Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(7) Людмила Тимофеевна Якубенко,
руководитель методического объединения воспитателей Калининского района,
старший воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детского сада № 14 «Аленка»
Калининского района г. Новосибирска

Основа преемственности детского сада и начальной школы – педагогика сотрудничества

Проблема преемственности в образовании связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека. Однако нередко на практике непрерывность образования рассматривается как дополнение и расширение имеющегося объема знаний. В дошкольном и начальном образовании это приводит к перегрузкам детей, чью учебную деятельность непрерывно «расширяют» и «обогащают» за счет новых знаний, предметов и т.д. В результате дети получают много разнообразной информации, но не умеют применить свои знания на практике, в жизненных ситуациях. Успех же определяется не столько информированностью ребенка, сколько тем, удалось ли сформировать на поведенческом уровне готовность к получению знаний, которая в свою очередь выступает как психологическая мотивация («Я хочу получить знания») и способность получить знания («Я могу учиться»).

Таким образом, непрерывность образования по отношению к детству – это процесс непрерывного сопряжения логики естественного развития ребенка (возрастные, индивидуальные особенности) с содержанием образовательного пространства (программы, технологии, наглядные пособия и т.д.).

Переход ребенка с одной ступени обучения на другую требует особой педагогической поддержки. Обеспечить ребенку необходимую поддержку на этапе перехода из детского сада в школу призвана особая педагогическая деятельность воспитателей детского сада и учителей начальной школы.

Для нас эта деятельность – взаимодействие ДОУ и школы на основе педагогики сотрудничества.

Наше дошкольное учреждение детский сад № 14 «Аленка» и школа № 203 на микрорайоне Родники открылись практически одновременно, и первые наши выпускники пошли учиться в эту школу. С этого периода и началось наше содружество, которому уже более пятнадцати лет. За это время сложились деловые партнерские отношения и традиции. Вначале каждого учебного года мы заключаем договор по обеспечению преемственности, разработали проект совместной деятельности.

Реализация данной идеи началась с:

– создания Координационного совета и творческих групп;

– анализа концепции непрерывного образования и путей реализации задач;

– создания банка данных об условиях работы ДОУ и начальной школы с целью определения непрерывности образования;

– на МО заместителей заведующих по ВМР, завучей начальной школы, воспитателей подготовительных групп и учителей начальных классов определили целесообразные технологии и способы их реализации с учетом ценностей образования:

1. Гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому, исключение принуждения и насилия.

2. Открытость человека изменяющемуся миру.

3. Самоценность каждого возраста – полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития – неоправданность как инфантилизации в образовании, так и «забегания вперед».

4. Индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка

5. Создание условий для его развития, независимо от исходной подготовленности.

– выделили приоритеты в содержании образования на каждом из этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации.

Главная цель нашей совместной деятельности – это создание условий для личностно-ориентированного обучения, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самоценность, признание ребенка главной фигурой всего педагогического процесса. И здесь одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием: методическая работа, работа с детьми, работа с родителями.

Методическая работа. Стратегию и тактику взаимодействия образовательных учреждений на ступени дошкольного и начального школьного образования определяют категории «развитие» и «воспитание». «Развитие» в дошкольном и младшем школьном периоде рассматривается как изменение системы взаимодействия «ребенок-взрослый», как смена типов детской деятельности. Именно возраст смены типов деятельности ребенка и есть готовность его к школе, точка его индивидуального проектирования.

На совместном малом педсовете мы выработали единые критерии готовности ребенка к школе: это морфофизиологическая зрелость, развитие психических процессов, в особенности воображения как интегральной психологической характеристики, определенный уровень развития эмоционально-волевой сферы и социальной зрелости. Программа, по которой работает наш детский сад – «Детство» Санкт-Петербург. Она обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, то есть дает возможность развить любознательность как основу познавательной активности будущего школьника; способность к творчеству и самостоятельность; творческое воображение как направление интеллектуального развития ребенка; коммуникативность, умение общаться со взрослыми и сверстниками. Следовательно, она отвечает данным критериям.

Два раза в год организуем совместные педсоветы, касающиеся творческого, передового подхода в обучении и воспитании детей младшего школьного и дошкольного возраста. Проводим методические встречи для педагогов школы и детского сада, где обсуждаем и выбираем образовательные программы, обмениваемся впечатлениями по использованию новинок методической литературы как в учебном процессе, так и в воспитательном, по работе с семьей. Заботимся об оснащении своих кабинетов методическими пособиями, перенимаем опыт его эффективного использования в педагогическом процессе.

Посещаем открытые уроки в школе, занятия в детском саду. После уроков и занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы работы с детьми. Это способствует повышению профессионального мастерства педагогов, установлению сотрудничества учителей и воспитателей, определению единых подходов обучения и воспитания, выбору оптимальных средств развития. Организуем для педагогов консультации и семинары по темам: «Адаптация дошкольников к обучению в школе», «Готовность ребёнка к школе – что это?», «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе».

Школа № 203 с эстетическим уклоном, поэтому тесно осуществляется контакт узких специалистов, таких как учителя музыки и музыкального руководителя, воспитателя ИЗО и учителя по прикладному искусству. Уже стало традицией ставить детские спектакли, концерты, организовывать выставки детских работ друг для друга.

Работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассматривают книги и учебники, читают стихи. Спортивный и актовый залы, кабинеты, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших детей положительные эмоции, желание пойти в школу, убирает страх и вселяет уверенность в свои собственные силы.

В музее Боевой славы

Посещение нашими воспитанниками музея «Боевой славы», «Музея Калининского района» в школе № 203 позволяет осуществлять патриотическое воспитание детей. Ребята очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, проявляют любознательность и задают очень много вопросов.

В музее Калининского района

Кроме экскурсий, проводим тематические занятия и совместную деятельность с проигрыванием проблемных ситуаций по закреплению полученных знаний и социальной адаптации. В каждой подготовительной группе имеются уголки для организации сюжетно-ролевой игры «Школа». Воспитанники с удовольствием проводят в этих уголках свободное время, разыгрывают интересные сюжеты.

Весной проводим День открытых дверей. Частые и желанные гости – наши бывшие выпускники. Организуем с ними пресс-конференции. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам, отвечают на интересующие их вопросы. Школа, в свою очередь, приглашает будущих первоклассников на праздник «Первый звонок».

В начале учебного года вместе отслеживаем, как проходит социальная адаптация детей в школе. Исходя из возникающих проблем, решаем, какие необходимо поставить годовые задачи, чтобы развивать не только познавательные способности, а также коммуникативные способности и социальные навыки.

В конце каждой четверти учителя анализируют успехи и неудачи наших детей, поступивших в первый класс, по поведению, прилежанию и учебе. Делятся своими результатами работы, дают рекомендации воспитателям с целью совершенствования дальнейшего учебно-воспитательного процесса.

Воспитанники нашего ДОУ посещают «Школу будущих первоклассников» при школах № 203 и № 207. В течение учебы в начальном звене школы мы отслеживаем успеваемость своих выпускников.

Работа с родителями. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Воспитатели совместно с учителями консультируют родителей по подготовке детей к школе, дают индивидуальные рекомендации, проводят семинары-практикумы.

Семинар-практикум «Готовность к школе», задания родителям: пальчиковая гимнастика, определить – на какую игрушку по характеру похож их ребенок.

Учителя начальных классов систематически посещают родительские собрания дошкольного учреждения в подготовительных группах, они отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводят индивидуальные консультации.

Семинар-практикум «Проблемы школьной дезодаптации»

Всё это позволяет родителям серьёзнее подойти к вопросу подготовки ребенка к школе и определиться с её выбором.

Таким образом, проблема обеспечения единой линии педагогического процесса на этапах дошкольного и начального школьного образования нами практически решается.

Но развитие ребенка должно носить целостный характер и сегодня мы можем сказать, что у нас есть еще ряд нерешенных вопросов, среди которых главным является оздоровление детей. Это не секрет, что в дошкольных учреждениях оздоровительной работе придается большое значение. В нашем детском саду имеются группы для детей с нарушением осанки, поэтому для них проводится целый комплекс оздоровительных процедур. В школу мы выпускаем дошкольников с улучшением или со стабилизацией опорно-двигательного аппарата, но им необходимо соблюдать ортопедический режим, чего в школе в настоящее время организовать не могут, так как ограничены штатным расписанием. Поэтому мы ориентируемся на свои возможности и на данном этапе стараемся сделать все зависящее от нас для того, что бы изменить жизнь детей к лучшему.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 52)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела