Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Начальная школа: традиции и инновации»
Выпуск №21 Февраль 2009 | Статей в выпуске: 107


Тамара Александровна Демахина,
преподаватель общественных дисциплин
МБОУ вечерней сменной школы №39
Кировского района г. Новосибирска

Моя педагогическая философия

«Увидеть Париж и…» Ох уж этот Париж с его обаятельным французским переливчатым языком, с его парками под холодной голубизной неба, растворяющийся в тонких, рыжих тенях, падающих на булыжные мостовые. Ах, Франция! Который раз не даёт спокойно вникать в урок. Сначала средневековые замки Луары, тремя годами позже – Французская революция…

Годы, годы… Очень хочется правильно расставить во времени некоторые воспоминания и мечты, приходится равняться на случаи и встречи, как делает это древний историк, датирующий обрывки саг. И тогда хронология событий выстраивается с любовью и трепетом.

Вот девочка в белых бантах и кружевном фартуке, с душой Жанны д,Арк, вечный борец за справедливость, внимательно слушает учителя, рассказывающего о человеколюбии и милосердии, об ужасах войны и победе. Не позволяет себе отвлекаться на шалости одноклассников.

«Ну, очень серьёзная, нельзя быть такой девчонке, да ещё в таком возрасте»,– говорят учителя. Но ведь никто не знает, что, благодаря маме, она в 6 лет уже читала, а благодаря отцу, их домашняя библиотека полна редких, замечательных книг.

Но мечта – Париж не оставляет в покое. И вот она на историческом факультете. И новый, неожиданный интерес – пионерский лагерь, где июньскому дню требовалась вечность для угасания; небо, сопки, высокие цветы, волны Тихого океана, работа вожатой. С ней интересно, не скучно, а ещё она может сделать из бумаги всё. Хочешь – цветы, хочешь – буквы, а хочешь, так целый средневековый город, наверное, тот самый замок на Луаре или живописный мост, на котором в воображении можно стоять и смотреть через перила на бурно текущую Сену, и возникнет такое чувство, точно плывёшь назад, стоя на самой корме времени. А ещё может рассказывать много и о разном: о любимом городе, вечерние огни которого алмазной россыпью уходят в ночь, о картинах Врубеля и любимых импрессионистов с их ореолом вечной загадки и тайны; о талантливых друзьях, что никогда не подведут, о том студенческом братстве, которое если есть, то на всю жизнь.

Вот он – диплом, а вот и самостоятельная работа, а вот и маленькая дочка. Но ей мечтать о Париже пока рановато.

Осень… осень… Весь Париж,

Очертанья сизых крыш

Скрылись в дымчатой вуали,

Расплылись в жемчужной дали.

Мечта побывать на родине Вольтера и Моне одновременно приблизилась и отодвинулась. Рабочие будни буквально засасывали. Ученики, коллеги, родители и снова ученики. Их всё больше, и больше ответственность. Они взрослеют, а ты становишься опытнее и пытаешься поднять свою планку всё выше и выше. Нужно быть всегда рядом и всё-таки немного впереди.

Закружили проблемы-печали, от которых хочется уйти в далёкое детство, где мама читала сказки, и, подбираясь к самому интересному, замедляла чтение да многозначительно разделяла слова.

Но есть же мечта – надо быть сильной. Чтобы увидеть свет, придётся пройти через тёмный тоннель, как той фее из детской книжки… Прошла, а рядом только повзрослевшая дочь. Но мечта осталась.

Только теперь пришло понимание: учишь детей видеть историю, чувствовать её, а ведь она – мы сами, нужно только вовремя это оценить, как тогда, ещё будучи прилежной ученицей.

Изменилась жизнь, рассыпалась морозной пылью, как горсть снега между пальцами, изменились условия, изменилось отношение к себе. Нужно расти. И снова педуниверситет, занятия, экзамены, пятёрки. Философы правы: человек всегда чувствует себя дома в своём прошлом.

Какое это благостное состояние – добывать знания!

Опять учиться самой и учить других. Снова с книгой в руках. И так изо дня в день, с самого детства.

Но иногда очень хочется очнуться от этого наваждения, отбросить книгу и вспомнить яркую вечернюю звезду, рябую лужу, скамейку с пригнувшимся кустом сирени над ней – ту, на которой в годы туманной юности сидели двое и с упоением мечтали. С удовольствием и радостью новыми глазами посмотреть вокруг и почувствовать что-то необыкновенное, невыразимое, что есть в жизни и в самой себе, и о чём никогда не напишут как следует в книгах.

На столе у дочери горит лампа, лежит томик современного французского детектива. «Увидеть Лондон и умереть…»

Что ж, похоже, жизнь продолжается, и мечты матери станут реальностью в мечтах ребёнка. Ведь если верить Корнелю: «Шаг идущих вослед твёрже, чем шаг ведущих». Подумаешь, был Париж, стал Лондон. Какая разница, какой город, главное, как ты пройдёшь эту дорогу от мечты до реальности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела