление содержания, совершенствование программно-методического и информационного обеспечения;

 высокий уровень методических служб,

 укрепление и развитие традиционных связей с наукой и высшей школой;

 качественное улучшение работы с педагогическими кадрами, высокий педагогический потенциал;

 развитие дополнительного образования детей на базе других типов и видов образовательных учреждений;

 успешные выступления обучающихся и педагогов во Всероссийских общесистемных мероприятиях.

Все это является  условием и резервом дальнейшего  успешного движения вперед.

Успехов, коллеги! Профессиональных подходов к решению задач развития дополнительного образования детей!

 

Начальник отдела воспитательной работы управления образования мэрии Новосибирска

 

Л.А. Черкашина