Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Галина Вадимовна Ковалева,
учитель английского языка
МБОУ гимназии № 15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска

Краеведение на уроках английского языка

Создание факультативного курса по краеведению "My Native Region 1" было обусловлено объективными обстоятельствами. Будучи уроженкой Новосибирска и его патриоткой, я с горечью убеждалась, что современные подростки не знают прошлого и настоящего своей малой родины, не интересуются социальными проблемами, редко бывают в театрах, плохо знают достопримечательности Новосибирска, наших знаменитых земляков.

Актуальность работы – в возрождении интереса к малой родине. Такого пособия на английском языке для средней школы в то время не было. Курс рассчитан на учащихся 6 класса, является факультативным и требует 40 учебных часов.

Два года спустя назрела необходимость продолжить работу по краеведению: школа начала разрабатывать программу по этой теме. Мной сделана разработка для 5-11 классов по английскому языку в рамках единой для школы программы.

Пособие разрабатывалось на основе коммуникативного подхода в обучении английскому языку, и оно содержит задания творческого характера. Разнообразные виды деятельности, представленные в программе, являются не механическими, а коммуникативно обусловленными упражнениями, что способствует росту интереса учащихся к занятиям и, таким образом, дети не всегда осознают, что их обучают. Раздел для каждого класса содержит словарь, базовый текст, предтекстовое задание, задания для самостоятельной дальнейшей разработки, а также игры, кроссворды и т.п. Так, в разделе для 5 класса представлена настольная игра на базе карты Дзержинского района ‘Going to School’, для 6 класса пословицы и стихотворение. В разделе 7 класса детям предлагается таблица, которая должна быть заполнена нужной информацией. Восьмиклассники совершают заочную экскурсию по музеям города, описывают понравившуюся картину, разгадывают кроссворд и отвечают на вопросы викторины. Ученики 9 класса создают проекты своей газеты (журнала). В разделе 10 класса учащимся предлагается игра “Holiday Competition”, а также кроссворд. И, наконец, одиннадцатиклассники создают проект спасения города от экологической катастрофы.

В работе с данным пособием предполагается использование основных принципов и некоторых приемов методики интенсивного обучения по Г. Китайгородской:

– давать учащимся максимум возможностей говорить;

– использовать парную и групповую работу для более эффективной организации учебного процесса;

– не бояться шума и тишины;

– удобно организовать рабочие места (полукруг);

– использовать реальные сегодняшние события;

– предпочтительнее показывать, а не объяснять новый вид деятельности;

– адекватно реагировать на высказывания;

– важно часто менять виды деятельности на уроке, а также менять состав групп;

– сочетать полезность и развлекательность;

– задача учителя вовлечь в работу каждого ученика.

Поскольку пособие тесно связано с различными сторонами жизни, то в нем наличествуют межпредметные связи с такими школьными дисциплинами, как история, география, биология, валеология, физическая культура, музыка, изобразительное искусство, экология, а английский язык является средством обсуждения той или иной проблемы.

Степень усвоения материала контролируется различными способами: заполнение таблиц, разгадывание кроссвордов, выполнение проектов, беседа по заданной теме. Более высокий уровень предполагает самостоятельный сбор информации (выход в библиотеку, музей, интервью учителей или родителей).

Таким образом, стержнем курса становится его содержание. Учащимся необходимо использовать иностранный язык, чтобы выполнить задание. Точность и правильность достигается не потому, что учитель требует этого, а благодаря желанию учащихся сделать задание хорошо. Как результат выполнения этих коммуникативных заданий совершенствуются основные виды речевой деятельности.

Разработки для каждого класса учитывают знания, полученные в предыдущем классе по краеведению, и являются преемственными. Некоторые разделы MNR-1 соотносятся с главами MNR-2, поэтому представляется возможным межвозрастное сотрудничество. Так, учащиеся 8 класса участвовали в работе на уроке в краеведческом музее и на уроке по теме "The Picture Gallery" в качестве гидов.

Курс MNR-2 опирается на непосредственный опыт учащихся гимназии № 15 «Содружество». Так, пятиклассники работают с картой Дзержинского района и проходят путь от дома до школы. Ученики 6 класса, говоря о спорте, упоминали чемпионат по биатлону, зрителями которого они являлись. Девятиклассники читают текст о своей родной школе и предлагают свои идеи по усовершенствованию. Они же рассказывают о школьной газете «Содружество» и компьютерной газете «Пульс» и проектируют свою новую газету. Ученица 8 класса сочинила «Школьный вальс», слова которого я перевела на английский язык. На уроке школьники обсуждают строки из этой песни, что служит продолжением разговора о школе.

10 класс обсуждает фото празднования Масленицы в Березовой роще и продолжает разговор о возрождении русских традиций. Принимая участие в Holiday Competition – игре-путешествии по НСО – учащиеся получают условный приз – приглашение в гимназию № 15. 11 класс беседует о проблемах экологии, особо выделяя проблемы Дзержинского района, и пытается решить их от лица мэра, горожанина, президента, спонсора.

Методическая работа над курсом продолжается. Написаны методические поурочные рекомендации. Совершенствуется и дополняется основная часть. Так, разработан раздел «Новосибирский краеведческий музей», и в его рамках уроки "The Bridge to the Past" и "Connectionof the Times", а также раздел «Новосибирская картинная галерея».

Урок "The Bridge to the Past" проходил в 5 зале краеведческого музея и прошел с большим успехом.

Весь курс разрабатывался на основе коммуникативного подхода в обучении английскому языку и содержит задания творческого характера. Разнообразные виды деятельности являются не механическими, а коммуникативно обусловленными упражнениями, что способствует росту интереса учащихся к занятиям и, таким образом, дети не всегда осознают, что их обучают.

Чтобы подвести учащихся к итоговому уроку в музее, в качестве тренировки я использую вымышленные, инсценированные или реальные ситуации посещения других достопримечательностей Новосибирска: картинной галереи, цирка, Оперного театра, Дворца культуры им. Чкалова. Работа строится по алгоритму: визит, интенсивная отработка изучаемых структур, обсуждение визита в парах, монологическое высказывание, итоговое проектное задание.

Большая часть времени при подготовке к итоговому уроку отводится устной речи, где идет интенсивное усвоение грамматических структур и тематической лексики. Изучение материала по данной главе приурочено к тому разделу школьной программы, который изучает Past Simple. Школьники уже знают правила образования простого прошедшего времени, три формы неправильных глаголов, ими уже выполнен ряд тренировочных упражнений. Целью данного раздела является применение структур в речи. Для свободного владения структурой необходимо было огромное количество тренировочных упражнений, доводящих навык до автоматизма. Одно из таких упражнений выполняется одновременно в микрогруппах. Чтобы сделать это чисто техническое упражнение коммуникативно обусловленным, учитель опирается на созданную ситуацию, затем совместно с группой собирает модель высказывания (вопросы-ответы), и учащиеся работают в парах. После того, как пара закончила работу, учитель перестраивает пары. Для этого один человек в одном ряду меняет свое место с первого на последнее. В другом ряду учащиеся остаются стоять в том же порядке. По такой схеме мы работаем регулярно, дети меняются парами очень быстро и организованно и за 1-2 минуты успевают сменить 5-6 партнеров.

Другая возможная форма тренировочного упражнения – «броуновское движение». Победителем становится тот, кто за единицу времени пообщался (задал модельные вопросы и получил ответы) с максимальным количеством партнеров.

Структуры Present и Past Passive уже знакомы учащимся из первого раздела курса, но на уровне синтеза. Анализ и дальнейшая отработка осуществляются при подготовке к данному уроку. В подготовительном тексте учащимся предлагается найти примеры пассивного залога, определить формулу, проанализировать, собрать scrambled sentences (утвердительные, отрицательные, вопросительные), дать свои примеры. На итоговом уроке пассивный залог встречается в тексте о прошлом Новосибирска, который дети читают и обсуждают.

Структура So is it вводится за 2-3 занятия до итогового урока с различным лексическим наполнением и применяется только в виде Chain Game:

P1 A planet moves and so does a shadow

P2 A shadow moves and so does ….

или

Р1 Trees are green and so are frogs.

P2 Frogs are green and so are …

Или в виде Accumulation Game: второй учащийся повторяет то, что сказал первый и добавляет свое высказывание. Третий повторяет то, что сказали первый и второй и продолжает игру. Учащиеся привыкают к структуре и легко оперируют ей в различных комбинациях.

Каждый раздел курса My Native Region содержит как тематическую, так и общую лексику, которая подлежит активному или пассивному усвоению. Данная глава представлена лексикой, связанной с музеем, галереей, выставкой, экскурсией: Natural History Museum, exhibit, exhibition, excursion, guide, canvas, genre, etc. Эта группа слов активизируется в речи учащихся. Кроме того, поскольку на уроке обсуждается прошлое нашего города, учащихся необходимо было предварительно ознакомить с лексикой, означающей реалии старого быта, общественной жизни: fair, slums, carting, firemen, gramophone, etc. Третья группа слов общеупотребительна и обязательна в вокабуляре учащихся: appear, brick, population, use, etc.

Лексика изучается различными приёмами:

– Storming session (интенсивно вводится и усваивается большая группа слов).

– Объяснение слов учителем или учащимися.

– Понимание из контекста.

– Самостоятельная работа со словарем.

– Составление word-tree.

– Игра Call my Bluff: учащиеся придумывают к слову три дефиниции, лишь одна из которых верная. Команда противников угадывает правильное определение.

На уроке в музее дети оперируют уже изученной лексикой, а также знакомятся с некоторыми новыми словами: universal, musketeers, etc.

Чтение является важной составной частью в процессе обучения основным видам речевой деятельности в данной серии уроков. Работа с текстом строится на основе коммуникативного подхода в обучении с тем, чтобы уйти от скуки «чтения ради чтения». Разнообразные приемы использовались мной как для отработки техники чтения, так и для обучения чтения с пониманием:

– выразительное чтение модельных диалогов с переменой партнеров и ролей (переход первого варианта по часовой стрелке);

– чтение текста с извлечением необходимой информации и заполнение таблицы;

– ускорение (замедление) скорости чтения отрывка;

– усиление (ослабление) силы звука при хоровом чтении текста;

чтениетекстав «масках»: a monster, an optimist, a pessimist, a runner, a clown, a singer, a broadcaster, a real bore, etc (конкурс в актерскую студию).

Дети выполняют задания, играя, и не осознают, что их обучают.

Работе с текстом обязательно предшествует предтекстовое задание, при помощи которого дети вводятся в ситуацию, погружаются в тематическую лексику, пытаются предсказать дальнейшее развитие действий. Так, при подготовке к итоговому уроку учащиеся работали с текстом об истории возникновения нашего города. До того, как они начали знакомиться с текстом, им предлагалось вспомнить дату празднования 100-летия города, его первоначальные названия, перечислить старейшие здания и памятные места, связанные с историческим прошлым, назвать основателя города и сказать, каким образом его имя увековечено горожанами. Мной принимаются все ответы вне зависимости от того, правильные они или нет. Дети сами завязывают дискуссию, отстаивая свою точку зрения, приводя аргументы. Затем мы обращаемся к тексту, и в процессе первого просмотрового чтения учащиеся проверяют правильность своих ответов. Повторное чтение решает другие задачи: анализ грамматических структур, ответы на дополнительные вопросы, постановка своих вопросов, требующих дополнительной информации, выполнение заданий коммуникативного характера:

Вы участвуете в работе научной конференции, посвященной 60-летию Новосибирской области. Выступите с сообщением об истории возникновения и строительства родного города.

В Микрофоруме в рубрике Путешествие по Новониколаевску задан вопрос очередного тура викторины. Постарайтесь дать наиболее полный ответ.

Группа английских школьников посетила наш город с целью сбора информации для выполнения проектного задания по истории одного из сибирских городов. Заинтересуйте их историей Новосибирска и дайте ответы на их вопросы.

Интересным и любимым детьми приемом при работе над текстом является составление предложений из разрозненных фрагментов (scrambled sentences). Этот прием используется при работе с новым, достаточно сложным текстом, в данном случае текст посвящен экспонатам пятого зала областного краеведческого музея. После интенсивного введения лексики учащиеся в микрогруппах собирают, читают и переводят наиболее сложные предложения из текста. Группы работают со всеми предложениями (5-6), двигаясь по часовой стрелке. Учитель контролирует и, при необходимости, помогает. При переходе к тексту снимаются грамматические и лексические трудности.

Поскольку курс в целом, и глава в частности, основаны на региональном компоненте, аутентичные материалы, аудиозаписи в том числе, отсутствуют. В этих условиях считаю необходимым развивать умение учащихся воспринимать на слух речь максимально большого количества участников общения. Учебный процесс, как уже упоминалось, организуется таким образом, что дети в течение урока общаются практически со всеми одноклассниками. Чтобы расширить круг общения, я приглашаю учащихся старшего класса принять участие в беседе с шестиклассниками. Ученики 8 класса в это же время более углубленно работают над схожей темой. На разные уроки приглашаются разные ученики с информацией, предназначенной для дальнейшего обсуждения. Шестиклассники должны слушать очень внимательно, задавать уточняющие вопросы, чтобы быть готовыми к обсуждению предложенной темы.

Одной из основных задач в работе над курсом является развитие личности учащихся. В разделе Museum учащиеся знакомятся с историей и культурой города, работают со справочной литературой, занимаются самостоятельными изысканиями. Так, учащимся было предложено выяснить, какой герб у нашего города, и объяснить, что означают его составляющие. Вопрос об основателе города вызвал целую дискуссию; разрешить сомнения дети пытались разными путями: пользуясь литературой, интервьюируя учителей и родителей, а также посетив музей с обзорной экскурсией. Точка в решении вопроса была поставлена на заключительном уроке в музее: свой вклад в основание города внесли несколько человек, и все они должны быть причислены к «отцам-основателям»

В процессе работы мы говорили о Гарине-Михайловском как писателе и кратко обсудили его творчество. В этой связи был использован пласт лексики, связанный с литературой: author, novel, story, poem, historical, detective, foreign writer, publish, etc. В серии предшествующих уроков о музыке учащиеся знакомились с названиями музыкальных инструментов, музыкальными терминами, говорили о своих пристрастиях в музыке, учились описывать характер музыкальных отрывков.

Заключительным этапом в работе над разделом после проведения урока в музее является создание проектной работы “Back to the Past” и её защита. Учащиеся занимаются проектной деятельностью с привлечением всего изученного материала, использованием дополнительной информации в любой форме: доклад, письмо потомку от очевидца событий, рассказ архивариуса, книжка комиксов и т.д.

По словам большинства шестиклассников, самым интересным уроком по английскому языку за учебный год был урок в музее, а любимым проектом – “Back to the Past”.

Одной из основных задач работы является воспитание и развитие личности учащихся. Особо важным представляется воспитание патриотических чувств. Школьники узнают много интересного о прошлом и настоящем города, о знаменитых земляках, о памятных местах и испытывают законное чувство гордости и сопричастности. Обсуждая больные проблемы, они не только сопереживают, но и ищут пути выхода из сложных ситуаций. Задания творческого характера развивают креативный потенциал, побуждают к отстаиванию собственной точки зрения, принятию решений, а также совместной работе, что, в конечном счете, помогает совершенствованию основных видов речевой деятельности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела