Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


К вопросу об экономическом просвещении младших школьников

Елена Евгеньевна Ступина,
кандидат педагогических наук, доцент,
начальник Отдела Инновационных Технологий Образования
ГОУ ВПО Новосибирского государственного педагогического университета

Андрей Анатольевич Ступин,
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий лабораторией «Компьютерного моделирования»
факультета технологии и предпринимательства
ГОУ ВПО Новосибирского государственного педагогического университета

Существенная роль в системе экономического образования нами отводится общеобразовательной школе, и прежде всего начальному звену, от качества образования которого зависит успешное становление экономической культуры личности на всех последующих этапах обучения. В связи с этим возникает необходимость уже с младшего школьного возраста знакомить детей с основами экономики, формировать первоначальные экономические знания, умения и навыки, психологическую готовность и нравственную устойчивость к возможным трудностям, связанным с безработицей, конкуренцией, сменой работы и профессии.

Начальная школа на современном этапе рассматривается как звено в системе целостного непрерывного образования. Поэтому совершенствование школьного экономического образования предполагает и изменение начального обучения экономике. Под начальным экономическим образованием понимается начальный этап становления и развития личности младшего школьника посредством овладения им основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности. Целью начального экономического образования является формирование экономической культуры у младшего школьника.

Многие годы назначение начальной школы состояло в том, чтобы дать детям элементарные навыки чтения, письма, счета и расширить их представления об окружающем мире. До определенного момента такая цель начального образования вполне соответствовала его социальному назначению. Со временем начальная школа вошла в систему неполного, а затем и полного среднего образования. Соответственно изменились цели и задачи начального экономического образования. В настоящее время оно призвано не только и не столько вооружить учащихся основами экономических знаний, необходимых для осуществления дальнейшего непрерывного экономического образования, сколько сформировать у младших школьников желание и умение учиться, заложить фундамент развития мышления и становления таких качеств личности, которые позволили бы каждому найти свое место в мире, реализовать свои возможности.

Таким образом, на первый план в начальном экономическом образовании выдвигаются: становление и развитие личности младшего школьника, формирование учебной деятельности.

Начальное экономическое образование и процесс его получения должны стать естественной частью жизни каждого ребенка, жизни духовно насыщенной, полной открытий и побед, в результате которой и происходит становление его личности. Гуманное и гуманитарное экономическое образование младших школьников, в первую очередь, должно быть направлено на их интеллектуальное развитие. «Чем выше интеллект, тем больше человеческих качеств способен усвоить учащийся», – утверждает А.Ж. Жафяров [3, с.8]. Кроме того, высокий уровень развития интеллекта служит своего рода защитой обучаемому: человек способен освоить сложные профессии, понять сущность происходящих политических и экономических процессов в обществе. А это, в свою очередь, позволит ему избежать многих проблем и занять должное социальное положение. Как писал В.А. Далингер, «Широкая образованность есть гарант личной свободы человека» [2, с.6]. Поэтому преодоление интеллектуальной неразвитости является одной из наиважнейших задач экономического образования.

Решение этой задачи нужно начинать с начальной школы. На изучение экономики в начальной школе не отводится специального учебного времени, а уровень экономического образования младших школьников (они не могут понять и объяснить те процессы и явления, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни), их интеллектуального развития часто не удовлетворяет современным требованиям. В связи с этим, одним из основных направлений совершенствования начального экономического образования является повышение образовательной роли экономики.

В систему критериев результативности обучения экономике младших школьников включаются следующие уровни:

1) овладения учащимися экономическим языком;

2) усвоения экономических понятий;

3) сформированности экономических умений и навыков;

4) сформированности общих интеллектуальных умений;

5) сформированности умений и навыков рационального труда;

6) сформированности качеств знаний;

7) подготовленности учащихся к труду в общественном производстве.

Как видим, первые три уровня характеризуют собственно экономическое содержание начального экономического образования, 4-7 уровни соответствуют формированию у учащихся общекультурных умений и качеств личности.

Потенциальные возможности учащихся младшего школьного возраста позволяют осуществлять их экономическое воспитание. При целенаправленном педагогическом руководстве этим процессом дети усваивают экономические понятия на разных уровнях: от представлений до осознания сущности этих понятий, приобретают экономические умения допрофессионального характера, формируются как личность.

Таким образом, экономическое воспитание в младшем школьном возрасте при условии эффективного педагогического руководства является фундаментом для осуществления экономического воспитания в последующие возрастные периоды. Приобретенные учащимися в начальной школе экономические знания и умения, позволявшие рационально решать познавательные и практические задачи, являются необходимой основой для дальнейшего развития экономического образования и воспитания детей на последующих ступенях обучения. Формирование у школьников экономической культуры происходит в какой-то мере проще, чем у лиц старшего возраста, поскольку над ними меньше довлеет груз устаревших представлений, что не требует особой переориентации их взглядов.

Надо выработать новые методы и формы экономического образования. Один из путей – проблемный характер обучения. В чем его преимущество? Если, например, при объяснительно-иллюстративном методе происходит, в основном, простое запоминание известных выводов и обобщений, излагаемых учителем, то при проблемном – активизируется самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, т.е. у них развивается познавательный интерес [1].

Раскрывая основное содержание излагаемого материала путем постановки конкретных вопросов, учителю удается, во-первых, сконцентрировать внимание учеников и дать им возможность мыслить последовательно, глубоко, и, во-вторых, подтолкнуть их к самостоятельным выводам и заключениям.

Следовательно, проблемное изложение делает усвояемый материал более доказательным и убедительным, развивает у учащихся различные качества ума, дает образец научного поиска, учит мыслить диалектически, повышает познавательные интересы.

Все это является предпосылкой формирования у детей экономической культуры и экономического сознания.

Проблемные формы обучения, в свою очередь, требуют от самого учителя глубоких научных знаний, педагогического мастерства; умения так организовать экономическое образование, чтобы ученики заодно с ним участвовали в разрешении любых вопросов. При этом учащиеся становятся как бы единомышленниками, соучастниками мыслительной деятельности учителя. В результате в процессе обучения формируется идейно выдержанная, активная личность, умеющая отстаивать свои убеждения и обосновывать свои поступки.

В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическая культура, а это способствует осмысливанию явлений экономической жизни, усвоению экономических понятий и теории в их логической взаимосвязи, разумному оперированию знаниями.

Экономическая культура есть отражение человеком закономерностей общественного производства в виде понятий, а точнее говоря, в их определенной системе, логической связи. Это требует постоянного повышения экономических знаний и навыков. Таким образом, логично утверждать, что экономическое образование и воспитание в нашем обществе должно быть всеобщим, охватывать все категории и социальные группы населения, с акцентом на формирование у учащихся научного подхода к оценке социальных проблем, способности к самостоятельному, творческому мышлению, развитию экономического сознания в соответствие с экономическими законами современной перестройки всей жизни общества.

Важным является формирование качеств: экономности, бережливости, организованности, ответственности, коллективизма, деловитости, трудолюбия, лидерства, инициативности. Данные качества могут проявляться в большей или меньшей степени у младших школьников в зависимости от выработки определенных привычек, прививаемых на бессознательном уровне с первых лет жизни в семье, а затем в школе. Получаемые экономические знания и умения позволяют младшим школьникам более целенаправленно и осознанно работать над собой в плане воспитания необходимых экономически значимых качеств.

Наибольшими возможностями для осуществления на практике цели и задач экономического воспитания младших школьников обладают коллективные формы учебной и трудовой деятельности, где дети вступают в многообразные отношения друг с другом, где возникают отношения взаимной зависимости, взаимной помощи, где присутствует дух состязательности, соревнования, т.е. имеются возможности для проявления личностных качеств каждого члена коллектива, осознания себя субъектом в процессе деятельности.

Одной из важнейших задач экономического воспитания младших школьников является их экономическое информирование, т.е. формирование экономического кругозора. Экономическое воспитание детей младшего школьного возраста предусматривает осуществление экономического воспитания младших школьников в процессе изучения основ наук, трудового обучения и общественно-полезного труда, в семье, во внеурочной воспитательной работе с целью формирования элементов экономического сознания и основ экономической культуры.

Активизации интереса детей к экономическим знаниям способствуют задания поискового характера, предполагающие привлечение материалов из книг, газет, телепередач и других источников.

Огромные возможности для превращения этих знаний в личные убеждения таит в себе внеклассная работа. В процессе внеклассной работы ученики привлекаются к разнообразной практической деятельности, которая способствует формированию у них прочных практических экономических умений, навыков и привычек поведения.

Значение внеклассной и внешкольной работы и её место в воспитании было своевременно и верно подмечено в педагогических воззрениях выдающихся педагогов [4, 5, 6].

Внеклассная работа осуществляется в свободное от урочных занятий время и строится исключительно на основе добровольности и в соответствии с личными интересами и наклонностями детей. Внеклассная работа должна развивать творческую инициативу, самостоятельность, формировать навыки и умения работать в коллективе.

С каждым годом появляются всё новые и новые формы внеклассной работы, накапливается опыт. Разнообразные формы внеклассной работы обеспечивают возможность удовлетворить интересы и запросы учащихся.

Без выявления инициативы детей работа становится не интересной и не даёт положительных результатов. Необходимо придавать большое значение самодеятельности в проведении мероприятий по экономическому воспитанию во внеурочное время (проявление ими инициативы, умения самостоятельно работать, учиться, передавать свои знания товарищам, активно участвовать во всякой проводимой работе). Проведение тематических вечеров, диспутов или кружковой работы по экономическому воспитанию – самодеятельность и инициативность должны стать одним из основных принципов этой работы.

Когда работа соответствует самодеятельности, инициативности, дети увлекаются, интересуются ею, они получают большое удовольствие, приобретают полезные навыки, у них воспитывается творческая инициатива.

Успех экономического просвещения школьников во многом зависит от умения пользоваться разнообразными формами этой работы. Поскольку работа по экономическому просвещению ещё не стала важной стороной воспитательной деятельности учителей, приходится искать различные формы и методы. Формы экономического воспитания в системе внеклассной работы могут быть различными: кружки экономики, общественно-полезный труд, беседы, тематические стенды, вечера вопросов и ответов, экскурсии на предприятия, походы, стенгазеты, конкурсы, фестивали, летние экономические смены детских лагерей.

В течение ряда лет мы выступали организаторами мероприятий в области экономического воспитания детей: Всероссийский фестиваль «Семь шагов в мир экономики», летний экономический лагерь, слеты, ярмарки.

Идея проведения такого соревнования возникла исходя из того, что для учащихся старших классов проводятся различные слеты, олимпиады, конференции, а для учащихся младших классов нет подобных мероприятий. А ведь не секрет, что дух соревнования и обмен знаниями являются необходимым средством мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулом для самостоятельных исследований, способствуют творческому подходу к изучению материала.

Все перечисленные мероприятия активно поддерживались губернатором Новосибирской области, областным и городским управлениями образования, а самое главное, очень нравились детям, их родителям и учителям. В течение 2007-2008 учебного года данная традиция была приостановлена.

В рамках деятельности Отдела Инновационных Технологий Образования ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» с 2009 года мы планируем возобновить эту практику.

Будут переизданы наши авторские учебно-методические комплексы по экономике для начальной школы (для 4 ступеней), проведены семинары и курсы повышения квалификации для желающих учителей начальной и старшей школы, организован Всероссийский фестиваль по экономическому образованию для младших школьников.

Приглашаем всех желающих к сотрудничеству.

Адрес электронной почты: jarnsk@mail.ru

Список литературы

1. Гебеков, Г.Х. Экономические знания и экономическое воспитание школьников / Г.Х. Гебеков. – Махачкала: Даучпедгиз, 1991.
2. Далингер, В.А. Межпредметные связи математики и физики: Пособие для учителей и студентов / В.А. Далингер. – Омск: ОИУУ, 1991. – 94 с.
3. Жафяров, А.Ж. Гуманизация школьного образования через профильное обучение / А.Ж. Жафяров. – Новосибирск: НГПУ, 1995. – 28 с.
4. Корчак, Я. Избранные педагогические произведения / Я. Корчак. – М.: Педагогика, 1979. – 473 с.
5. Макаренко, А.С. Сочинения в 7-ми томах / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1957, Т.4. – 552 с., Т.5 – 588 с.
6. Ушинский, К.Д. Избранные произведения. Человек как предмет воспитания. Вып.4 / К.Д. Ушинский. – М.-Л.: Издательство АПИ РСФСР, 1946. – 180 с.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 69)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела