Здоровье детей – будущее России

 

Лейтан Е.Б., к.м.н., доцент, зав. лабораторией инновационных технологий ГЦОЗ "Магистр", Кушнеренко Е.В., зав. лабораторией практической психологии, психолог высшей категории,
Сундеева В.В., учитель истории МОУ СОШ № 80 Советского района.

 

Комплексная и глубокая модернизация системы российского и муниципального образования, направленная на его гуманизацию, высокое качество работы образовательных учреждений и доступность образовательных услуг, требует создания механизма обеспечения потребностей и запросов на образование  не только  государства, но отдельной личности, независимо от ее финансовых возможностей и состояния здоровья.

Здоровье населения России – высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Это проблема не только социальная, но и нравственная - ребенок сам должен уметь быть здоровым, и быть способным в будущем воспитывать здоровых детей. Через школу проходит все население нашей страны и очень важно, чтобы  на этом этапе развития личности формировалось как собственное здоровье, так и здоровье всего общества, и школа являлась важнейшим звеном социализации подрастающего поколения.

Согласно данным, полученным специалистами, в последние годы практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Поэтому грамотное решение организации обучения без нанесения ущерба здоровью учащихся является одной из основных целей педагогического коллектива школы № 80 Советского района г. Новосибирска.

Администрация школы (директор Гаврилова Г.И, завуч по воспитательной работе Молодцова О.А., завуч начальной школы Григорьева Л. А., заместители директора по учебно-воспитательной работе Смирнова Л. В., Воронкова О. В.) ведущее место в учебном процессе отводит здоровьесберегающей педагогике - одной из самых перспективных образовательных систем  XXI века.

Для того чтобы систематизировать работу и повысить результативность деятельности по сохранению и укреплению физического и нравственного  здоровья учащихся,  в школе разработана программа «Здоровье – детям» (руководитель Сундеева В.В.). Лейтан  Елена Брониславовна, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая  лабораторией инновационных технологий городского центра образования и здоровья «Магистр» является куратором программы.

На протяжении последних четырех лет в школе организуется учебно-воспитательная деятельность так, чтобы на практике получить результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Педагоги школы проводят просветительскую работу с учащимися, направленную на формирование ценности здоровья и воспитание здорового образа жизни. Это классные часы, лекции, беседы по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек, «недели здоровья», конкурсы, интеллектуальные игры по параллелям. Учащиеся школы принимают активное участие в работе кружков и студий, выпуске газет, конкурсах рисунков, посвященных здоровью человека.

Большое внимание уделяется вопросам двигательной активности учащихся и профилактике утомления: непосредственно в процессе обучения проводится зарядка до начала уроков, организуются физкультпаузы на уроках, динамические паузы в течение всего дня с учащимися начальной школы, регулярно проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия для учащихся всей школы. В данном образовательном учреждении создаются условия для работы спортивных секций.

Хорошее здоровье детей – наша общая цель, где,  безусловно,  сходятся интересы семьи и школы. Поэтому еще одним приоритетным направлением деятельности по формированию у детей культуры здоровья является налаживание постоянно действующего механизма сотрудничества  учителя,  родителей  и  детей. В рамках этой деятельности для педагогов и родителей  в  школе организуются  лекции, семинары по различным вопросам развития ребенка, его здоровья, положительного и отрицательного влияния внешних факторов на здоровье школьника.

Среди родителей немало профессионалов – это медики, психологи или  просто хорошо образованные люди. Их вклад в фор­мирование поведенческих привычек детей огромен, это  единомышленники школы, заинтересованные в успехе общего дела.  Наиболее активно сотрудничают со школой Тимошок А.В., Ливковская И.В., Горелова Н.А., Нагулина О.А., Полякова Г.С., Афанасьева Л.В., Литвиненко О.В.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся,  в школе регулярно проводятся семинары, на которых рассматриваются педагогические приемы, методы, обеспечивающие детям  безопасные условия обучения в образовательном учреждении. На таких семинарах  педагоги  не только получают знания по вопросам  физиологии, физического развития разных возрастных групп учащихся, но и  методические материалы, соответствующие возрастным особенностям детей, для проведения оздоровительных минуток, упражнений для формирования правильной осанки, дыхательных упражнений. В помощь педагогам разработаны методические пособия для проведения классных часов и внеклассных мероприятий. Каждый учитель в своей здоровьесберегающей деятельности делает акцент на творческую активность всех участников образовательного процесса.

Ежегодно (последние два года) школа проводит презентацию программы «Здоровье – детям», и делится своим опытом с представителями педагогического сообщества Советского района г. Новосибирска. Так, 16 февраля в школе № 80 прошел семинар, в котором принимали участие заместители директоров по воспитательной работе,  завучи начальной школы, руководители методических объединений, учителя начальной школы, социальные педагоги образовательных учреждений Советского района. На семинаре был представлен конкретный опыт педагогов, реализующих программу «Здоровье - детям». В теоретической части семинара освещались вопросы организации деятельности по реализации Программы в начальной школе, а в практической – педагоги Т. А. Яркина, Л. В. Аветисян, Е. В. Коваль, Л. А. Никонова, Г. Н. Шубина, Т.Н. Куликова, О. Ю. Дентовская, В. И. Синицына и С. Г. Бубенщикова поделились своим опытом проведения уроков и внеурочных мероприятий в рамках здоровьесберегающей деятельности.

Завершил работу семинара круглый стол, за которым участники обменялись мнениями о перспективах развития здоровьесберегающей  педагогики  в образовательных учреждениях Советского района города Новосибирска, о позитивном опыте работы  школы № 80.

В заключение следует отметить, что Программа «Здоровье – детям» - это система работы образовательного учреждения по охране и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, с учетом важнейших характеристик образовательной среды.

Несомненным достоинством Программы «Здоровье – детям» является ее практическая направленность на решение главной задачи современного образования – организацию образовательного процесса, используя доступные средства и методы сохранения и укрепления здоровья, для воспитания здоровой личности, личности ориентированной на ЗОЖ.