Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Татьяна Владимировна Нестеренко,
психолог МУЗ «Медицинский
информационно-аналитический центр»

Психологическое здоровье детей и подростков

В общей иерархии проблем страны и системе ее безопасности здоровье нации занимает одно из ведущих мест. Оно является социально-значимым феноменом, по уровню и состоянию которого судят о степени развития и благополучия общества.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, «Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное душевное и социальное благополучие». В данном случае мы останавливаемся на понятии «душевное благополучие», которое можем рассматривать как психологическое здоровье. А основными характеристиками психологического здоровья в научной литературе принято считать следующее:

– Чувство безопасности, идентичности и уверенности в себе;

– Ощущение себя на своем месте;

– Освобождение от негативных чувств и иллюзий;

– Радость, получаемая от служения людям;

– Дисциплинированность и реалистичность;

– Глубокое и всестороннее самопознание;

– Ощущение своего единства с жизнью;

– Свобода, как возможность быть собой.

Но строгий научный язык не позволяет получить целостный, завершенный портрет психологически здорового человека. Мы провели собственное социологическое исследование, в котором принимали участие студенты старших курсов ВУЗов и специалисты, имеющие высшее образование.

После обработки полученных данных, сформировался следующий образ психологически здорового человека:

– гармоничный;

– адекватный;

– способный контролировать свои эмоции;

– уравновешенный;

– здравомыслящий, умный;

– располагающий к себе;

– идущий на контакт.

Данные характеристики актуальны для людей в любом возрасте (при соответствующих модификациях).

Особое внимание при этом стоит уделять психологическому здоровью детей и подростков, так как именно оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества, а также является чутким барометром социально-экономического потенциала страны.

С начала 90-х годов наблюдается выраженная тенденция к ухудшению состояния здоровья детского населения, проявляющаяся в:

– значительном снижении числа абсолютно здоровых детей;

– стремительном росте числа функциональных нарушений и хронических заболеваний;

– изменении структуры хронической патологии (в 2 раза – пищеварение, в 4 – опорно-двигательный аппарат, в 3 – болезни почек);

– увеличении числа школьников, имеющих несколько диагнозов (в среднем на ребенка 7-8 лет – 2 диагноза, 10-11 лет – 3, 16-17 лет – 4).

Если не учитывать особенностей и возможностей такого ребенка в процессе обучения и воспитания, то пострадает в первую очередь его психологическое здоровье. Влияние трудностей адаптации к условиям школьного обучения на состояние здоровья школьников подтверждено данными Института возрастной физиологии РАО, в соответствии с которыми в школу приходят 20% первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%.

Многолетние исследования позволили выделить и проранжировать те школьные факторы риска (ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей:

– стрессовая педагогическая тактика;

– интенсификация учебного процесса;

– несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

– нерациональная организация учебной деятельности;

– низкая грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Влияние ШФР очень сильно, так как они действуют:

– системно и комплексно;

– длительно и непрерывно;

– негативное влияние приходится на период интенсивного роста и развития организма.

В связи с этим, сегодня термин «здоровьесбережение» или «здоровьесберегающие технологиии» становится очень популярным. Он употребляется в контексте проблем сохранения физического, психического и психологического здоровья дошкольника и школьника.

Задача по реализации «здоровье сберегающих технологий» возложена на службу практической психологии, подтверждая таким образом актуальность психологического сопровождения в процессе формирования здоровьесберегающей среды. При этом стоит помнить, что оптимизация образовательного процесса возможна лишь при взаимодействии всех специалистов образовательной среды: администрации, учителей, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и медицинских работников.

Но при этом образовательная среда не может и не должна функционировать изолированно от социального пространства страны в целом.

Внутренне личность существенно зависит от среды, форм поведения, связанных с общением и взаимодействием людей. Многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни можно рассматривать как репродуктивность психологического здоровья. Данный процесс включает в себя освоение:

– культурных человеческих отношений;

– социальных норм, необходимых для взаимодействия с разными людьми, ролей, видов деятельности, форм общения;

– активное познание человеком окружающей среды, его социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и групповой работы, развитие для этого необходимых способностей.

В качестве основных источников репродуктивности здоровья индивида, помимо школы, выступают семья, общественные институты и организации, печать, радио, телевидение. Также прикладным, но очень важным механизмом репродуктивности является идентификация. Ребенок, по мере того как растет, идентифицирует себя с родителями, сверстниками, окружающими. Другими словами, источником идентификации служат окружающие люди, несущие в себе качества, формы, образцы поведения (часто далекие от идеала).

Обращаясь к статистическим данным, можно отметить показатели смертности по г. Новосибирску за 2005 год – 15,1 (на 1000 населения). На первом месте среди причин, приводящим к смертельным исходам, традиционно стоят болезни органов кровообращения. На втором месте находятся так называемые внешние или «нецивилизованные» причины смертности (13,7%), которые включают травмы, отравления, убийства, суициды. Также в Новосибирске отмечаются тенденции роста госпитализации по поводу травм и отравлений в периоды с 2005 по 2006 гг.: среди взрослого населения на 12,34%, подростков – на 0,05%, детей – на 0,23%. Рост смертности у подростков от травм и отравлений на 0,33%. Анализ структуры вызовов бригад скорой помощи показывает преобладание вызовов по поводу черепно-мозговых и скелетных травм, которые суммарно составляют более половины всех несчастных случаев.

Данная информация наглядно представляет уровень нестабильности и невротизации нашего общества, то есть болезнь становится не только проблемой, но и характеристикой общества. Не только индивид может стать «ненормальным» – вся общественная жизнь становится нездоровой и даже патологичной.

Если говорить о необходимости восстановления психологического здоровья, то надо в первую очередь обратить внимание на существующие препятствия. Например, стереотипность подходов (все, что касается здоровья, подается нудно, однобоко, в виде морализаторства и, естественно, проигрывает на фоне того, как привлекательно выглядит его антипод).

Разрабатывая программы по восстановлению и сохранению психологического здоровья, необходимо опираться на ресурсы общества, способствующие выздоровлению:

1. Координировать деятельность всех служб, ответственных за сохранение здоровья.

2. Больше внимания уделять первичной профилактике, способствующей созданию позитивных ценностей.

3. Учитывать необходимость подачи информации в форме, доступной для различных возрастных групп, для людей с разным образовательным цензом, для людей с ограниченными возможностями.

4. Осуществлять поиск разнообразных форм проведения профилактических мероприятий.

5. Организовать многообразие досуга.

6. Ориентировать подрастающее поколение на раскрытие собственных возможностей, отказываясь подражать псевдоэталонам.

7. Обучать население навыкам преодоления трудных жизненных ситуаций.

Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что оздоровление нации – процесс, требующий комплексного подхода, и эффективность его зависит не только от действий государственных служб, но и от каждого конкретного человека, учителя, психолога, врача, родителя.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 21)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела