Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(3) Зоя Михайловна Меньщикова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 11 Октябрьского района
г. Новосибирска

Стратегия самообучения младших школьников

Стратегия – основные принципы педагогической деятельности по формированию у младших школьников умения учиться и добывания знаний самостоятельно.

Самообучение – процесс постановки и решения учеником системы творческих задач, в ходе которого он не усваивает готовые правила и определения, а сам активно «добывает знания».

В саморганизации активной мыслительной деятельности младших школьников большую помощь оказывают предписания, алгоритмы и памятки. Памятки способствуют упорядочению понятий, систематизации, закреплению и повторению учебного материала, повышают эффективность обучения. Дети выполняют работу сами, сами логически выстраивают свои мысли, вооружившись необходимыми умениями, и при этом режиссерская рука взрослого остается незаметной.

С использованием алгоритмов учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, грамотно производят разбор языкового материала. В третьем классе они могут дополнить, изменить план работы по мере накапливания опыта самостоятельной работы. Таким образом, расширяются границы того, что ученикам доверено, а доверие – это важное средство самоутверждения, которое по мере взросления дети начинают применять и в других видах деятельности.

Любой процесс предполагает наличие конечного результата. Ребенок должен видеть свою перспективу, знать общие планы и программы своего учения. В начале каждого полугодия он получает вопросы к зачету на конец полугодия и ответы на них. Это тот минимум, который должен быть обязательно освоен всеми учащимися. Сюда включаются наиболее существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы, и притом такие, овладение которыми лично поддаются учету и контролю. Это помогает самому ребенку определять границы знания и незнания.

Информация о ходе и результатах научения, получаемая учеником, сопоставляется с заранее известной нормативной, и результаты этого сопоставления служат для ученика основанием для самооценки и самокоррекции своей учебной деятельности. Четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессом обучения и самообучения.

При безотметочном обучении в качестве мотива учебной деятельности может выступать потребность в одобрении со стороны учителя, потребность быть на уровне своей собственной самооценки, стремление завоевать авторитет товарищей.

Развитию умения самооценки и самоконтроля способствуют следующие формы работы:

– взаимное рецензирование работ;

– групповая оценка;

– оценочная деятельность школьника в роли учителя;

– различные виды само- и взаимопроверки.

Включение детей в оценку достигаемого ими результата играет важнейшую роль в формировании у них критического отношения к получаемому результату, составлению верного представления об уровне своих возможностей в учении.

Высокий уровень самообучения школьников возникает при постановке перед ними задач проблемного характера, требующих от них самостоятельного поиска способа решения проблемы. Мнение учителя – одна из возможных точек зрения, которую нужно соотнести с собственнной. Поиск истины в одиночку невозможен, необходим постоянный обмен мнениями, дискуссии, диалоги.

Узнавать и открывать может сам школьник, наблюдая, сравнивая, строя цепочку рассуждений, проводя исследовательскую работу. Большое значение в этом играет участие детей в школьной научно-практической конференции, которая проводится с 3-го класса. Ребенок сам выбирает себе объект наблюдения, исследования. Это могут быть растения, помещенные в разные условия, домашние животные, кристаллы, выращенные из соли.

При таком исследовательском наблюдении дети не только частично получают подтверждение уже известному, но и приобретают новые знания, устанавливают связи между явлениями, видят причину и следствие, испытывают эмоциональный всплеск от своих открытий.

Таким образом, принципы педагогической деятельности по формированию у младших школьников умения учиться, в которых преобладают активные методы обучения, выступают для растущего человека важной побуждающей силой к самоосмыслению, самопониманию и саморазвитию.

Такой человек в результате изобретает то, чего раньше не было; любит искать такие ситуации, для решения которых у него нет опыта и умений; занимается трудом самовоспитания, умеет сомневаться, спрашивать, слушать и слышать, смотреть и видеть, формулировать трудности, намечать пути их преодоления.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела