Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Дмитрий Валерьевич Цынков,
аспирант кафедры экономической информатики
Новосибирского государственного университета экономики и управления

Преимущества использования передовой практики управления информационными технологиями в системе среднего образования

Эффективное управление информационными системами и технологиями базируется на стандартах управления в области ИТ. Стандарт представляет собой источник обобщенного опыта и лучших практик, поэтому ценность его использования определяется экономией затрачиваемых ресурсов.

Современное использование ИТ характеризуется ориентацией на образовательный процесс, потому как является конкурентным преимуществом образовательного учреждения, одновременно с этим появляется осознание важности использования ИТ и в административной деятельности.

Таким образом, с течением времени масштабы применения информационных технологий возрастают, это сопровождается разнообразием аппаратного и программного обеспечения, которое, в свою очередь, требует надежного и качественного обеспечения функционирования, а для этого необходима продуманная и рациональная организация деятельности.

Рассматривая систему среднего образования как объект управления, в ней можно выделить типовые элементы – образовательные учреждения, которые характеризуются схожими, а зачастую едиными потребностями в области ИТ, что позволяет организовать ИТ-службу в виде отдельного подразделения системы среднего образования и сформировать единые механизмы ее взаимодействия с образовательными учреждениями.

Таким образом, управление и обслуживание ИТ становится централизованным, а вид деятельности ИТ-службы преобразуется в сервисный. Это означает, что образовательные учреждения формулируют свои требования к необходимому перечню сервисов, а ИТ-служба предоставляет их на согласованном уровне, т.е. отношения определяются как «поставщик сервисов – потребитель сервисов».

Данный подход реализуется путем перехода к сервисной модели управления ИТ. Он сформулирован в 2002 году в стандарте BS 15000 «Управление ИТ сервисом», получившем в 2005 году официальный международный статус ISO 20000.

Накопленные ИТ-индустрией знания по управлению ИТ-услугами обобщает библиотека ITIL, появившаяся в 80-е годы прошлого века. Описываемые в ITIL практики основаны на реальных достижениях, но стандартом ITIL не является. В эту библиотеку входят 11 книг, посвященных разным аспектам ИТ и содержащих советы по построению основных ИТ-процессов. Стандарт ISO 20000 конкретизирует процессный подход, развиваемый в ITIL, применительно к управлению ИТ-услугами. Он определяет требования и взаимосвязанные процессы, необходимые для создания и эффективного использования системы управления. Стандарт состоит из двух частей:

ISO 20000-1 «Information technology – Service management. Part 1: Specification» представляет собой описание требований к системе управления ИТ-услугами. Эта часть состоит из 10 разделов: Область применения, термины и определения, требования к системе управления, планирование и применение управления сервисом, планирование и внедрение новых или измененных сервисов, процесс оказания услуг, процессы взаимосвязей, процессы разрешения проблем, процессы контроля, процесс управления релизом.

ISO 20000-2 «Information technology – Service management. Part 2: Code of Practice» – это практические рекомендации по процессам, требования к которым сформулированы в первой части. Также содержит 10 разделов и является руководством для организаций, намеренных пройти сертификацию.

Современное управление ИТ в системе среднего образования находится на стадии становления, поэтому своевременная поддержка руководства в части передового опыта является чрезвычайно важной. Переход от ситуативного управления к формализованным процедурам, наряду с эффективной организацией оперативной деятельности, является ключевым шагом в организации деятельности управленческой.

Список использованных источников

1. Мильман С. Система бизнес-менеджмента [Электронный ресурс] // Открытые системы. – http://www.osp.ru/text/print/302/2449854.html.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 22)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Электронный муниципалитет: перспективы создания
2. Интегрированные автоматизированные информационные системы в управлении образовательным учреждением
3. Преимущества использования передовой практики управления информационными технологиями в системе среднего образования