(выступление на 2-ой открытой научно-практической конференции «Поисково-исследовательская работа в музее образовательного учреждения»)
Кириллова Наталья Александровна, методист ГЦИ «Эгида»
Всё, что изучается в школе - это культурный опыт прошлого. Снижение интереса школьников к изучению истории страны, родного края, равнодушное отношение к прошлому города, района, окружающих людей обусловлены объективными изменениями политической жизни страны, сменой ценностных ориентиров общества, структуры и содержания информационного пространства и культурной среды.
Музейная педагогика является уникальным средством для решения многих воспитательных и образовательных проблем.
Основной методической задачей школы является формирование ключевых компетенций выпускника, то есть способности решать проблемы в различных сферах общественной и интеллектуальной деятельности. Современная школа должна:
§ формировать навыки деятельности в гражданско-общественной сфере;
§ формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
§ формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом на основе использования ИКТ;
§ формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности;
§ формировать навыки коммуникации;
§ развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать.
Музей в современной школе представляет собой такую интегрированную информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.
Такие принципы работы школьного музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с учениками. Одной из наиболее характерных черт школьного музея является смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно и использовать в практической деятельности. Информационные технологии могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в решении этой задачи.
Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская – могут быть реализованы новыми средствами. Современные школьники очень хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий, зачастую лучше педагога разбираются в программном обеспечении, терминологии, средствах виртуальной коммуникации. Формируется экранный тип культуры и новая эстетика, в основе которой лежит теле-видеоряд. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в телекоммуникационном проекте.
1. Применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.
2. Одним из способов использования информационных ресурсов музея является формирование электронных каталогов. При их создании описания предметов отбираются из базы данных на основе какой-то идеи, необходимым образом группируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации.
3. Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, преобразование существующей или формирование специальной музейной среды. Применение аудиовизуальных и компьютерных средств, мультимедийных программ в музее создают новые возможности в работе с посетителями.
4. Применение офисной и компьютерной
техники для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов,
создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их
в рамках школьных мероприятий. Включение школьного музея в единую локальную
сеть образовательного учреждения предполагает перенос накопленной информации и
материалов в интранет и Интернет на веб-сайте школы или представление в сети
собственного музейного сайта.
Сайты, на которых
представлены базы данных музейных предметов с возможностью построения к ним
различных запросов очень динамичны, максимально задействуют такое мощное
средство, как интерактивность, стимулируют рост информационных ресурсов музея.
1. Организация проектной деятельности с использованием Интернет технологий (сбор материалов в сети, поиск возможных «сетевых» партнеров школы – библиотек, музеев, фондов, дистанционных обучающих центров; электронная переписка с экспертами и различными учреждениями для консультаций; проведение совместных проектов со школьниками других городов, с музеями аналогичного профиля, в том числе и зарубежными). Интернет - мощный источник информационных ресурсов, который, в том числе, открывает нам доступ к электронным библиотекам и электронным версиям периодических изданий. Умение находить, критически осмысливать и продуктивно использовать информацию Интернет поможет ученику в дальнейшем уверенно чувствовать себя в иных современных информационных потоках. Взаимодействие в Интернет-проектах, работа над созданием коллективных Интернет-приложений помогают социализации личности, развивают у учеников способность к планированию и организации совместной деятельности.
2. Динамика использования информационных ресурсов музеев для собственного пользования и для обустройства сайта, предполагает следующий шаг - создание межмузейных информационных ресурсов по региональному или тематическому принципу. Здесь можно выделить два аспекта объединения информационных ресурсов: создание единой базы данных музейных предметов для пользователей Интернет и готовность поделиться своими методическими, дидактическими и исследовательскими материалами с коллегами. Это создает условия для открытой коммуникации и эффективного сетевого партнерства.
Следует отметить, что немногие образовательные учреждения на сегодняшний день имеют регулярно обновляемый и содержательно прогрессирующий сайт. Возможны различные формы представления музея школы в сети:
1. Упоминание о наличии музея в школе на сайте образовательного учреждения. Такая ссылка поможет найти партнеров, привлечь внимание учеников к работе музея.[1]
2. Представление тематики, форм работы, организационная информация на отдельной страничке сайта образовательного учреждения. Методические материалы помогут коллегам-руководителям школьных музеев, а красочный отчет о прошедших мероприятиях создаст привлекательный имидж для музея и образовательного учреждения в целом.[2]
3. Представление фондов музея в таком объеме, чтобы электронные материалы музея можно было использовать в учебной или воспитательной работе. Публикация на сайте воспоминаний очевидцев событий, уникальных текстовых, фотодокументов, аудио- и видеозаписей позволит с максимальной полнотой продемонстрировать все многообразие хранимых в экспозиции и в запасниках музея материалов, предоставить доступ к ресурсам музея удаленным пользователям.[3] Возможные разделы сайта школьного музея:
§ Общие сведения, информация о возможности посещения
§ История музея
§ Описание фондов
§ Музейные экспонаты
§ Экспозиция
§ Афиша
§ Музейные проекты
§ Издания музея
§ Гостевая
§ Спонсоры, друзья и партнеры
§ Авторы сайта
1. Участие в телекоммуникационных проектах. Например, на сайте электронного журнала «Вопросы Интернет-образования»[4] реализуется проект «Школьные музеи в Интернете». Проект организован как своеобразный виртуальный музей, экспонатами которого должны стать школьные музеи.
Создание единого электронного фонда материалов школьных музеев Новосибирска и области может стать решением проблемы наполнения ресурсной базы информационного образовательного пространства города.
В Новосибирске формируются условия для создания единой информационно-образовательной среды. В рамках реализации программы «Информатизация муниципальной системы образования на 2004 – 2007 гг.»:
§ была
продолжена поставка компьютерной техники в образовательные учреждения города. В
течение 2004 года приобретено 620 - единиц компьютерной техники. В 2005 году в
Новосибирске на 1 компьютер приходилось
33 учеников (для сравнения: в
§ расширяется сеть школьных медиатек, продолжается оснащение образовательных учреждений электронными средствами обучения;
§ в рамках реализации проекта «Подключение школ города Новосибирска к сети Интернет» через оптоволоконные каналы связи сегодня объединены 42 образовательных учреждений (в перспективе планируется подключение всех образовательных учреждений);
§ создана городская экспериментальная площадка, объединяющая 15 образовательных учреждений и ГЦИ «Эгида», для эффективного применения информационных и коммуникационных технологий в учебной и внеурочной работе с учащимися, оказания консультационной, методической и технической поддержки образовательных учреждений всех видов и типов.
Основной целью создания Городского центра информатизации «Эгида» является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Одним из направлений работы для реализации поставленной цели может быть помощь образовательным учреждениям в изменении форм работы школьного музея в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.
1. Обучение педагогов-руководителей музеев основам работы на ПК, основам издательской, проектной деятельности и сайтостроения.
2. Оказание консультативной помощи в использовании информационных технологий.
3. Публикация страниц школьных музеев на Новосибирском информационно-образовательном сервере www.NIOS.ru. Представление фондов музеев поможет сформировать каталог ресурсов школьных музеев Новосибирска.
4. Проведение конкурсов краеведческой тематики. В 2005-2006 учебном году в рамках конкурса «Мой Новосибирск» создана номинация «Сайт школьного музея».
Приоритет личностного развития ребенка является объективной причиной перехода к новому качеству образования и воспитания, к новым механизмам воздействия на человека. Информационные технологии позволят привлечь учеников в музей, вызвать интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории своей страны, помогут воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
[1] Например, http://www.school168.sib.ru – Официальный сайт школы №
[2] http://akl.nsk.ru/musei.htm
- Музей авиации и космонавтики Новосибирского Аэрокосмического лицея; http://samlit.samara.ru/lessons/history/wwII - Музей Самарского Лицея информационных
технологий.
[3] http://www.sch54.narod.ru
- Официальный сайт школы №54 г. Новосибирска; http://www.gm-sib.ru -
Официальный сайт гимназии №1 Новосибирска; http://phenomen.5ballov.ru - Московская вальдорфская школа
№ 1060.