Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Педагогические вопросы социализации детей и молодежи»
Выпуск №22 Апрель 2009 | Статей в выпуске: 95

Все статьи автора(2) Елена Валериевна Тараненко,
председатель научно-методического Совета музейных работников сферы молодежная политика г. Новосибирска, директор музея истории и развития Заельцовского района

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В настоящее время образование рассматривается как средство комфортного и безопасного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. Происходит усиление культурообразующей роли личности, появляется новый идеал человека – человека образованного, человека культуры – человека, обладающего умственной, эстетической, этической, общественно-духовной культурой.

  Ситуация в обществе повышает значимость музейного аспекта в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимости формирования высоких морально-этических принципов подрастающего поколения. Значение музейной педагогики в воспитательно-образовательном пространстве образовательных учреждений возрастает и в связи с необходимостью реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 года» и федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России».

Сейчас в образовательных учреждениях разного типа музейно-выставочные средства активно используются для решения задач воспитательного характера – патриотического, эстетического, этического, духовно-нравственного воспитания, воспитания гражданственности. Существует опыт использования музейно-педагогических средств в образовательной деятельности учреждения. С помощью средств музейной педагогики происходит формирование морально-ценностных категорий, разных аспектов патриотизма и др. Но за всем этим, как правило, несправедливо забывается, что музейно-выставочные средства в образовательном учреждении обладают колоссальным потенциалом социализации личности воспитанников и учащихся.

Как известно, социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу («очеловечивается») и способность участвовать в социальной жизни. Осуществление практически всех направлений деятельности музея позволяет осуществлять активную социализацию ребёнка. В условиях музейно-педагогического пространства посредством участия ребёнка в поисковой, исследовательской деятельности музея, в ходе подготовки и проведения экскурсий он получает опыт эффективного взаимодействия. Изучая прошлое, сталкиваясь с традициями, обычаями разных социумов, с их культурой и историей, ребёнок приобретает опыт толерантности, поскольку чем с большим числом общностей сталкивается человек, тем более терпимым, толерантным он становится. Также следует отметить, что музейно-педагогические средства позволяют осуществлять не только социализацию, но и социальную адаптацию, т.е. не только обучать взаимодействию в обществе, но и корректировать социальное поведение.

И, наконец, как известно, процесс социализации имеет активный, обоюдный характер: вступая в сообщество, человек не только подчиняется его законам, но и вносит в него свое содержание, активно воздействует на его характер. Каждый ребёнок, являясь носителем культуры, в процессе социализации делится тем социальным опытом, который он приобрел в ходе общения с разными социумами ближнего и дальнего кругов: семьёй, детским садом, сверстниками. Таким образом, активно используя музейно-педагогические средства в воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, формируя у ребёнка такие категории, как историческая память, музейная культура, духовно-нравственные ориентиры и другие ценностные категории, мы, тем самым, создаём условия для корреляции этих же категорий у их партнеров по социализации.



Возможности школьного музея в процессе социализации подрастающего поколения
Автор: Ксения Александровна Шипулина
Статья понравилась: 49

Каждый человек, особенно в детском и подростковом возрасте, является объектом социализации, однако человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность и самореализуясь в обществе.

(1585 просмотров)