Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Ведущая рубрики
Все статьи автора(6) Ева Глушек,
ведущая рубрики «Актуальное интервью»

Актуальное интервью с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Мариной Волчек

В настоящее время российская начальная школа переживает качественно новый этап в своем развитии. Связан он, прежде всего, с переходом на образовательные стандарты второго поколения, в которых меняются приоритеты начального обучения и на первый план выдвигается становление личности, развитие сознания и способностей младшего школьника.

Об актуальных вопросах современного начального образования – стандартах второго поколения, многообразии учебников, предшкольных классах – мы беседуем с Мариной Геннадьевной Волчек, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.


– Марина Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, о стандартах второго поколения. Какова основная идея проекта?

– Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения задают новые ориентиры развития системы образования и рассматриваются с ряда позиций.

Во-первых, стандарт как общественный договор между государством, обществом и семьей в отношении ожидаемых результатов образования. Авторами-разработчиками проекта стандартов второго поколения предложен для апробации бланк такого договора, с распределением взаимных обязательств между всеми участниками образовательного процесса: государством, социумом, семьёй.

Во-вторых, стандарт как совокупность трех систем требований: к структуре образовательных программ, условиям реализации образовательных программ и результатам освоения образовательных программ.

В-третьих, ориентация стандарта на результаты образования. Планируемые результаты являются ориентирами ожидаемых учебных достижений выпускников: в обобщенной форме они формулируются в «свернутом» виде, а в технологической – детализируются с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, возможностей использования ИКТ и опоры на материально-техническую базу образовательного учреждения и т.д.

Федеральные государственные образовательные стандарты являются одним из основных инструментов реализации конституционных гарантий прав человека и гражданина на образование. Их установление – конституционная норма, закрепленная в ст. 43 Конституции РФ.

– Каковы принципиальные особенности новых стандартов?

– Для реализации требований нового стандарта авторы выделили базовые педагогические технологии. Это уровневая дифференциация, обучение на основе «учебных ситуаций», проектная деятельность, информационные и коммуникационные технологии. При отборе этих технологий учитывалось новое видение планируемых результатов, дифференциация требований к освоению содержания образования (базовый и повышенный), организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций.

Таким образом, можно сказать, что особенности новых стандартов – это освоение школьниками обобщенных способов действий, которые подразумевают не «образование для жизни», а «образование на протяжении всей жизни».

– Когда они будут введены?

– Было заявлено, что апробация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения будет осуществляться в первых классах в 2008-09 учебном году; в пятых классах в 2009-10 учебном году; в десятых классах в 2010-11 учебном году. Введение стандартов запланировано в первых классах в 2009-10 учебном году; в пятых классах в 2010-11 учебном году; в десятых классах в 2011-12 учебном году.

– Образование часто становится областью различных экспериментов. От кого зависит успех реализации стандартов?

– Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя. Решающим фактором будет готовность учителя начальных классов при организации образовательного процесса перейти от знаниевой парадигмы к деятельностной. В режиме последней многие педагоги города и области уже работают и приобрели определенный опыт.

В помощь учителям, готовящимся к реализации новых стандартов, кафедра начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования проводит курсы повышения квалификации.

– В настоящее время существует огромное количество учебников для начальной школы. Какие из них предпочтительнее и почему?

– Сейчас в начальной школе младших школьников обучают по учебникам из утвержденных Федеральных перечней, рекомендованных к использованию в образовательном процессе. На каждый новый учебный год формируется новый Федеральный перечень учебников. На текущий учебный год в перечень внесено более 300 учебников для начальной школы. Часть из них объединены в учебно-методические комплекты, ориентированные на педагогические идеи, взгляды, концептуальные положения относительно обучения, воспитания и развития младших школьников.

Всего таких УМК десять: системы развивающего обучения Л.В. Занкова, Д. Б. Эльконина – В. В.Давыдова, УМК Образовательной системы «Школа 2100», УМК «Начальная школа XXI века», «Классическая начальная школа», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива», «Школа России».

Каждый из них имеет свои принципиальные особенности. Учителю, который впервые начинает работать по новому комплекту учебников, приходится осваивать новые технологии, разработанные его авторами, новые способы организации учебной деятельности младших школьников, т.е. самому разбираться в особенностях того или иного УМК, повышать свою квалификацию самостоятельно или на курсах.

Приведу пример: авторами УМК «Школа 2100» разработаны и позиционируются для реализации в учебном процессе четыре основные технологии: Технология формирования типа правильной читательской деятельности, Технология проблемно-диалогического обучения, Проектная технология, Технология оценивания учебных достижений младших школьников. Использование этих технологий (при условии их освоения учителем и использования в практике обучения детей) позволяет организовать образовательный процесс с позиций развития личности каждого ребенка, раскрытия его способностей, возможности выражения собственного мнения, мысли по поводу учебного материала, организации продуктивного диалога.

Одним из принципов Образовательной системы «Школа 2100» назван принцип «мини-макса», подразумевающий освоение всеми детьми уровня «мини» (соответствующего стандарту) и знакомство с новым материалом на уровне «макси» для расширения кругозора детей, опережающих обучение. Принцип «макси» не обязателен для усвоения всеми детьми и соответствующий ему материал не подлежит контролю. Однако содержание учебников представлено по уровню «макси». Некоторые учителя, не разобравшись в авторском принципе «мини-макса», и родители, которых не познакомили с этим принципом, пытаются изучить материал учебников с первой страницы до последней. Это приводит к перегрузке некоторых детей класса, возмущению родителей и т.д.

Подводя итог, можно отметить – каждый УМК позволяет развивать ребенка, опираясь на жизненный опыт детей, формирует картину окружающего мира при условии понимания авторских подходов к организации учебной деятельности детей, освоения и применения учителем рекомендаций авторского коллектива УМК. Родителям можно порекомендовать знакомиться с основными идеями УМК, по которому обучаются их дети, для более полного понимания общей картины организации образовательного процесса в начальной школе.

– Марина Геннадьевна, в Новосибирске открываются предшкольные группы, это направление активно развивается. А какой уровень подготовки необходим первокласснику для того, чтобы быть успешным?

– Предшкольное образование не является обязательным и может быть рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, которые приходят в первый класс школы. В Федеральной целевой программе развития образования РФ на 2006-2010 годы предшкольное образование определено как приоритетное направление развития образования. Такая инициатива государства отражает новое видение проблем дошкольного детства и заложенных в нем образовательных ресурсов.

Предшкольное образование предполагает формирование в игровой деятельности ряда способностей (общения, воображения, самоорганизации). Они задают основу для формирования компетенций, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

– А что говорит мировой опыт?

– Если говорить обо всех странах Европы и США, то в них раннее образование стало предметом национальной политики. Особая роль отводится системе оценки программ раннего образования и подготовке высококвалифицированных кадров.

В нашем государстве именно по этим показателям не отмечается особых сдвигов. Мы масштабно открываем группы предшкольной подготовки в школах (из-за нехватки мест в дошкольных учреждениях), не учитывая всех необходимых условий для успешного раннего образования детей. Особенно «западают» образовательные программы предшкольного образования и специальная подготовка педагога школы, который не знает психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Однако ряд регионов нашей страны имеет положительный опыт организации предшкольного образования: Республика Татарстан, Ярославская область, Ростовская область, Саратовская область.

– А в нашем городе?

– Каждая третья школа Новосибирска и области осуществляет предшкольное образование или вообще без программ, или не по рекомендуемым и допущенным программам предшкольной подготовки. Недостаточное внимание к организации предшкольной подготовки именно в области содержания предшкольного образования оборачивается для наших детей дошкольного возраста упущенными возможностями по направлениям их развития: физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического.

А учитель начальных классов, осуществляющий предшкольную подготовку, ориентируется на привычные ему образовательные области: русский язык, литературное чтение; математика, окружающий мир, технология, искусство, что недопустимо для детей дошкольного возраста и приемлемо только для детей начальной школы.

– То есть вопрос в уместности и содержании? В понимании задач предшкольной подготовки?

– Детям, не посещающим детский сад, необходимо предоставить возможность поиграть во все возможные (и необходимые для этого возраста) игры со своими сверстниками, научиться общаться со взрослыми и ребятами своей группы, т.е. получить тот необходимый социальный опыт, которого им не хватает для дальнейшего развития и обучения.

Руководители школ, заинтересованные в профессиональном сопровождении детей дошкольного возраста в период предшкольной подготовки, обращают внимание не только на создание в школе гигиенических условий в соответствии с СанПиН для детей дошкольного возраста, но и на готовность учителей и выбор программ предшкольной подготовки. Помощь педагогам в решении этих проблем оказывает кафедра начального образования НИПКиПРО на соответствующих курсах повышения квалификации.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 81)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)