Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95


Екатерина Алексеевна Голоднова,
педагог-психолог
первой квалификационной категории
МБОУ лицея № 81 Калининского района
г. Новосибирска

Развитие нравственного сознания и морально-правовой рефлексии у учащихся

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Для меня как практического психолога особенно видна необходимость работы в этом направлении с целью профилактики дезадаптации и эффективной социализации учащихся в окружающем их мире. В нашем лицее жизнедеятельность учащихся в школе рассматривается не только как организация познавательного процесса, но и как сфера разностороннего, нравственно направленного социального взаимодействия с окружающим миром, интенсивного культурного и морального становления. Работа в этом направлении проводится в рамках реализации программы экспериментальной площадки «Создание, становление и развитие социально открытой системы оценки качества развивающего образования в лицее».

Работая над проблемами развития нравственных качеств учащихся, необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности, использовать разнообразные приемы и методы работы. Из моего опыта классный час как форма практической работы по развитию нравственного сознания учащихся является одной из очень эффективных методов. Учитывая нагрузку школьного психолога, реально планировать такой психологический час 1-2 раза в четверть.

В качестве примера предлагаю один из вариантов классного часа с психологом, основанный на работе учащихся с дилеммой.

Тема: «Школьная жизнь и закон»

Цель: формирование у учащихся способностей соотнести правовые нормы с реальными межличностными отношениями, способствовать развитию нравственного сознания, морально-правовой рефлексии.

Задачи: основываясь на конкретных жизненных ситуациях, подчеркнуть опасность предубеждений и стереотипов в отношениях между подростками; воспитывать гуманизм и чувство товарищества; формировать навыки бесконфликтного общения и самоопределения личностных позиций при столкновении со злом.

Интерактивные стратегии:

1. Мозговой штурм.

2. Работа с дилеммой.

3. Упражнение «Займи позицию – защита или обвинение».

Дидактический материал:

1. Презентация основных принципов демократии, тексты законов.

2. Листочки на каждую группу.

3. Таблички «Займи позицию».

Словарь урока: демократия, дилемма, предубеждение, стереотип.

Ход занятия

I. Вводное слово ведущего

Прошлый XX век прошел под знаменем демократии. Он вошел в историю человечества как время самых жестоких войн и конфликтов.

Не все согласны с принципами демократии. Особенно много таких людей в странах, где не всегда господствовали строгие недемократические формы правления. Но лучшей формы правления человечество еще не придумало. Во всем мире, в каждой стране должны утвердиться важнейшие принципы демократии:

 

Школьная жизнь тоже демократизируется. Очень много изменилось в программах, в методике образования. Обществу не безразлично, какими вырастут дети. Назовите те черты развития личности, которые очень важны для блага людей во всем мире.

II. Мозговой штурм «Черты демократа»

Педагог с помощью двух человек быстро под диктовку всего класса записывает на доске те черты, которые назовут дети: свободолюбивый, активный, грамотный, смелый, энергичный, уважающий людей, честный, порядочный и др.

Подведение итогов мозгового штурма. В некоторых школах создаются школьные республики, избираются президенты, министры. Ребята участвуют в подготовке и проведении выборов в Парламент школы и др. А как строится жизнь в вашем классе? Ведь именно здесь осуществляется то, ради чего вы приходите в школу.

Этот серьезный процесс, который контролируют государственные органы, называется ...? (Образование.) В нашем основном законе – Конституции РФ – образование определено как право и обязанность каждого.

ОБРАЗОВАНИЕэто целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

III. Работа с дилеммой

В большом и красивом городе жила маленькая девочка. Училась она в большой красивой школе. Но в сердце этой девочки поселился колючий ежик, который к 13 годам превратился в дикобраза, а девочка стала атаманшей в классе.

Родители Аллы (имя ее изменено) постоянно ссорились, дрались в ее присутствии, распивали спиртное, не заботились о ней. Единственное место, где она чувствовала себя человеком – это родная школа. Алла мечтала стать юристом. Была острой на язык. Могла сказать все, что хотела, даже директору школы. А в 9-м классе она стала посещать секту сатанистов и взахлеб описывала ребятам оргии, которые там устраивались. С «неинтересных» уроков она сбегала, организуя целую группу ребят. Не скрывала, что дружит со скинхедами, которые участвовали в нападении на латиноамериканских студентов. В классе были те, кто дружил с ней, и те, кто ее осуждал и даже требовал исключить из школы...Как справиться с ситуацией?

Работа в группах.  Образовать 4-5 групп по 5-6 человек в каждой, составить два списка качеств этого неформального лидера: «За что уважали Аллу» и «За что осуждали Аллу».

Подведение итогов по работе с дилеммой. Педагог предлагает вниманию ребят презентацию с текстами законов. Нужно найти в поведении Аллы то, что противоречит закону.

IV. Чтение и обсуждение Федерального закона «Об образовании»

Федеральный закон «Об образовании» (извлечение)

Содержание образования должно быть ориентировано на:

– развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка;

– воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребенка, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;

– подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия.

Вопросы для обсуждения:

1. Нашли ли ребята, осуждавшие Аллу, в законах подтверждение своих взглядов?

2. Какие нравственные (моральные нормы), закрепленные в законах, нарушала Алла?

3. Можно ли было обратиться с суд, в милицию?

4. Как можно было решить дилемму?

Подведение итогов обсуждения.

...И вот однажды директор вошел в класс вместе с новенькой. Она приехала с родителями из Англии.

– Как ее зовут? – спросили ребята. Девочка улыбнулась: «Как английскую королеву!» С этого момента Алла перестала быть единственным лидером.

Лиза свободно говорила по-английски, но зато не знала многого по программе обычной школы. Ребята с удовольствием помогали ей, бывали у нее дома. Родители Лизы подарили школе 4 компьютера и новую мебель для класса, где обучалась их дочь. Алла подговорила двух девочек пригласить «королеву» в лесополосу для разборок...

Вопросы для обсуждения:

– Почему у Аллы сложилось предубеждение против новой одноклассницы?

– Как у вас принято встречать новеньких?

– За что, по-вашему, Алла могла ненавидеть Лизу?

– Что за разборка произошла в лесополосе?

Девочки обвинили Лизу в том, что она возомнила о себе слишком много, что ее родители подкупают учителей. Потом они стали избивать ее, заставили встать на колени, целовать им руки и просить прощения. Когда Лиза потеряла сознание, они ушли домой.

Случайные прохожие нашли девочку через несколько часов. Она умерла в больнице, не приходя в сознание.

V. Упражнение «Займи позицию – защита или обвинение» работа в группах

Педагог ставит на первую парту I ряда табличку «Защита», а на первую парту II ряда – табличку «Обвинение». Ребята делятся на две группы. Каждый должен выступить со своими доводами в защиту Аллы и ее друзей или с обвинениями. Не нужно прерывать ребят, комментировать. Установите регламент – 1 мин.

Подведение итогов педагогом.

– Нарушая общественные нормы, нормы морали, человек уже готов на совершение правонарушения. Особо опасные правонарушения – преступления – совершаются часто с молчаливого согласия окружающих.

Зло очень живуче. Уметь его различать, уметь дать ему отпор, просто противостоять не каждому под силу. Поэтому на помощь детям должны были прийти взрослые.

Главная вина лежит на самой Алле. Но она бы ничего не сделала, если бы в классе ей не оказывалась поддержка. К сожалению такого типа преступления, на почве предубеждений, подростковой неприязни не так уж редки в школах.

VI. Выводы детей в конце занятия

С нашего молчаливого согласия может совершить зло жестокий и коварный человек. Необходимо учиться противостоять жестокости, агрессии и насилию. Для этого есть законы, которыми мы должны уметь пользоваться. В этом нам помогут наши родители, педагоги.

В итоге – оформление информационного бюллетеня в учительской о выборе учащимися основных черт личности, которые важны для благополучного развития людей во всем мире. Данная информация поможет учителям увидеть, чего ждут от нас дети, какие существуют слабые места в нашей педагогической работе и над чем нужно еще работать.

Рекомендация психолога для учителей

Используя такую форму, как работа с дилеммой, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели – формирование у учащихся способности соотнести правовые нормы с реальными взаимоотношениями, развитие нравственного сознания. Таким образом, помочь детям социализироваться, адаптироваться в нашей довольно сложной среде.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 824)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Об итогах городского конкурса «Сердце отдаю детям» в номинации «Классный руководитель года»
2. Модель социализации старшеклассников в условиях класса
3. Воспитательное пространство гимназии как условие социализации школьников
4. Программа воспитательной работы «Лестница»
5. Социально-педагогическая деятельность в работе классного руководителя
6. Роль воспитательного пространства в развитии личности младшего школьника
7. Программа «Великое счастье – общение!»
Из опыта работы классного руководителя

8. «Портрет одного класса», или история о том, как создать «Классный уголок»
9. Путешествуем семьей
10. Страницы истории Новосибирского Государственного Академического Театра Оперы и Балета
11. Развитие нравственного сознания и морально-правовой рефлексии у учащихся
12. Сценарий акции доброй воли: «Нам нужен Мир!»
13. Интеллектуальная игра «Россия, Русь! Храни себя, храни!»
14. Сценарий внеклассного мероприятия «Посвящение в естественники»
15. Классный час «О вреде курения»
16. Информационная карта классного часа «Работа над социальным проектом «Авто-пешеход»
17. Календарь знаменательных дат