Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Все статьи автора(2) Татьяна Германовна Бермес,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 173 Калининского района
г. Новосибирска,
руководитель методического объединения
начальных классов Калининского района

Программа «Великое счастье – общение!»
Из опыта работы классного руководителя

Какой запал, терпения запас

Мне нужен, чтоб понять всех ВАС.

Хвалить, помочь, простить иль пожурить,

При этом всех и каждую любить.

Но главное – отличный старт ВАМ дать,

Чтоб в средней школе знанья получать.

Зовут меня Бермес Татьяна Германовна. Я работаю учителем начальных классов в МБОУ СОШ № 173 Калининского района города Новосибирска, педагогический стаж – 21 год. Мною сделано шесть выпусков, а это значит, что в ста шестидесяти девяти учениках я старалась посеять росток добра и заложить фундамент начальных знаний.

Совсем молоденькой девчонкой, после студенческой скамьи, приступила к педагогической деятельности. Был страх, опаска, настороженность, боязнь неизведанного, но всё это развеялось, так как меня окружили опытные педагоги-наставники.

 

Мой друг и наставник – Войтюк Анастасия Николаевна

(50 лет пед. стажа, первая учительница моего мужа)

Никогда не забыть мне открытые улыбки учителей, постоянный интерес и предложение помощи. А дети – они без особой опаски, радушно и просто ввели меня в свой коллектив, где я и продолжаю трудиться, по сей день, двадцать второй год. 1987-1990 годы, годы активной работы, мне впервые довелось готовить детей к вступлению в пионеры. Вместе с детьми работали на пришкольном участке, оказывали помощь престарелым людям, добивались отличнейших результатов в сборе макулатуры и металлолома, озеленяли школьный двор, проводили тематические классные часы и праздники. Я не могла сдержать слёз радости, когда всех моих, «до боли родных ребятишек» приняли в пионеры. Это была моя первая победа! Я очень благодарна всем родителям, которые поддерживали меня во всех начинаниях. Сегодня эти ребята сами стали родителями и совсем скоро приведут в первый класс подрастающих детей. Удачи Вам!

 

Мой первый выпускной класс 3 «В» (1989 год)

Подрастают дети, переходя из класса в класс, растёт и моё мастерство как учителя и классного руководителя. Мною разработана программа «Великое счастье – общение!» Её я защищала, участвуя в городском конкурсе «Сердце отдаю детям – 2009». В 2008 году стала победителем районного конкурса «Классный руководитель года». В городском конкурсе стала лауреатом в номинации «Взаимодействие семьи и школы». Участвовала в международном фестивале педагогических идей. Имею личный электронный кабинет в газете «1 сентября».

Хочу поделиться некоторыми наработками. В начале 21 века появляются документы, направленные на модернизацию российского образования. Это Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция содержания непрерывного образования (17.06.2003г.), Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (2004) и т.д.

В этих документах сформулированы изменённые цели образования и соответственно параметры его качества: «Базовое звено образования общеобразовательных школ, модернизация которых предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Поэтому результатами образования сегодня являются не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. В числе приоритетов воспитательной стратегии выделено направление, ориентированное на формирование определённых компетенций.

Компетентность – это жизненный успех в социально значимой области, это возможность установления связи между знанием и ситуацией, это адекватность решения ключевых проблем. Тема «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников» выбрана мной неслучайно. Несформированность навыка взаимодействия с окружающими людьми, отсутствие умения работать в группе, значительнейшие изменения в образовании поставили передо мной данную проблему. Как, каким образом осуществлять коммуникативную направленность процесса воспитания подрастающего поколения? Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, владение устным и письменным общением – вот неполный перечень тех качеств, которые предъявляются к современным ученикам.

Коммуникативная компетентность – это способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения адекватно целям, сферам, ситуациям общения. Нет сомнения, что одной из характеристик личности ученика является его коммуникабельность и владение культурой слова, устной и письменной речью.

Работая над данной темой, пришла к выводу, что коммуникативная задача определяется как проблема, возникающая в ситуациях различного рода деятельности младших школьников. Необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед младшими школьниками, были понятны и приняты ими, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащихся и нашли, таким образом, отклик и «опорную точку» в их переживаниях. Знание сущности коммуникативной задачи, её структуры, особенностей содержания и специфики позволяет мне более последовательно и конкретно планировать цели процесса формирования этической речевой культуры младших школьников. Я считаю, что в содержание коммуникативных задач входит:

  1. Обогащение знаниями о значении коммуникации в деятельности младших школьников.
  2. Обучение их вербальному и невербальному общению.
  3. Развитие умения слушать и понимать собеседника.
  4. Отстаивать свою точку зрения.
  5. Быть способным к сотрудничеству.
  6. Воспитание социально-ответственной личности.
  7. Формирование социально-адаптированного школьника.
  8. Сохранение и укрепление здоровья.

Под коммуникативной задачей я понимаю проблемную ситуацию, моделирующую процесс общения.

Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что, в свою очередь, обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Я уверена, что чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие.

Изменение и развитие общества повлекло за собой существенные изменения в мировоззрении учащихся и родителей, изменение ценностей, жизненных перспектив и многого другого, что существенно влияет на обучение и воспитание детей.

Вся наша жизнь – личная и общественная, производственная и научно-теоретическая деятельность строится на общении, на коммуникации. Общение – не просто разговор. Мы разговариваем для достижения целей, имеющих общесоциальное значение. Мы все заинтересованы в том, чтобы эти цели были достигнуты как можно скорее и без слишком больших осложнений. Мы общаемся непрерывно. Мы непрерывно учимся общаться. Я считаю, что, как классному руководителю, мне удаётся передавать учащимся знания, умения и навыки социального общения людей, опыта поколений.

Как классный руководитель и как учитель, я стараюсь на уроках и во время проведения внеклассных мероприятий:

  1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями различных поколений.
  2. Формировать у детей культуру общения в системе (учитель-ученик), (ученик-ученик), (взрослый-ребёнок).
  3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса, школы.
  4. Учить детей приёмам преодоления проблем в общении.

Я считаю, что классный руководитель – ключевая фигура в формировании личности школьника. От его профессионализма, заинтересованности зависит, какими в жизнь пойдут его питомцы. Но и классному руководителю необходима поддержка. Все мои успехи только благодаря тесному взаимодействию с родителями. Подключение семьи к проблемам школьного воспитания – обязательное условие формирования личности. Заинтересованность родителей в делах школы, классного коллектива, где учится их ребёнок. А это полное включение в школьные дела их детей. Совместно воспитываем патриота семьи, патриота школы, патриота страны.

Родители – мои главные помощники (они делают на мероприятия костюмы, помогают с оформлением, музыкой, подбором материала, с ремонтом кабинета, в сопровождении детей в походах, на экскурсиях). Содержание любого праздника зависит от того, какие дети и родители в классе, какими способностями они обладают.

Планируя работу с родителями, я определяю тематику родительских собраний на год. Собрания носят как теоретический, так и практический характер, включая разбор ситуаций, тренинги и дискуссии. Я считаю целесообразным на каждом родительском собрании выделять страничку для советов врачей по предупреждению нарушения осанки, болезней внутренних органов, органов зрения, организации питания детей, уходу за телом, зубами и пр. После каждого собрания родители уходят с полезной информацией, унося с собой пищу для размышления.

В моей педагогической копилке много проведённых праздников, викторин, бесед.

 

Так мы провожаем зиму.

Праздник «Масленицы», 2008 год 4 класс «б» МБОУ СОШ № 173.

 

Смех, веселье, радость, восторг и хорошее настроение сопутствовали успеху праздника.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 547)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Об итогах городского конкурса «Сердце отдаю детям» в номинации «Классный руководитель года»
2. Модель социализации старшеклассников в условиях класса
3. Воспитательное пространство гимназии как условие социализации школьников
4. Программа воспитательной работы «Лестница»
5. Социально-педагогическая деятельность в работе классного руководителя
6. Роль воспитательного пространства в развитии личности младшего школьника
7. Программа «Великое счастье – общение!»
Из опыта работы классного руководителя

8. «Портрет одного класса», или история о том, как создать «Классный уголок»
9. Путешествуем семьей
10. Страницы истории Новосибирского Государственного Академического Театра Оперы и Балета
11. Развитие нравственного сознания и морально-правовой рефлексии у учащихся
12. Сценарий акции доброй воли: «Нам нужен Мир!»
13. Интеллектуальная игра «Россия, Русь! Храни себя, храни!»
14. Сценарий внеклассного мероприятия «Посвящение в естественники»
15. Классный час «О вреде курения»
16. Информационная карта классного часа «Работа над социальным проектом «Авто-пешеход»
17. Календарь знаменательных дат