Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Все статьи автора(2) Екатерина Андреевна Трифонова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Вторая Новосибирская Гимназия»,
Почётный работник общего образования РФ

Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы»

Цели урока:

1. Познакомить с особенностями склонения имён прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы.

2. Развивать навыки правильного написания окончаний прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы; умение использовать прилагательные в речи.

3. Воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Задачи урока:

1. Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имён прилагательных.

2. Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.

3. Накапливать опыт монологической и диалогической речи.

4. Формировать ценностные ориентиры учащихся: доброта, сочувствие.

Структура урока:

1. Организационный момент: постановка цели урока, объявление темы урока, мотивация познавательного интереса учащихся.

2. Актуализация субъектного опыта учащихся через задания индивидуального и группового характера.

3. Закрепление изученного материала.

4. Практическая творческая работа.

5. Домашнее задание.

6. Итог урока.

Оборудование: SMART Board, набор заданий, репродукция картины В. Васнецова «Алёнушка», толковые словари, словари антонимов.

Ход урока

I.                  Вступительное слово учителя:

– Сегодня на уроке мы продолжим работу с именами прилагательными. Вспомните, что называется именем прилагательным?

Работу начнём со словами из словаря.

II.              Словарная работа:

– Я диктую вам слова, а вы по ассоциации с каждым услышанным словом выполняете рисунок, схему или пиктограмму, а затем эти словарные слова восстанавливаете.

ароматный

вежливый

волшебный

горизонтальный

комнатный

пейзажный

радостная

свободный

Дети рисуют, а затем записывают слова.

– Прочитайте, какие слова записали. Чтобы проверить правильность, обратимся к SMART Board. Вставьте пропущенные буквы в слова.

III.           Морфемный разбор:

– К какой части речи относятся те слова, которые вы записали? Какое из прилагательных в данном списке лишнее? (радостная) Почему?

Выпишите это имя прилагательное и выполните морфемный разбор

(проверка на SMART Board).

– Почему в данном прилагательном окончание -ая?

Подберите антоним к данному прилагательному. (Выслушиваются все варианты.) Проверка по словарю. Оставить прилагательное печальная.

– Что обозначает это слово? Найдите в толковом словаре это слово и прочитайте его лексическое значение.

К какой части речи относится это имя прилагательное? Выполните морфемный разбор. Почему и у этого прилагательного окончание -ая?

– Как изменяются имена прилагательные? Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Тема урока записана на SMART Board: «Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы»

IV.           Новая тема.

1. – Перед вами карточки, на которых записан образец склонения прилагательного женского рода с твёрдым согласным на конце основы. Обратите внимание на окончания имён прилагательных.

И. какая? большая

Р. какой? большой

Д. какой? большой

В. какую? большую

Т. какой? большой

П. о какой? о большой

– Что вы о них можете сказать? Как они произносятся?

А какие окончания будут иметь прилагательные, у которых они безударные? Просклоняйте прилагательные радостная и печальная по вариантам.

Взаимная проверка по записи, сделанной на SMART Board.

– Что необычного заметили в написании падежных окончаний прилагательных? На доске таблица:

И. какая? -ая

Р. какой? -ой

Д. какой? -ой

В. какую? -ую

Т. какой? -ой

П. о какой? -ой

 

Физминутка

– Ребята, у меня возник вопрос: а для чего мы склоняем прилагательные? Для чего изменяем окончания?

2. Работа с текстом.

– Исправьте ошибки в данном тексте (текст написан на SMART Board):

Я шёл к реке на рыбная ловлю. У меня в руках длинный удочка. Дорога шла узкая тропинкой. Вдруг я увидел блестящая змея. Она уползла в высокой травой.

(При проверке дети убирают неправильные окончания, дописывая те, которые должны быть).

– Как вам удалось найти правильный вариант окончаний?

3. Редактирование текста.

– Тогда возможно прилагательные вообще не нужны в речи?

– Попробуйте доказать, что без прилагательных мы не сможем сделать нашу речь более понятной, красивой, эмоциональной.

– Перед вами две Алёнушки. Какая из них вам нравится больше? Почему? По мотивам какой сказки написана первая картина? Почему художник изобразил Алёнушку такой печальной?

Какую музыку вы предложили бы к этой картине? (звучит музыка Чайковского из балета «Лебединое озеро»)

Что вы сделали бы, чтобы и на вторую Алёнушку захотелось смотреть? С помощью чего художник делает картину красивой? А композитор? А писатель?

– Прочитайте текст.

Алёнушка

Аленушка была сестрой. Девочка очень печалилась, когда ее братец превратился в козленочка. От тоски пришла она к озеру. Кругом лес. Вода в озере. Небо над головой. Села Аленушка на камень, наклонила голову к воде. Такая она. Не грусти, Аленушка! Все будет хорошо. Скоро опять будешь играть с братцем.

– Понравился текст? Почему?

Попробуйте его отредактировать, рассматривая репродукцию. (У каждого ученика карточка с текстом, в котором пропущены прилагательные).

Алёнушка

Алёнушка была _____________ сестрой. Девочка

очень печалилась, когда её _____________ братец пре-

вратился в ___________ козлёночка. От ________

тоски она пришла к ___________ озеру. Кругом

______________лес. ___________ вода в _____________

озере.  ___________ небо над ____________ головой.

Села ___________ Алёнушка на ______________

камень. Такая она __________. Не грусти, __________

Алёнушка! Скоро опять будешь играть с ___________

братцем.

4. Проверка отредактированного текста.

5. Подведение итога.

– Спасибо, ребята, вы убедили, что прилагательные нужны в нашей речи. А чтобы не было ошибок, просто надо выучить правила.

6. Домашнее задание.

Дома восставите таблицу склонения имен прилагательных женского рода с твердой основой и запишите её в тетрадь.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 106)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Обучение грамоте и развитие речи в 1 классе
2. Правописание безударной гласной в корне слова
3. Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы»
4. «Театр – игра всерьёз»