Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Альбина Ильдусовна Казакова,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 10 Железнодорожного района
г. Новосибирска

Конспект урока по окружающему миру с использованием интерактивной доски Smart board

Предмет: окружающий мир

Тема: «Анатомия человека»

Тип урока: урок-обобщение

Класс: 3 «В»

Учитель: учитель начальных классов МБОУ гимназии № 10 Казакова Альбина Ильдусовна

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Анатомия человека».

Задачи:

– повторить основные разделы темы «Анатомия человека», обобщить и систематизировать знания по ним;

– познакомить учащихся с новыми сведениями по изучаемой теме;

– повторить правила гигиены;

– учить работать в группах;

– учить объективно оценивать себя и других;

– развивать творческое и логическое мышление учащихся;

– развивать чувство ответственности за свое здоровье и свой организм;

– развивать умение высказывать свое мнение, выслушивать мнение других, обосновывать свое мнение, аргументировать и доказывать;

– воспитывать в детях стремление вести здоровый образ жизни;

– воспитывать самостоятельность, активность, любознательность.

Оборудование:

– интерактивная доска Smart board; авторская слайд-программа;

– карточки с название команд на столы;

– раздаточный материал для работы в группах.

Ход урока

I. Орг. момент

– Здравствуйте! Мы начинаем урок окружающего мира. Для начала нам нужно разбиться на группы.

Комментарий: Дети вытягивают карточку с изображенной на ней частью человеческого тела и садятся за стол с табличкой соответствующей системы организма человека. Таким образом, образуются 5 групп: опорно-двигательная система, пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система и нервная система.

– В каждой команде выберете эксперта, который будет следить за слаженностью работы команды, и помощника, который будет помогать учителю в раздаче материала и т.п.

Комментарий: Слайды расположены по порядку в соответствии с ходом урока. Переход к каждой системе осуществляется нажатием на название системы на схеме (на доске). Работает гиперссылка. После работы над одной из систем, нажатием на стрелочку (гиперссылка) в нижнем правом углу последнего слайда (последнего по рассматриваемой системе) идет возврат на слайд № 2. С него далее осуществляется переход к следующей системе.

II. Актуализация знаний

– Сегодня на уроке мы с вами обобщим все знания, полученные на предыдущих уроках окружающего мира по теме «Анатомия» и узнаем кое-что новое.

Слайд 1

Слайд 2

– Скажите, что же такое анатомия?

Комментарий: После ответов детей, один из учеников стирает ответ на доске (инструмент – ластик).

– Мы достаточно долго изучали с вами анатомию. Наверняка, вы и сами что-то читали и смотрели дополнительно. Оцените свой уровень знаний по анатомии. Возьмите шкалу оценки и поставьте крестик на соответствующем уровне.

– Поднимите свои шкалы и покажите мне. Отложите их в сторону, они понадобятся нам в конце урока.

– Работать мы будем по группам, как сидим. Посмотрите на доску, со всем ли вы согласны? (Нет.) Представитель от каждой группы по очереди подходит и ставит нужную картинку к названию своей группы.

Комментарий: Картинки передвигаются под соответствующие названия систем.

– Помощники из групп, возьмите для своих команд задания.

Комментарий: Каждая команда получает карточки для заполнения. Каждый раз, когда обсуждается какая-либо система, члены команды заполняют соответствующую карточку. Сверяют схемы в команде и выбирают человека, который готов ответить у доски перед классом.

III. Основная часть

– Какая система позволяет нам сохранять форму и двигаться и не расползаться как медуза? (Опорно-двигательная)

Слайд 3

Слайд 4

– С нее мы и начнем.

– Найдите у себя на столах соответствующую карточку и заполните ее в течение минуты.

Комментарий: Один представитель команды данной системы выходит и рассказывает, какие части скелета они подписали. Названные части открываются стиранием (инструмент – ластик). Оставшиеся части помогают открыть другие группы.

Слайд 5

Слайд 6

– Для чего нужны кости? Для чего нужен череп? Для чего нужен позвоночник?

– Как кости крепятся друг к другу? Рассмотрим строение сустава.

Комментарий: Демонстрация видео «Что такое сустав» – Электронная энциклопедия для общего развития «Мне интересно все!».

– Согните руку, ногу, наклоните голову, тело… Что помогает вам это сделать, кроме костей? Что является неотъемлемой частью опорно-двигательной системы? (Мышцы)

Слайд 7

Слайд 8

– Посмотрите, все наше тело пронизано мышцами, которые при сокращении позволяют нам производить какие-либо движения.

– Найдите на своей правой руке предплечье. Возьмитесь левой рукой за предплечье правой руки. Теперь сжимайте и разжимайте кулак правой руки. Что чувствуете? Это работают ваши мышцы руки.

– А знаете ли вы, как мышцы получили свое название? Какое слово вам напоминает слово мышца? Слово мышца произошло от слова «мышь», т.к. подвижный комочек мышцы напоминает мышь. А слово мускулы произошло от латинского «мускулус» – мышонок.

– Скажите, приятно ли смотреть на стройного человека? (Да.) А что же формирует стройную осанку человека?

– Посмотрите, приятно ли смотреть на человека с искривленной спиной? А как вы думаете, что произошло с внутренними органами этого человека? Искривление позвоночника называют сколиозом.

– Как вы думаете, как можно избежать кривой осанки, сколиоза?

– Покажите правильную посадку за партой.

Слайд 9

Слайд 10

– Сравните свою посадку с изображенной на доске. (Переход ко 2 слайду.)

Физкультминутка для осанки

– Следующая система не менее важная, т.к. позволяет управлять всем организмом, получать информацию из окружающего мира и реагировать на нее. Что это за система? (Нервная)

– Найдите у себя на столах соответствующую карточку и заполните ее в течение минуты.

Комментарий: Представитель группы выходит и называет части. Представитель другой группы пишет, если согласен, если нет – предлагает свой вариант. Если возникает спор, подключается представитель третьей группы. Проверка – отодвигается шторка.

Слайд 11

Слайд 12

– Мозг похож на мощный компьютер. Он принимает самые разнообразные сигналы – звуки, запахи, изображения, распознает и обрабатывает их. Давайте рассмотрим, за какие процессы отвечают разные отделы мозга. Как вы думаете, что из выше перечисленного присуще только человеку и не присуще другим животным? (Речь)

– Мозг состоит из миллиардов нервных клеток – нейронов. Каждая нервная клетка похожа на паучка, сидящего в центре своей паутины. От тельца нейрона тянутся во все стороны отростки. По ним проходят слабые электрические сигналы.

Слайд 13

Слайд 14

– Посмотрите на картинку. Кто может объяснить, что на ней происходит? Согласны ли другие группы с высказанным?

– Мы сказали, что мозг распознает сигналы, полученные из окружающего мира. Какую же информацию и с помощью каких органов мы воспринимаем из окружающего мира?

– Найдите у себя на столах соответствующую карточку и заполните ее в течение минуты.

Комментарий: Каждый соотносит у себя на карточке. Один ученик работает за компьютером (инструмент – прямая линия). Изображение на доске отключается. Сверка с эталоном на доске (включение изображения).

Слайд 15

Слайд 16

– Вкусовую информацию воспринимает язык. Посмотрите, как устроен наш язык. Кто может объяснить? У кого есть дополнения?

– 90% информации из окружающего мира мы воспринимаем с помощью глаз. Давайте посмотрим, как же видит наш глаз?

Комментарий: Демонстрация видео «Глаз».

– Раз глаза такой важный и хрупкий орган нашего организма, давайте сформулируем правила сохранения зрения. Кто их соблюдает?

Физкультминутка для глаз

Слайд 17

Слайд 18

– Звуковую информацию мы воспринимаем с помощью ушей. Посмотрите, как сложно устроено ухо.

Комментарий: На слайде включается flash-проигрыватель.

– Сформулируйте правила для сохранения слуха. Кто их соблюдает?

Слайд 19

Слайд 20

– Обонятельную информацию мы воспринимаем с помощью носа. Что происходит с воздухом, когда он проходит через нос?

– Почему говорят, что нельзя дышать ртом, а нужно – носом?

– Тактильная информация воспринимается кожей. Кожа пронизана множеством рецепторов, реагирующих на тепло, холод, давление, боль и т.д. Давайте на это посмотрим.

Комментарий: На слайде включается flash-проигрыватель.

– Все наше тело покрыто волосками.

Комментарий: Демонстрация видео «Зачем человеку волосы?» – Электронная энциклопедия для общего развития «Мне интересно все!».

– Сформулируйте правила ухода за кожей. Кто их соблюдает?

– Наш мозг можно тренировать, так же как и мышцы. Как? (Давая умственные упражнения.)

– Но за весь день мозг устает и переполняется информацией. Как же его разгрузить и дать отдохнуть?

Слайд 21

Слайд 22

– Сон очень важная часть нашей жизни. Зачем же люди спят?

– Найдите у себя на столах соответствующую карточку. Выберите и отметьте то, что правильно делать перед сном. Проверьте своих соседей в группе.

Комментарий: Один ученик из соответствующей группы показывает ответы у доски.

– Все согласны?

– Следующая система позволяет обогатить организм кислородом, без которого, как мы знаем, жизнь невозможна. (Дыхательная)

Слайд 23

Слайд 24

– Найдите у себя на столах соответствующую карточку и заполните ее в течение минуты.

Комментарий: Каждый соотносит у себя на карточке. Один ученик проверят все ответы у доски, сдвигая в сторону прямоугольники, за которыми скрываются правильные ответы.

– Еще один представитель от группы передвигает облачко по пути прохождения воздуха, называя части системы.

– Положите руки на ребра, сделайте вдох и выдох. Что происходит? Комментарий: Демонстрация видео «Вдох».

– Нащупайте на себе гортань.

– Родители и взрослые часто говорят, что нельзя разговаривать во время еды, даже существует поговорка «Когда я ем, я глух и нем». Почему так говорят?

– Легкие, так же как и мышцы, и мозг можно тренировать, как?

– Знаете ли вы, что является наиболее опасным для наших легких и в целом для здоровья?

– В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества и другие. Помимо других болезней, они могут вызвать страшные заболевания органов дыхания – рак, туберкулез; от курения зубы становятся желтыми, а голос – сиплым. Поэтому не курите и даже не пробуйте, а если настойчиво предлагают – просто твердо скажите НЕТ!

Физкультминутка для дыхания

– Следующая система разносит все питательные вещества и кислород к каждой клеточке нашего организма. (Кровеносная)

Слайд 25

Слайд 26

– Представитель группы расставляет карточки под контролем представителя другой группы.

– Найдите у себя на столах соответствующую карточку и заполните ее в течение минуты.

Комментарий: Каждый соотносит у себя на карточке. Один ученик проверят все ответы у доски стиранием (инструмент – ластик).

– Как называются сосуды, несущие кровь от сердца к органам? (Артерии)

– Как называются сосуды, несущие кровь от органов к сердцу? (Вены)

– Как называются самые мелкие сосуды, пронизывающие все наши органы и подходящие к каждой клеточке? (Капилляры)

– В зависимости от того, какой сосуд поврежден, такой вид кровотечения и открывается.

– Из скольких камер состоит сердце? (Из 4-х)

– Кровь проходит 2 круга: малый (от сердца к легким) и большой (от сердца ко всем органам).

– Свои кровеносные сосуды надо беречь. От них зависит здоровье, а порой и сама жизнь человека! Каждый час на нашей планете умирает около 4 тыс. человек. Половина этих людей погибает из-за того, что некоторые их сосуды стали плохо пропускать кровь. От малоподвижного образа жизни они засоряются, а то и вовсе закупориваются! В больном сосуде может возникнуть пробка – тромб.

– Кровеносные сосуды похожи на водопроводные трубы. Прочистить засорившиеся трубы можно, подняв в них давление. Так поступают домохозяйки, когда чистят засорившуюся раковину на кухне. Как же «прочистить» кровеносные сосуды? Точно так же! Надо увеличить давление крови и скорость ее течения. Любое упражнение, которое увеличивает биение сердца, отлично прочищает кровеносные сосуды. У людей, занимающихся спортом, до глубокой старости сосуды сохраняют свою гибкость и не засоряются!

– Следующая система приносит организму много питательных веществ и витаминов. (Пищеварительная)

Слайд 27

Слайд 28

Комментарий: Один ученик рассказывает путь еды у доски, передвигая яблоко по пищеварительной системе. Остальные слушают и поднимают руку, если не согласны или есть что дополнить.

Слайд 29

Слайд 30

– Проверяем.

– Знаем, что пищеварение начинается еще у нас во рту.

– Еда бывает жидкой, твердой, поэтому и зубы у тебя во рту тоже разные. Спереди расположены восемь резцов – четыре на верхней челюсти и четыре на нижней. С их помощью легко можно откусить кусочек морковки или яблока. За резцами расположены клыки. У тебя их всего четыре. Клыки хищных зверей бывают очень большими. Вспомни, как выглядит рычащий тигр. У него не клыки, а клычищи! Твои клыки не такие большие, но они все же есть. Ими удобно впиваться в кусок жареного мяса или сдавливать аппетитную котлетку. Все остальные твои зубы называются коренными. Их двадцать – восемь малых коренных и двенадцать больших. Плоскими поверхностями коренных зубов легко перетирать твердую пищу.

Слайд 31

Слайд 32

– Рассмотрим строения зуба.

– Твои зубы работают на совесть. Каждый день они что-то трут, перемалывают и грызут. Зубы – самые твердые кости твоего тела. Сверху каждый зуб покрыт тонким защитным слоем эмали. По прочности ее можно сравнить с чугуном. Эмаль похожа на фарфор – от быстрого нагревания и охлаждения на ней появляются трещины. Так может случиться, когда ты ешь мороженое и запиваешь его очень горячим чаем. В трещины эмали могут проникнуть микробы. Сначала они разрушают эмаль, а со временем и внутреннюю часть зуба – дентин. Так начинается самое распространенное заболевание зубов — кариес. Расскажите, как нужно ухаживать за зубами?

Слайд 33

Слайд 34

– Посмотрите, как нужно чистить зубы с помощью зубной нити.

– Подведем итоги по здоровому образу жизни.

Комментарий: работа с одним из заданий в электронной учебной программе «Природа – человек – общество». Тема «Человек», подтема «Человек – часть природы», учебные упражнения – 6.

– Играем в викторину – карусель.

Комментарий: Каждая группа получает бланк для заполнения по каждой системе. На каждом столе (системе) лежит текст. Группы заполняют пропуски, читая текст, узнавая, что означают написанные цифры. По хлопку группы переходят за следующий стол. И продолжают выполнение задания. На бланках для заполнения указано, к какой системе переходить после хлопка.

– Группы, прочитайте, что у вас получилось.

IV. Подведение итогов урока

– Наш урок подходит к концу. Возьмите свои шкалы оценки и отметьте свой уровень знания на конец урока.

– У кого уровень повысился? У кого не изменился?

– Слово экспертам, как работала группа?

Слайд 35

Слайд 36

– Кто хочет оценить свою работу индивидуально на доске?

– Молодцы, спасибо за работу!

Слайд 37

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 40)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела