Воспитание: принципы и подходы

(о системе воспитательной работы в МОУ гимназии №2 Ленинского района)

 

Трубина Татьяна Дмитриевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Фомина Элина Геннадьевна,

заместитель директора по воспитательной работе

 

МОУ гимназия №2 – победитель всероссийского конкурса воспитательных систем, неоднократный победитель районных, городских, областных, всероссийских конкурсов: «100 лучших школ России», «Ученик года», «Учитель года», лучшая команда КВН, обладатель звания «Школа года 2002».

15 – 16 февраля 2006 года в городе Новосибирске впервые состоялся Всероссийский научно-практический семинар «Воспитательные системы сегодня: традиции и перспективы». Педагоги гимназии приняли непосредственное участие в этом семинаре и представляли свой опыт работы.

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГИМНАЗИИ

 

В качестве первого концептуального подхода следует выделить комплексное решение задач обучения и воспитания. Переплетение этих двух компонентов в целостном образовательном процессе подобно явлению диффузии: с помощью средств воспитательной работы можно решать задачи, стоящие перед процессом обучения, и наоборот. Взаимопроникновение, взаимовлияние обучения и воспитания работают на реализацию главной цели гимназии. Коллектив гимназии никогда не отказывался от понимания процесса образования, как неразрывной связи двух этих составляющих и, поэтому, наиболее оптимальным, на сегодняшний день, считает личностно-ориентированный подход в образовательном процессе гимназии, который способствует раскрепощению в каждом гимназисте творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя. Побуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени образования и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс не на пассивно-содержательной ноте, а в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.

Второй подход, нашедший отражение в воспитательной системе гимназии – ее многослойность, возможность учащихся погрузиться в воспитывающую среду различных коллективов на протяжении одного учебного дня: классное сообщество (одновозрастной стабильный коллектив), группа по углубленному изучению предметов (научное сообщество, объединившее ребят разных классов общим интересом к предмету), творческий коллектив (студия или секция, сформированная из ребят разного возраста, но горящих одной идеей). Следует отметить особый стиль в организации воспитательного пространства – возглавляют работу по воспитанию ребят взрослые, обладающие особым педагогическим инструментарием, направленным на реализацию главной цели. В одном случае это учителя предметники и классные руководители, в другом – научные консультанты – преподаватели ВУЗов, в третьем – преподаватели вокала, танца, сценического искусства, одним словом, руководители творческих коллективов.

Третий подход – не был изобретен в творческой лаборатории, его подсказала сама жизнь. Мы отказались от случайного набора мероприятий в воспитательном процессе, потому что убеждены в том, что формирование целостного образовательного пространства оправдано программно-целевым подходом в его организации. Такой подход позволяет нам реагировать на проблему не эмоционально-волевым решением, а целой программой. Разработку программ берут на себя временные рабочие группы, кафедры, творческие лаборатории и сегодня насчитывается 7 действующих программ, которые постоянно обновляются, меняются согласно изменениям, происходящим в жизни общества и гимназии.

В качестве четвертого концептуального подхода в организации воспитательного пространства следует выделить обязательное участие всех субъектов образовательного процесса в решении воспитательных проблем. Понимание и поддержка, которую оказывают родители гимназии, являются достаточным показателем сотрудничества родителей и педагогов. Нам известно, что большинство семей озабоченно решением проблем экономического характера, они в большинстве своём не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка. Поэтому педагоги и администрация гимназии стремятся установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Пятый концептуальный подход обозначен как организация демократических основ управления гимназией. Жизнедеятельность классных коллективов осуществляется через общественный орган Гимназический Совет Самоуправления.

Подход шестой – воспитание у гимназистов потребности в здоровом образе жизни, как в самой главной ценности и необходимости их бытия. Наша задача воспитать у гимназистов ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни это норма. Бессмысленно проводить реабилитационную работу в зале лечебной физкультуры, спелеопещере, если на уроках не проводится зарядка для глаз, не проветриваются помещения, нет контроля за осанкой ребят. Осознание значимости такой работы в рамках целостного образовательного пространства должно определять особое отношение педагогического коллектива к нравственному, психическому и физическому здоровью учащихся.

Реализация этих подходов нашла отражение в компонентах воспитательной системы гимназии:

-         в учебном процессе (содержание гимназического образования, личность учителя, взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса);

-         в системе работы по воспитанию личностных качеств гимназиста, активной жизненной позиции (в классных коллективах и Гимназическом Совете самоуправления);

-         в системе работы по обеспечению самоопределения личности учащихся, ее самореализации через различные виды творческой деятельности (по выбору гимназистов).

Если говорить об учебном процессе, то в определенной степени воспитательные аспекты отражены в учебниках, учебных пособиях, однако главные аспекты расставляет сам учитель. От его интеллектуального и эмоционального потенциала зависят и интерес к предмету, и влияние на личность ученика. Многоэлементный состав содержания гимназического образования дает возможность педагогическому коллективу соединить дидактический цикл с воспитанием личности. Воспитательный потенциал присущ не только содержанию образования, но и всем методам обучения и формам учебной работы. Так, например, педагоги гимназии считают, что репродуктивные методы обучения помогают формированию внимания, исполнительности. Методы проблемного обучения, направленные на развитие личности, ее интеллекта, воспитывают эмоционально-нравственную сферу гимназистов.

В практике учителей-предметников гимназии используются коллективные, индивидуальные, групповые формы работы, которые помогают воспитанию таких качеств личности, как взаимопомощь, умение отстаивать свое мнение, самокритичность.

Если говорить о воспитании личностных качеств гимназистов, то мы осуществляем работу по формированию набора ключевых компетенций, как в урочной, так и во внеклассной деятельности гимназистов: коммуникативной (способность вступать в общение с окружающими в понятной для них форме), социальной (способность действовать в социуме с учетом позиции других людей), предметной (способность анализировать ситуацию и действовать с позиции учебного содержания).

Наиболее актуальной становиться гражданско-правовая компетенция, формирование которой осуществляется, как в учебной деятельности гимназистов, так и внеурочной. Ей мы уделяем больше внимание. Во-первых, мы не оставляем без внимания памятные даты связанные с историей гимназии, историей города, историей страны. Проведение торжественных мероприятий сопровождается звуками гимна и выносом знамени. Позитивным результатом можно считать и тот факт, что учащиеся гимназии соблюдают требования к форме и носят ее с достоинством. Строгий пиджак, светлый тон рубашки или блузки – визитная карточка гимназиста на любом районном или городском мероприятии. Особой награды – значка с эмблемой гимназии – ждут многие ребята, но получают ее самые достойные – победители Научно-практических конференций, спортивных соревнований, организаторы общегимназических акций. К 110-ой годовщине Новониколаевска-Новосибирска бала разработана и проведена познавательная игра-путешествие «В поход с Городовичком». Каждый класс, начиная со второго, погрузился в культурно-историческое прошлое родного города, подготовил поздравительную телеграмму Новосибирску, разучил песни и стихи сибирских авторов. Не остались без дела и родители, кто-то находил материал, кто-то помогал оформлять работы, а кто-то вошел в состав конкурсных комиссий. В последнее время получила популярность среди ребят идея проведения Гражданских Форумов. Проблемы, поднимаемые на Форуме, актуальны для современной молодежи. Именно в совместном обсуждении, можно найти ответ на сложные вопросы, например: «Какие знаменательные даты, связанные с историей России, ее культурным наследием, непременно отображаются в воспитательном пространстве классного и гимназического сообществ?». Новый год ученический и учительский коллективы гимназии встречают по старой русской традиции: вокруг елки, с катанием на санках с ледяной горки, чаем и блинами, с конкурсами, танцами в карнавальных костюмах. Идея была воплощена в жизнь стараниями ребят, лепивших снежные фигуры, изготовлявших елочные игрушки, усилиями родителей, которые помогали строить городок, желанием учителей сделать праздник веселым, запоминающимся. В канун празднования Дня Победы с 2002 года в гимназии получила возрождение идея проведения ПАРАДА. Участники парада: классные коллективы 3-х, 5-х, 6-х, 7-х классов. Оценивали ребят Ветераны Великой Отечественной войны, принимал парад участник боевой операции в Чечне. Каждый класс представлял определенный род войск, исполнял песню, выполнял команды своего командира. На парад «Отечества достойные сыны» приглашены были родители, бабушки наших гимназистов. Такой подход в воспитании патриотизма, мы решили сделать традицией.

Если говорить о системе работы по обеспечению самоопределения личности учащихся, ее самореализации через различные виды творческой деятельности, то здесь особое место занимают комплексно-целевые программы. О них далее и пойдет речь.

Условия современной жизни, заключающиеся в стремлении к материальному благополучию любой ценой, грубости, жесткой конкуренции, цинизме – оказывают огромное воздействие на взрослеющих школьников. Оказываясь в мире иллюзий, под впечатлением телерекламы, популярных боевиков, всевозможных шоу-программ, компьютерных игр дети теряют поведенческие ориентиры, способствующие становлению социально зрелой, способной к созиданию личности.

Тревогу педагогического коллектива вызывает и факт того, что многие гимназисты, принимая все в готовом виде, не видят необходимости в затрате личного времени и сил на благо образовательного учреждения.

Понимание и осознание необходимости преодоления такого отношения определило одно из направлений дальнейшей воспитательной работы с ученическим коллективом.

Программа «Забота о гимназии – дело гимназиста» направлена на преодоление потребительского отношения учащихся к условиям, созданным в гимназии, воспитание чувства преданности, благодарности образовательному учреждению и стремления сделать что-то полезное.

Данная программа ориентирована на развитие социальной активности личности, сознательного соблюдения правил внутреннего распорядка, стремления к самосовершенствованию. Инициировать значимые для гимназии акции, творить добрые дела могут все субъекты образовательного процесса: классные коллективы, структурные подразделения, родители, каждый ученик в отдельности. Отслеживание за активностью учащихся в реализации программы «Забота о гимназии – дело гимназиста» осуществляет Гимназический Совет Самоуправления и классные руководители. Интересной и запоминающийся акцией стал сбор макулатуры.

Еще несколько примеров решения воспитательных задач через реализацию программ в реальном образовательном процессе.

Программа «Учимся демократии» разработанная кафедрой общественных дисциплин направлена на формирование личностных качеств гимназистов для осознанного и ответственного участия в жизни гимназии через самоуправление. В марте 2001 года в нашем образовательном учреждении начал работу Гимназический Совет Самоуправления первого созыва. Много трудностей выпало на долю первопроходцев, ведь теперь они были не назначенные классными руководителями или администрацией заседатели и даже не инициативная группа. Они получили мандат доверия своих одноклассников и должны были это доверие оправдать, а иначе как? На первом заседании тайным голосованием был избран Председатель ГСС. Остальные депутаты, получившие поддержку гимназистов, избрали для себя то направление работы, которое отражало основные заявления их предвыборной программы и возглавили комитеты. Формирование комитетов происходит за счет представительства председателей классных комиссий. Регламент работы ГСС прописан в положении о «Гимназическом Совете Самоуправления». За годы работы было сделано многое. Вот лишь небольшой перечень тех мероприятий, которые работают на решение проблемы потребительского отношения учащихся. Разработаны положения о «Летней практике в гимназии», «О дежурстве». Запущен и реализован конкурсный проект «Класс Года». Комитет по культуре совместно с комитетом по образованию внесли в гимназический календарь еще один праздник «День Дублера». Ежемесячно в открытую студию ГСС гимназисты адресовали свои вопросы, замечания и пожелания. Комитет по социальной защите и взаимопомощи проводит акции в поддержку воспитанников детских домов и приютов (собирают тетради, ручки, пластилин, карандаши). В мае 2002 года основной состав ГСС закончил свое обучение в гимназии, и закон о выборах предписывал нам начать новую избирательную компанию. Выборы в гимназический Совет Самоуправления второго созыва состоялись в декабре 2002 года, а в 2004 приступил к работе и трудится до сих пор третий созыв.

Еще один пример. Уже давно заботой нашего коллектива стало здоровье детей, обучающихся в гимназии, которая нашла отражение в программе «Здоровье гимназиста – забота гимназии». Для сохранения и укрепления здоровья учащихся разработана комплексная система мер, позволяющая обеспечивать равновесие между возможностями детского организма и насыщенной интеллектуальной деятельностью. В гимназии создан современный лечебно- оздоровительный центр, организовано горячее питание. Медицинские работники и психологи обучают учеников и педагогов здоровьесберегающим технологиям. В гимназии ведется непрерывное медицинское отслеживание состояния здоровья каждого гимназиста, осуществляется большая профилактическая работа по формированию здорового образа жизни учащихся. Гимназисты участвуют в двух международных проектах связанных со здоровьем: «Репродуктивное здоровье подростков» и «Европейская сеть Школ укрепления здоровья».

Важное место в системе воспитания гимназии отводится реализации одной из ключевых программ образовательного пространства – программе «Сотвори себя сам».

У каждого человека и у взрослого, и у ребенка – существует естественная потребность в стремлении к успеху. Если ребенок сумеет удовлетворить эту потребность реальным делом, то приобретенный им эмоционально-нравственный опыт поможет ему в дальнейшей жизни. Успех всегда побуждает к действиям. Действуя, учащийся учится оценивать свои возможности, правильно строить отношения с окружающим миром, познавать себя в этом мире. Реализуемая в гимназии программа «Сотвори себя сам» – итог совместной работы педагогического коллектива. В процессе разработки велась большая работа. Ученики совместно с классными руководителями и родителями разрабатывали планы личного развития, обсуждали достойные и достигаемые цели в соответствии с возрастными особенностями. На одном из выездных семинаров в 2001 году учителя гимназии, методом погружения получили по программе теоретическую подготовку и практические рекомендации от ее авторов. В дальнейшем программа «Сотвори себя сам» была награждена Большой золотой медалью Сибирской Ярмарки. Программа предоставляет возможности: знакомить учащихся с научными методиками самопознания; обучать приемам планирования личного успеха и самовоспитания; учит учащихся принимать решения и нести ответственность.

Конкретные методики, разработанные и апробированные на практике, ориентированы на определенный возраст учащихся: «Папка творческих достижений» для 1-3 классов; «Алгоритм планирования личного успеха» для 5-9 классов; «Тайм менеджер» для 10-11 классов. Гимназисты осуществляют разработку программ саморазвития на основе диагностики творческих способностей и своих личных притязаний, систематически знакомятся с методами саморазвития и самовоспитания на психологических занятиях, фиксируют свои достижения и неудачи, выстраивают собственную траекторию развития. Важнейшее условие, которого придерживаются классные руководители в работе с ребятами в рамках программы – воспитание толерантности, терпимости в отношениях друг с другом. Формы работы зависят от возрастных и психологических особенностей ребят.

С 2004 года был запущен второй этап этой программы «Построение индивидуальных образовательных программ гимназистами с элементами профильного обучения». Деятельность этой программы направлена на выявление и развитие склонностей и способностей гимназистов, на оказание им помощи в вопросах самоопределения при выборе профилирующего направления собственной деятельности. Прежде, чем ставить детей перед ситуацией выбора профиля обучения, им следует приобрести некий опыт. Этот опыт гимназисты приобретают при составлении и своих образовательных программ, состоящих из трех частей:

ü      Вариант учебного плана. Их три: информационно-математический, гуманитарный, социально-экономический;

ü      Набор спецкурсов, факультативов, практикумов, связанных с удовлетворением образовательных интересов, потребностей и склонностей;

ü      Занятие по выбору в творческом коллективе, где происходит дальнейшее удовлетворение разнообразных образовательных и культурных потребностей обучающихся.

В такой программе объединяются фундаментальные знания и опыт практической деятельности, что очень важно для развития личности. Чтобы учесть реальные достижения обучающихся, выявить объективные основания его выбора профиля обучения, более полно оценить уровень его готовности к продолжению образования по тому или иному профилю обучения было принято решение ввести портфолио – индивидуальный портфель достижений ученика. Основной смысл портфолио – создать педагогическую ситуацию, в которой гимназист может показать все, на что он способен. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и является важным элементом деятельностного подхода к образованию. Введение портфолио – логическое продолжение работы по программам «ССС» и построение ИОП.

В 2005 – 2006 учебном году в рамках реализации программы «Юбилейный год» одним из видов деятельности, которая наполнила вторую половину дня, стала проектная деятельность классных коллективов, структурных подразделений, кафедр.

Данная деятельность призвана не только содержательно наполнить вторую половину дня, развивая познавательные навыки, самостоятельность, формируя умения работать с информацией, развивать творческое мышление, но и оказывать помощь в воспитании гимназистов.

В среднем и старшем звене заявлено 22 проекта, из них:

ü      12 – от классных коллективов и классных руководителей;

ü      6 – от кафедр и структурных подразделений;

ü      4 – индивидуальных.

В основе любого проекта лежит конкретная проблема или задача, которую призван решить данный проект. В зависимости от выбранной проблемы или задачи представлены различные проекты, которые условно можно разделить на:

ü      учебные;

ü      досуговые;

ü      практические;

ü      игровые.

Каждый проект имеет свою цель, задачи, ожидаемый конечный результат, направлен на развитие определенных умений, воспитание определенных качеств личности. Например:

ü      5б – «Художественное слово»;

ü      6а – «Мой учебник русского языка»;

ü      7б – «Сибирь – мой край родной»;

ü      Г.В. Дунаевой и группы ребят «Государственные символы России» и «Жизнь рыцарей средневековья».

Гимназия – это не только уроки, исследования, семинары, лекции и конференции. Как у истинно творческой натуры, у гимназистов разносторонние увлечения и интересы. А реализовать их помогает комплексная воспитательная программа «Творчество после звонка». В единую ассоциацию объединены все творческие коллективы гимназии, у каждого из которых свои задачи, цели, лицо и своя дата рождения. Сегодня Ассоциация насчитывает 26 действующих творческих коллективов. Это отдельный и очень важный блок в воспитательной системе гимназии.

Ребята, занимаясь в творческом коллективе, попадают в разновозрастную среду, и у них появляется возможность приобретать новые коммуникативные навыки, обогащать свой внутренний мир. Разновозрастное взаимодействие позволяет воспитывать и развивать у ребят гуманистические отношения сотрудничества, товарищества, ответственности.

Ассоциация творческих коллективов – это открытая система, которая принимает любые идеи и реализует их. Так, например, следуя желанию гимназистов приободриться после учебного дня, был создан клуб «Силачи». Желание гимназистов развивать навыки выразительного чтения и ораторского искусства материализовалось в театрально-поэтической студии « Кастальский ключ». В мае студийцы-одиннадцатиклассники выпустились из стен альма-матер, а новый состав пятиклашек уже в октябре радовал нас своей премьерой, и публика аплодировала им, как настоящим актёрам со стажем.

Большой гордостью не только Ассоциации, но и всей гимназии стала видеостудия «Виват» (Воображение, Интеллект, Вдохновение, Артистизм, Творчество). Штат тележурналистов, операторов, редакторов был укомплектован из числа учащихся 9-11 классов, а возглавил студию В.П. Зулкарнеев, профессиональный оператор телевизионной студии «12 канал». За период их работы в свет вышли десятки новостийных выпусков, фильм «О гимназисте и гимнастёнке», создан видеоклип «Минорная тональность дня», смонтирована серия видеороликов «Будь здоров!». Незаменима помощь студийцев при съёмке классных и общешкольных праздников, трансляции обучающих и познавательных программ, проведении ежегодных родительских конференций.

Несколько лет подряд эко-клуб «Одуванчик» успешно выступает на районном и городском этапах конкурса «Не болит!». Их выступления всегда яркие и запоминающиеся.

В дискуссионном клубе «Дебаты» гимназисты постигают азы Попперовских, парламентских, политических дебатов. В 2000-2001 учебном году вместо одной команды мы выставляли на районные и городские чемпионаты три команды. Если в 1999-2000 году дебатёры заняли 1-е место в городе и 3-е место в регионе, то в 2000-2001-ом году сразу два призовых места в городе (1 и 2) и два – в регионе (1 и 2). Эти команды были делегированы на IV Всероссийский чемпионат, где в личном зачёте Лариса Калуга заняла 3-е место, а 2003, в областном турнире заняли 1 место, во всероссийском – третье.

Клубу интеллектуального развития «Скиф» в 2006 году исполниться десять лет. Начиналось все с одной команды из учащихся 8-11 классов. Ребята разработали устав клуба, придумали нагрудный знак, стали вести летопись. Клуб был принят в Ассоциацию молодёжных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Новосибирска. На счету интеллектуалов серьёзные успехи: включение в Золотую дюжину Ассоциации по результатам игрового сезона 1997-1998 учебного года, победа в игровом сезоне 1998-1999 учебного года среди 77 команд Ассоциации, завоевание права на членство в Профессиональной гильдии АМКИР. Сегодня в клубе четыре команды разных возрастов и их ежегодные победы в городских и областных турнирах продолжают радовать.

Яркая творческая деятельность у пресс-центра журнала «Большая перемена». Выпуски журнала выходят в свет с информацией, которая интересна и увлекательна. В 2004-2005 учебном году редакция журнала стала лауреатом четвертого Всероссийского конкурса школьных изданий. Сегодня известно, что и в пятом Всероссийском конкурсе школьных изданий они лауреаты.

В 2000-2001 году гимназистам не удалось в полной мере включиться в КВН-движение. Попытка создать команду не имела успеха, так как не нашлось хорошего вдохновителя. Но сегодня, мы с гордостью можем сказать, что команда КВН гимназии №2 « 32 АВГУСТА» не только успешно дебютировала в сезоне игр 2002-2003 г.г. она вошла в высшую лигу игроков КВН и по итогам игрового сезона 2003 – 2004 года победив, получила звание: «Команда года», в 2004 – 2005 учебного года заняла 3 место, а этом учебном году вышла в финал, который пройдет в апреле этого года.

Руководитель Ассоциации творческих коллективов, администрация гимназии понимают необходимость расширения состава творческих объединений. Особое внимание здесь уделяется спортивно-прикладному направлению. Однако решение этой проблемы требует материальных затрат и специально подготовленных кадров.

Важной частью воспитательной работы является сохранение создавшихся и формирование новых традиций гимназии, чему способствуют ежегодно проводимые праздники «День знаний», «Краса осени», «День гимназиста», «Фестиваль искусств», «Гимназист года», новогодние КВН-шоу, «Последний звонок», «Отечества славные сыны», «Мужское лицо гимназии», предметные декады.

Наличие в гимназии стратегии воспитательной работы, значимых воспитательных проектов и программ, механизмов контроля и отслеживания результатов, развитой системы поощрений способствует укреплению и развитию воспитательных функций гимназии, укреплению взаимодействия семьи и образовательного учреждения, повышению культуры демократических отношений, развитию гуманистических принципов нравственного и гражданского воспитания.