Организация и проведение аэрокосмической игры в

Аэрокосмическом лицее им. Ю.В. Кондратюка

 

Марьясова Н.М.

педагог-психолог

 

Отличительной чертой воспитательной системы аэрокосмического лицея является аэрокосмическая игра.

Существует много различных определений игры. Наша же деятельность лучше всего согласуется с теми взглядами, которые изложены в работах замечательного нидерландского философа, культуролога Йохана Хейзинги.

«Мы можем назвать игру, — пишет он в работе «Человек играющий», — свободной деятельностью, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, — свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой».

Цели игры:

-содействовать предпрофессиональному аэрокосмическому образованию учащихся;

-создавать условия

- для расширения и углубления знаний учащихся в аэрокосмической области- важнейшей составляющей человеческой культуры;

-для развития творческих способностей учащихся;

-для приобретения учащимися навыков адаптации к социуму;

-для привития интереса учащимся к творчески активному отдыху и здоровому образу жизни

-для реализации аэрокосмических знаний, полученных в процессе учебы.

Она существует с 1991 года. За это время она постоянно видоизменялась, развивалась. В современном виде игра – продукт коллективного творчества педагогов лицея и его учеников. Задумывалась она прежде всего как способ расширить возможности аэрокосмического образования (АКО), но те задачи, которые она решает как бы попутно на самом деле гораздо шире. Игра дает возможность всем её участникам – и юным, и взрослым (задачи игры):

- развить коммуникативные, в том числе и лидерские, качества и навыки, творческие способности;

- реализовать принцип внутренней активности подростков;

- актуализировать проблемы профессионального выбора;

- сплотиться учащимся не на уровне класса, а на уровне лицея;

- научиться некоторым приемам делового общения;

- обеспечить преемственность традиций лицея.

В игре решаются и проблемы нравственного выбора. В целом можно говорить об активном взрослении лицеистов в процессе игры. Мы прекрасно понимаем, что в игре многое (прежде всего ситуации) искусственно, но эмоциональный опыт участников – настоящий.

Возраст участников: В лицей приходят подростки в восьмой класс. Поэтому в игре участвуют старшеклассники 8-х – 11-х классов.

Организация игры:

Игра состоит из двух этапов – городской и выездной. Городской включает в себя организацию игры и подготовку к экспедиции. В этом году у нас организуется экспедиция на Марс, поэтому в городской этап включен полет до Марса. Этот этап длится с сентября по 20 марта. Выездной этап – это собственно экспедиция. Он бывает у нас в 20-х числах марта, на весенних каникулах. В это время мы выезжаем в какой-нибудь пионерский лагерь на пять дней.

В сентябре желающие старшеклассники – лицеисты 10-х – 11-х классов подают заявление в совет лицеистов с просьбой рассмотреть их кандидатуры на должность командира экипажа. Их количество в разные годы колебалось от 10-ти до 18-ти человек. Ограничение – возможность собрать экипаж. Класс при этом дает (или не дает) рекомендацию кандидатам. После утверждения в совете лицеистов командир набирает экипаж численностью 10 – 14 человек. Непременное условие: экипаж должен быть разновозрастным, должно соблюдаться соотношение 6 (ученики 10-х – 11-х классов) к 4-м (ученики 8-х – 9-х классов). Затем экипаж выбирает капитана-наставника из числа педагогов лицея. Т. о., взрослый состав игры – капитаны-наставники по числу экипажей (они оказывают методическую помощь командирам, следят за дисциплиной на выездном этапе игры) и ЦУП. В состав ЦУПа входит руководитель игры (сейчас это заместитель директора по воспитательной работе) и 2 – 3 специалиста, в том числе – учитель физкультуры. На выездном этапе в игре каждый день бывают спортивные мероприятия: эстафеты, турнир по футболу, и т. д. Большинство специалистов выполняют свои обязанности, совмещая их с работой  капитана-наставника. После того, как выбран капитан-наставник, в ЦУП подается заявка об участии в игре, в которой содержится название и список экипажа с указанием специальности каждого его члена. Специальности зависят от сюжета игры, но всегда есть следующие:

- командир (осуществляет общее руководство работой экипажа и отвечает за эту работу перед ЦУПом; если экипаж оказывается не готов к экспедиции, то командир не участвует в выездном этапе; при этом те члены экипажа, которые выполнили свои личные задания, распределяются по другим экипажам);

- бортинженер (проектирует летательный аппарат - ЛА, на котором осуществляется полёт);

- бортмеханик (отвечает за изготовление модели ЛА);

- журналист (освещает жизнь экипажа в лицейской газете);

- связист (осуществляет связь с ЦУПом через Интернет, получает вводные и передает их командиру);

- врач (следит за здоровьем экипажа, в чрезвычайных ситуациях оказывает первую помощь);

- астронавигатор (производит компьютерный расчет полёта).

 В этом году есть ещё следующие специальности:

- мастер (специалист по чрезвычайным ситуациям),

- ретранслятор (шифровальщик),

- марсолог (специалист по Марсу).

Специальности выбираются по желанию, в соответствии с возможностями ребят и нуждами экипажа. Так, бортинженер – чаще всего 10-ти или 11-тиклассник, т. к. в его работе нужны знания, которые он получает не только на занятиях по специальности, но и на уроках спецпредметов.

По каждой специальности ведутся занятия, их осуществляют педагоги лицея. В частности, психолог ведёт тренинговые занятия Школу лидера. В рамках этой Школы командиры не только получают определенные знания в области психологии, но здесь рассматриваются и вполне конкретные проблемы: как проводить сбор экипажа, как его сплотить, какой они видят свою роль в экипаже и т.д. В занятиях активно используются игровые формы.

На занятиях специалисты получают вводные, т. е. индивидуальные и экипажные задания. За их выполнение экипажам начисляются баллы. Экипажи, набравшие большее количество баллов имеют на выездном этапе преимущество.

С 1999 года в организации игры, придумывании сюжета, проведении выездного этапа активное участие принимают выпускники лицея. Это в основном Звездный экипаж – выпускники, получившие это звание на последней своей игре в одиннадцатом классе за активное участие в ней на протяжении всего обучения в лицее, за вклад в развитие игры. В этом году выпускники – работники трансагенства, организующие международную экспедицию на Марс. Совместно с педагогами лицея они придумывают вводные, контролируют выполнение заданий, проводят общие сборы на городском этапе.

В этом году таких сборов было три. Тема первого – презентация экипажей. Каждый экипаж представил на общее обозрение компьютерную презентацию, в которую входило следующее: флаг страны, из которой осуществляется экспедиция; краткие сведения о космических исследованиях, ведущихся в этой стране; девиз, гимн экипажа, краткие сведения об его членах с фотографиями. Тема второго – допуск к экспедиции. Условием допуска являлось выполнение всех вводных уже полученных экипажами, в частности, наличие сайта экипажа. Третий сбор был посвящен запуску ЛА на Марс.

В лицее состоялись игры по темам: «Новосибирск-Луна», «Новосибирск-Марс», «Кругосветное путешествие на различных ЛА», «Большой контакт-95»( о возможности контакта с иными цивилизациями), «Большой поиск-96» (о возможности использования космонавтики и авиации в чрезвычайных ситуациях), «Воплощение идей и проектов-97» (посвященная столетнему юбилею Ю.В. Кондратюка и Р.Л. Бартини), «СупЭрМен-98» (о посещении Луны людьми в поисках воды), «Кругосветный перелет-99»,...«Миссия-03» (спасение мира от катастрофы), «МИК-04»(исследование загадочной планеты) и т. д.

Сюжет выездного этапа в этом году связан с исследованием планеты Марс международной экспедицией. Ход работы экспедиции будет, как и в прежние годы, ежедневно освящаться в газете. Каждый день у нас бывает на выезде так называемое вечернее дело, которое предполагает подготовку и выступление на сцене всех экипажей.

По итогам игры проводится анкета, которая составляется психологом совместно с командирами. Её результаты печатаются в газете и используются в итоговом обсуждении с командирами и капитанами – наставниками. С командирами мы обсуждаем достаточно широкий круг вопросов.

В 2004 году психологом лицея проводилось исследование под руководством работников кафедры психологии НИПК и ПРО на тему: "Влияние комплексной аэрокосмической игры на становление самоидентичности в подростковом возрасте и ранней юности

Общие выводы в этой работе выглядят следующим образом:

1. Для успешного становления самоидентичности в подростковом возрасте и ранней юности важно наличие развивающей среды, в которой устанавливаются отношения со значимыми людьми. Эти отношения в свою очередь является движущей силой развития молодых людей. Такой средой может стать комплексная игра.

2. Наше исследование показало, что участие в комплексной игре способствует развитию Я – концепции, её целостности, определённости, глубины рефлексии.

3. Некоторая размытость идентичности у игроков должна рассматриваться как необходимое условие для дальнейшего роста личности.

4. У участников игры растёт уверенность в себе, активно формируются жизненные ценности, временная перспектива, позитивно реализуются лидерские качества, творческие и исследовательские способности, активно идёт апробация различных ролей. В целом можно говорить о разрешении возрастного кризиса в игре.

5. Исследования свидетельствуют о более значительном росте социального интеллекта в игре по сравнению с неигровой средой лицея. Суммарный анализ всех методик исследования позволяет говорить о позитивном изменении коммуникативной компетентности участников игры.

6. Игровая среда в лицее стимулирует рост самосознания как у участников игры, так и у неиграющих лицеистов. Однако изменение Я – концепции осуществляется более гармонично у тех, кто играет.