Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Оксана Витальевна Жукова,
кандидат искусствоведческих наук,
директор МОУДОД «ДХЭШИ «Весна»
г. Новосибирск

Здоровьесберегающие технологии в учреждении дополнительного образования детей

(к проблеме успешной социализации детей с проблемами здоровья в контексте межсекторного взаимодействия с учреждениями здравоохранения)

Сохранение семейных традиций, почитание опыта предков, социальная адаптация детей с проблемами здоровья, формирование общей культуры – это далеко не полный перечень, определяющий сегодня воспитательные задачи, которые стоят перед обществом и современной системой образования. Совместные усилия образовательных учреждений с возможностями других организаций позволяют решать их весьма успешно.

В детской художественно-эстетической школе искусств «Весна» на протяжении 2-х лет в порядке эксперимента реализуется проект, направленный на процесс социализации детей с проблемами здоровья в возрасте от 5 до 14 лет на общеэстетическом отделении. Занятия с обучающимися проходят как в групповой форме (арт-терапия, игротерапия), так и в индивидуальной форме (вокал, музыкальный инструмент). Все дети, занимающиеся в ДХЭШИ «Весна» с диагнозом «задержка психического развития» в обязательном порядке наблюдаются у психологов и психотерапевтов Областного государственного учреждения здравоохранения «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер».

Основная цель данного проекта – социальная адаптация, всестороннее развитие и коррекция развития детей с диагнозом «задержка психического развития», социальная адаптация воспитанников детских домов, детей из неблагополучных семей. Для реализации поставленной цели были сформированы три направления деятельности: арт-терапия, музыкотерапия и игротерапия. Остановимся на методах реализации каждого из направлений.

Как самостоятельный метод, арт-терапевтическое направление сложилось сравнительно недавно, около полувека назад, и представлено разными подходами. Арт-терапия служит одновременно терапевтическим и динамически-диагностическим методом и применяется в любых ситуациях и форматах психотерапии. Рисунок может использоваться как клинический инструмент диагностики, помогающий оценить психическую зрелость ребенка, вероятность психологической травмы, особенности реагирования на стрессовые ситуации, прояснить сферы эмоциональных контактов, выявить тревожность и страхи, депрессивные или агрессивные тенденции, демонстративность, отношение к себе и членам своей семьи.

Рисование освобождает спонтанность у маленьких детей, а заторможенным подросткам и взрослым помогает преодолеть препятствия в собственном развитии за счет совершенствования коммуникативных навыков. Изобразительная деятельность является не только средством связи между развивающимся мышлением и эмоциями, но и естественным стимулом для воображения, возможностью невербального выражения чувств и идей, своеобразным видом познания и коммуникации ребенка с окружающей реальностью.

Занятия с детьми в ДХЭШИ «Весна» проводятся как в групповой форме (развивающие творческие мастерские), так и в индивидуальной, при проведении занятий-консультаций с психотерапевтом и логопедом.

В ДХЭШИ «Весна» реализуют несколько направлений «терапии искусством»:

1. Использование в лечении уже существующих произведений путем их анализа и индивидуального понимания каждым ребенком.

2. Побуждение детей к самостоятельному творчеству, которое рассматривается как основной лечебный фактор.

3. Одновременное использование предыдущих направлений.

При проведении диагностики индивидуальной траектории развития ребенка для психотерапевта имеют значение следующие составляющие:

– характер штриха, нажима, искажения формы, степень контакта частей тела и их пропорции, заполнение цветом поверхностей;

– наличие специфических нетипичных черт рисунка (большое количество деталей – демонстративность, живое творческое воображение, положительное отношение к изображенному);

– наличие или отсутствие деталей, присущих возрасту (в рисунках детей старше 10 лет должны быть глаза, уши, нос, шея…);

– размер рисунка и расположение его на листе (увеличенный размер как стрессовое состояние, иногда импульсивность, гиперактивность; смещение вверх – повышенная самооценка, возможно и компенсаторного характера);

– особенности поведения ребенка во время работы (моторика, напряженность, импульсивность, отсутствие чувства безопасности, скорость рисования, отвлеченность, интерес, комментарии, проявление эмоций и др.).

В условиях взаимодействия учреждения системы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности и Областного государственного учреждения здравоохранения «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер» были разработаны уникальные здоровьесберегающие методики, принципиальное воздействие которых заключается в снятии страхов, тревожности и неуверенности перед возможными ошибками, что дают возможность безболезненного исправления их в творческой импровизации. Такая творческая импровизационность и есть арт-терапия, способствующая созданию ситуации успешности и, соответственно, мотивации ребенка. Особенность данного метода заключается в использовании новых авторских технологий Н.Н. и Л.С. Карповых, а именно - «Эскиз-игра», «Эскиз-синтез», «Эскиз-экспресс». Их суть заключается в реализации принципов игры, скоростной импровизации и коллективного сотрудничества. Это дает возможность устранить тревожность и страхи, возникающие у детей (страх перед «белым листом», ошибками, перед сложностью представления конечного результата и т.д.) и тормозящие творческий процесс, создать атмосферу духовно-эмоциональной безопасности и комфорта для эффективной художественно-эстетической реабилитации детей даже с проблемами здоровья.

Технология «Эскиз-игра» направлена на создание эскиза каждым участником учебного процесса, что позволяет снять стресс, возникающий при боязни допустить ошибку. Технология «Эскиз-синтез» или эскизное синтезирование – это и есть коллективное творчество. С одной стороны, впечатления, которые мы переживаем вместе с другими людьми, часто оказываются более глубокими, чем испытанные нами в одиночестве. С другой стороны, данный фактор эмоциональности становится наиболее сильным именно для тех людей, кто объективно одинок в обществе. Одинокие дети – именно те, кто максимально нуждаются в эмоциональном единении. Тем более важно, что создать специальные условия для получения таких положительных эмоциональных впечатлений позволяет совместная творческая деятельность.

Технология «Эскиз-экспресс» – это этап создания общего творческого полотна посредством декоративно-прикладного материала. Это общее продуктивное действие, в котором осуществляется ряд функций, жизненно важных для формирования положительного эмоционального опыта ребенка, а именно информационная, контактная, координационная, перцептивная и развивающая. Помимо создания уникальных творческих работ, любой творческий коллектив в данном контексте подвергается общему эмоциональному переживанию – это и есть необходимая основа отношений между людьми. В процессе выполнения творческих заданий решается важнейшая задача воспитания и реабилитации – вхождение ребенка в социальную жизнь с положительным зарядом.

Необходимо отметить, что данные методики позволяют использовать в коллективном труде любой рисунок каждого обучающегося, даже если при первом рассмотрении данный рисунок кажется неудачным, угловатым, нелепым. Вместе с этим, автор данной методики использует на своих занятиях звуковое оформление классической музыкой, подобранной к конкретной теме занятия. Это становится еще одним методом эмоционального воздействия на личность обучающегося.

Особое место среди средств профилактики и сохранения психического здоровья человека следует отвести возможностям музыки. Многочисленные научные эксперименты доказывают, что это мощный способ воздействия на самочувствие людей. Наука давно уже доказала психотерапевтическое и психосоматическое влияние музыки на человека. Однако она обладает более широким спектром развивающего, воспитывающего и коррекционного воздействия.

Музыкотерапия существует в 2-х основных формах: активной и рецептивной.

Рецептивная форма музыкотерапии предполагает восприятие музыки с терапевтической целью и выполняет следующие функции:

1. Коммуникативную (где совместное прослушивание направлено на установление взаимопонимания и доверия).

2. Реактивную (направленную на достижение катарсиса).

3. Регулятивную (снижающую нервно-психическое напряжение).

Рецептивную музыкотерапию используют в своем авторском курсе педагоги В. Колодин и Е. Колодина «Слушание музыки», разработанном с аудио- и видеоприложениями и специальными рабочими тетрадями.

Активная музыкотерапия направлена на активную деятельность (воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью голоса или инструментов). Активные формы (вокалотерапия и игра на музыкальных инструментах) предполагают целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и рассматриваются как средство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетического вкуса и потребностей, а также коррекции. Очевидно, что в процессе занятий активной музыкотерапией у обучающихся с умственной отсталостью происходят следующие процессы:

1. Активизируются мышление, чувства, эмоции.

2. Формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания.

3. Создаются условия, обеспечивающие ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных  проявлений.

В вокалотерапии также разработаны комплексные, интегративные методики, позволяющие воздействовать на активизацию мышления ребенка и гармонизацию его психоэмоциональной сферы. Формы занятия вокалом весьма необычны для традиционных методик. Это уроки-сказки, уроки-путешествия в другой век, уроки-экскурсии, уроки-«природные звуки» и др.

Все внимание педагогов в работе с детьми с диагнозом ЗПР направлено на достижение наилучшей координации в совместной работе отдельных частей голосового аппарата. Упражнения для голоса и сама вокальная работа должны иметь цель помочь ребенку выработать нужные навыки в усовершенствовании дикции, речи и непосредственно пения. На уроке пения много внимания уделяется дикции. Следовательно, у ребят начинает активно развиваться артикуляционный аппарат, что, в свою очередь, позволяет ребенку уверенней чувствовать и реализовывать себя в жизни. Ведь ни для кого не секрет, что практически все дети с диагнозом ЗПР имеют дефекты развития артикуляционного аппарата (трудность произношения согласных букв, зажатость или вялость аппарата).

При работе по социальной адаптации и развитию детей с диагнозом ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста широко используются принципы игротерапии. В настоящем блоке широко используются игровые методики, направленные на развитие речевой активности (речевое дыхание, сила и темп речи), двигательной активности (пальчиковые игры), на развитие внимания и слухового восприятия.

Благодаря игре личность ребенка совершенствуется в различных сферах. Так, например, активно развивается мотивационно-потребностная сфера, возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (происходит соподчинение мотивов). Наряду с этим преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм. Ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, учитывает особенности его поведения, его позицию, ему необходимо согласовать свои действия с действиями персонажа – партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.

Не вызывает сомнения тот факт, что разработка подобных приемов и коррекционных методик является весьма актуальной задачей для образовательного пространства нашего города. И только благодаря скоординированным совместным усилиям различных систем и структур города можно сделать жизнь наших детей более гармоничной, интересной и счастливой.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела