Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(9) Ксения Александровна Шипулина,
учитель истории и обществознания,
руководитель музея второй квалификационной категории
МБОУ СОШ № 17 Заельцовского района
г. Новосибирска

Школьный музей как способ включения учащихся младших классов в исследовательскую деятельность

Ни для кого не секрет, что именно в начальной школе закладываются те основы, которые впоследствии дадут учащемуся возможность успешного освоения самых разных учебных предметов.

Начальная школа учит учиться, прививает учащимся навыки, которые будут необходимы как в дальнейшем обучении в школе, так и при получении высшего или средне-специального образования.

На протяжении нескольких лет в городе Новосибирске проходит научно-практическая конференция для учащихся младших классов.

Закономерно возникает вопрос о том, как включить учащихся младших классов в исследовательскую деятельность. Как сделать так, чтобы эта работа была им интересна и соответствовала их возрастным возможностям.

К сожалению, довольно часто работы, представляемые на секцию «Краеведение» научно-практической конференции учащихся начальных классов, носят реферативный характер, и непосредственная работа над темой самого ученика сводится к минимуму.

В сложившейся ситуации именно возможности школьного музея способны приобщить учащегося к настоящей исследовательской деятельности не в роли стороннего наблюдателя, а полноправного участника.

Школьный музей, как основа для исследовательской деятельности, обладает рядом преимуществ:

– непосредственная близость к обучающемуся;

– доступный и интересный материал фондов музея;

– обширные партнерские связи школьного музея.

Музеи в школах действительно способны стать центрами исследовательской активности учащихся, так как имеют обширные связи, позволяющие получить все многообразие необходимой информации (схема 1).

Однако для создания успешной исследовательской работы в любой образовательной области необходим ряд определенных навыков. И проще всего познакомить с ними ученика именно в начальной школе.

Существует несколько этапов в приобщении учащегося к исследовательской деятельности на базе музея.

Этап первый. Заинтересовать учащегося самим процессом исследования. Дать возможность понять, что именно его вклад в работу будет самым важным и высоко оцененным, если приложить определенное старание.

Этап второй. Когда первоначальный интерес возник, необходимо определить тему для исследовательской работы. Если исследование проводится на базе музея истории школы, это может быть история становления школы, работа, посвященная выдающемуся учителю или выпускнику школы, история школьной формы, школьных учебников, парт и множество других, не менее интересных тем.

Экспонаты школьного музея близки юному исследователю, а темы берутся из «повседневности». Повседневность – это обычное ежедневное существование со всем, что окружает человека. Зачастую именно то, что близко и понятно, и способно привлечь начинающего исследователя.

Этап третий – этап подбора необходимых источников. Этот этап очень важен, так как именно с него и начинается, собственно, сама исследовательская деятельность. Данный этап несет в себе опасность «отпугнуть» исследователя от его деятельности, если источники слишком сложны. Необходимо тонко подойти к вопросу выбора источников, чтобы с одной стороны не упростить работу, а с другой – не заставить ребенка создавать масштабный научный труд (он все равно будет ему не по силам).

Этап четвертый. Собственно написание исследовательской работы. На данном этапе исследователь на практике осваивает все необходимые приемы исследовательской деятельности. Осваивается техника ведения интервью (подготовка, составление вопросов, место и время проведения, запись, умение себя вести во время интервью), правила выбора собеседников (соответственно выбранной теме), работа с воспоминаниями, правила работы в архивах, правила работы с разными экспонатами музея.

Этап пятый. Оформление исследования. Тоже этап не маловажный. Ведь от правильности оформления собранного материала будет зависеть впечатление от всего проделанного труда. Неграмотным оформлением можно испортить весь многомесячный труд.

Пройдя все перечисленные этапы и получив в итоге качественную исследовательскую работу, можно с уверенность сказать, что учить учащихся начальной школы писать серьезные исследования не просто можно, а необходимо.

В качестве иллюстрации, теории, описанной в данной статье, предлагаем вниманию читателей исследование ученицы 4 класса «А» Иконниковой Валерии «Моя 17 школа вчера-сегодня-завтра», основанной на фондах музея школы и собранных Валерией воспоминаниях учителей и выпускников.

Надеемся, что наш опыт окажется полезным как руководителям школьных музеев, так и учителям начальных классов. Всех заинтересовавшихся приглашаем к сотрудничеству.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 86)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела