Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95

Все статьи автора(7) Людмила Тимофеевна Якубенко,
руководитель методического объединения воспитателей Калининского района,
старший воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детского сада № 14 «Аленка»
Калининского района г. Новосибирска

Уважаемый читатель, рада приветствовать Вас на страницах нашей газеты!

Очередной номер нашей рубрики посвящен социальному развитию детей. В современном образовании целью и результатом деятельности педагогов является ребёнок как высшая гуманистическая ценность. Структура государственного стандарта дошкольного образования даёт характеристику ребёнку на этапе завершения им дошкольного образования, и эта характеристика отражает идеальные социокультурные ожидания, то есть ребёнок должен обладать гуманными чертами, дающими ему возможность жить, выживать, преодолевать и предупреждать конфликты в себе, в социуме и сполна развивать свои способности.

Неоспоримо, что период дошкольного детства является важным этапом. И здесь движущей силой социального развития выступает деятельность, в процессе которой в рамках сотрудничества со взрослыми, самостоятельной деятельности путём поучения, подражания, идентификации ребёнок приобретает социальный опыт. Человек – телесно-духовное, социальное существо, наделённое от природы многими задатками и способностями, чаще всего так и нераскрытыми, он никогда не разовьёт в себе никаких качеств без взаимодействия с обществом. Взаимодействие обозначается понятием «социализация». В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций и ментальных характеристик, образа жизни и взаимодействия людей. Дают о себе знать новые социальные нормы и установки, меняются личностные эталоны и идеалы. В связи с этим возникла необходимость социального воспитания, а это педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая ребёнку в период включения в социальную жизнь.

Одной из основных функций организованной социализации является создание личности развитой, способной передавать свою духовность другим, живущим в этом же обществе. Главное заключается в том, чтобы взрослый человек привил своему ребёнку один принцип: твоя свобода, то, что разрешено тебе, не должно ущемлять свободу другого.

В связи с вышесказанным, предлагаем Вам рекомендации родителей и опыт работы педагогов, так или иначе влияющих на социальное развитие ребёнка. Мы рады, что сегодня можем представить статьи не только профессиональных педагогов, но и наших читателей.

В статье «Формирование произвольной регуляции деятельности детей с речевой патологией в игре» Валентины Викторовны Южаковой и Натальи Павловны Горловой, воспитателей детского сада № 499 говорится об особенностях воспитания и развития детей с нарушением речи. Педагоги дают рекомендации по использованию наиболее эффективного игрового метода при подготовке детей не только к школе, но и социальной адаптации в жизни. Они считают, что игра – это школа произвольного поведения. В игре ребенок как бы переходит в развитый мир высших форм человеческой деятельности, становится через игру источником развития морали самого ребенка.

Статья Екатерины Николаевны Вишневской «Капризы детей» написана не педагогом, в ней делится секретами воспитания ребёнка обычная мама. Она пишет: «Не ошибусь, если скажу, что данная тема волнует практически каждую семью, где есть маленький ребёнок… Сколько книг посвящено проблеме капризов детей, сколько писано-переписано, но всё равно многие родители рано или поздно сталкиваются с одной и той же проблемой. Как нам удаётся справляться с капризами нашего ребёнка? Мы научились в первую очередь управлять своими эмоциями, а теперь можем управлять и поведением нашей дочери...»

Старший воспитатель детского сада № 475 Елена Михайловна Колесникова в статье «Чтобы прогулка стала интересней…» раскрывает, какиепотенциальные возможности для всестороннего развития личности ребенка заложены в процессе работы с детьми в условиях прогулки, делится опытом создания развивающего пространства на участках ДОУ.

Сегодня, как никогда, актуальна тема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Все мы, взрослые, понимаем, что от этого зависит благополучие нашего общества. Елена Владимировна Шайдук, воспитатель детского сада № 14, в статье «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» представляет свой успешный опыт работы с дошкольниками и их родителями по данной проблеме. Она пишет: «В своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребёнка…»

Опыт работы ДОУ показывает: взаимодействие педагогов детского сада и семьи необходимое условие полноценного развития дошкольников. Конечно, подобное согласованное взаимодействие возникает не сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родителей включают в жизнь группы, приобщают к проблемам своих детей. Воспитатель детского сада № 14 Марина Геннадьевна Макарова в статье «Внедрение инноваций – залог успешного взаимодействия между педагогами, родителями и детьми» предлагает познакомиться со своим педагогическим опытом сотрудничества с родителями воспитанников на основе внедрения музейной педагогики. Она уверена, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.



Формирование произвольной регуляции деятельности детей с речевой патологией в игре
Авторы: Валентина Викторовна Южакова, Наталья Павловна Горлова
Статья понравилась: 20

Дошкольный возраст – это период подготовки ребенка к очень важному этапу его жизни – обучению в школе. Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из важных задач коррекционно-развивающего обучения.

(4265 просмотров)
Капризы детей
(Из нашего личного опыта воспитания дочери)

Автор: Екатерина Николаевна Вишневская
Статья понравилась: 120

Не ошибусь, если скажу, что данная тема волнует практически каждую семью, где есть маленький ребёнок… Сколько книг посвящено проблеме капризов детей, сколько писано-переписано, но всё равно многие родители рано или поздно сталкиваются с одной и той же проблемой.

(1871 просмотров)
Чтобы прогулка стала интересней…
Автор: Елена Михайловна Колесникова
Статья понравилась: 39

Большие потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребенка заложены в процессе работы с детьми в условиях прогулки. В течение года прогулки проводятся ежедневно.

(2116 просмотров)
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики
Автор: Елена Владимировна Шайдук
Статья понравилась: 108

Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы индивидуальной и социальной активности, все это пронизано духовно-нравственным воспитанием.

(13829 просмотров)
Внедрение инноваций – залог успешного взаимодействия между педагогами, родителями и детьми
Автор: Марина Геннадьевна Макарова
Статья понравилась: 41

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. «Да, что знаешь в детстве – знаешь всю жизнь, но и чего не знаешь в детстве – не знаешь всю жизнь» (Марина Цветаева).

(2289 просмотров)