Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Лилия Викторовна Подкорытова,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ №120 Заельцовского района
г. Новосибирска

Урок окружающего мира в начальной школе

Тема урока: «Озёра»

Цели урока:

1.Познакомить с особенностями пресных и соленых озер.

2.Научиться находить озера на карте.

Оборудование: учебник для 2 класса «Наша планета – Земля», автор – Вахрушев А.А.; карта полушарий, глобус, рисунки озер, компьютеры, экран, мультимедиа.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Организационный момент.

Установочная беседа.

2. Актуализация знаний.

Блиц-опрос: повторение пройденного материала.

Что изображают на карте?

При каких условиях вода меняет своё состояние?

Что такое река?

В чем причина половодья?

3. Совместное «открытие» знаний (См. приложение презентация).

Знакомство с озерами.

– Сейчас мы приступим к изготовлению макета местности и вылепим озеро на равнине. Эту работу можно провести в два этапа: вначале сделать углубление в пластилине, а затем заполнить «водой» из синего пластилина.

(В процессе изготовления макета учитель рассказывает об озерах.)

– «Голубыми глазами» земли называют озера – вкрапления в земную твердь скоплений воды, чаще всего пресной, пригодной для питья. Они всегда желанны на суше.

Озеро – природный водоем со стоячей водой.

– У озер, как и у рек, есть берега. Нет у них только левого и правого берега. Почему?

– Во все озера впадают реки и ручьи. Если из озера вытекает река, то оно называется проточным.

– Если вода из озера не вытекает, то оно называется бессточным.

Выполнение задания № 1 (стр. 29).

Бассейн – это земная поверхность, с которой по ручьям и рекам собирается вода в озеро.

Демонстрация макетов с изображением озера.

В жарком климате озерная вода часто бывает соленой, как в море. Её пить нельзя.

– Жаркое солнце превращает воду в пар. Растворенная в воде соль не испаряется и остается в озере.

Выполнение задания № 3 (стр. 30).

Проведем опыт.

– В умеренном климате вода в озерах пресная (несоленая), пригодная для питья, орошения засушливых земель и различных промышленных производств.

– В тех районах, где заводские отходы сливаются в реки и озера, водоемы загрязняются, и питьевой воды становится мало.

– Важно, чтобы в водоемы возвращалась чистая вода. Поэтому для её очистки от отходов строят специальные очистные сооружения.

Выполнение задания № 3 (стр. 30).

4. Первичное закрепление.

Работа в группах.

– Найти и показать на карте крупнейшие озера Земли, указанные в рамке (стр. 31).

– Самое большое озеро – Каспийское море – разделяет Европу и Азию. Его называют морем. Вода в нем соленая. Но все-таки это – озеро, так как все моря соединены друг с другом и океанами.

– Самое глубокое озеро – Байкал. Оно расположено в Сибири. Наибольшая глубина – 1637 метров. В нем сосредоточена десятая часть всей пресной воды.

Выполнение задания № 1 (стр. 31).

5. Итог урока.

Чем озера отличаются от других водоемов?

Где чаще встречаются соленые озера?

А где встречаются пресные?

Домашнее задание: выполнение задания № 5 (стр. 31).

Литература

1. Горощенко В.П. Основы природоведения. Учебное пособие. М., Просвещение, 2000.

2. Я познаю мир. География: дет.энциклопедия / автор-составитель В. Маркин.- М.: Транзиткнига, 2006.

3. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших школьников. – М., Прометей, 2004.

4. Электронные образовательные ресурсы. «Библиотека электронных наглядных пособий». География.

5. Большая детская энциклопедия. Обо всем на свете. Автор А. Брагин. – М., «АСТ». 2008.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела