Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(2) Екатерина Николаевна Тамаровская,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 7 г. Белово Кемеровской области

Эффективность применения электронных учебных материалов как фактор повышения качества образования

В век информационных технологий роль использования компьютера в образовательном процессе возрастает. Ещё несколько лет назад информатизация начального образования была далёкой перспективой. Сегодня это реальность.

Наша школа обладает необходимыми материальными ресурсами: кабинет информатики, наличие компьютеров в административных и учебных кабинетах, выделенный канал Интернет, необходимое программно-методическое обеспечение. Хорошая материально-техническая база, целенаправленная работа по внедрению в педагогическую практику новых информационных технологий позволяют надеяться на то, что учебно-воспитательный процесс в школе станет действительно эффективным.

Одной из главных является проблема определения места и роли компьютера в образовательном процессе в целом, и на отдельных уроках в частности. Для оптимизации учебного процесса педагогу необходимо дидактически и методически продуманно применять компьютер в начальной школе [2], потому что урок рассматривается сегодня не только как форма обучения, но и как форма учения. При использовании на уроке информационных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы; изменятся, возможно, только их временные характеристики.

При подготовке к уроку педагогу нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной учителем методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов. Приемы использования ЭУМ на уроке также разнообразны: индивидуальная, работа в парах, по цепочке, эстафета, фронтальная и т.д. Важно, чтобы выбранные методы, приёмы комплексно влияли на продуктивность. Важно обеспечить их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы.

Сухомлинский В.А. [4] говорил, что интеллектуальное развитие человека определяется тем, как он умеет ориентироваться в безграничном море знаний, пользоваться хранилищами знаний. Задача учителя начальных классов, активно внедряющего новые информационные технологии в воспитательно-образовательный процесс начальной школы, научить ориентироваться в море знаний, помочь гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Практика применения электронных учебных пособий для начальной школы обеспечивает развитие коммуникативных навыков школьников, увеличение словарного запаса. Необходимо отметить, что этап мотивации с использованием ИКТ увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Хочется сказать, что уроки с применением ИКТ дают учителю возможность охватить больший объём изучаемого материала, активность детей на уроках возрастает.

Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Умение ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей современных информационных технологий в начальной школе.

Наиболее распространённым в педагогической практике способом измерения эффективности обучения является оценивание качественной успеваемости. Для оценки эффективности информатизации образовательного процесса в нашей школе мы воспользовались критериями, рекомендованными А.В. Молоковой [3]. Органично встроенный систематический мониторинг качества усвоения учебной программы включает в себя два взаимосвязанных процесса. Это, во-первых, диагностика, проводимая не ради оценки, а для выявления и структурирования индивидуальных пробелов в знаниях и умениях по предметам. А во-вторых, своевременная коррекция выявленных пробелов. Подобный мониторинг помогает избегать ситуаций, когда ученик приступает к изучению нового раздела, имея значительные пробелы по материалу предыдущего, зачастую опорного. Нами разработаны листы оценки и самооценки, отслеживания личностного развития учащихся. В листах педагогического наблюдения отмечаем уровень познавательной активности на уроках и во внеурочной деятельности, отслеживаем уровень использования учащимися информационных технологий в выполнении творческих домашних заданий, в исследовательской и проектной деятельности.

Результаты определения эффективности информатизации образовательного процесса в начальной школе показывают положительную динамику роста качественной успеваемости. В классе, где использовался компьютер, ребята показали высокий уровень выполнения заданий областного электронного тестирования. Повысился уровень личностного развития обучающихся. Создание проектов, участие в муниципальной научно-практичес­кой конференции тому доказательство. Дети умеют донести свою позицию до других, владеют приемами монологической и диалогической речи, понимают другие позиции.

Полученные результаты оценки эффективности применения информационных технологий позволяют сделать вывод: наши ученики твёрдо стоят на пороге информационного общества.

Литература

1. Молокова, А.В. Информационные технологии в начальной школе. [Текст]: метод. пособие для учителей/ А.В. Молокова; Под редакцией И.М. Бобко, Ю.Г. Молокова. – Новосибирск: НГУ, 2004. – 186 с.
2. Молокова, А.В. «Природа-3». Электронное учебное пособие для начальной школы [Текст]: метод. рекомендации / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков, Г.С. Суслова, Л.С.Шум; под ред. И.М. Бобко. – Новосибирск: НГУ, 2004. – 68 с.
3. Молокова, А.В. Оценка эффективности информатизации образовательного процесса в начальной школе [Текст] А.В. Молокова. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2006. – 80 с.
4. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения в трёх томах. [Текст] [ В.А. Сухомлинский ] М.: Педагогика, 1980 – 383 с.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела