Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Все статьи автора(2) Наталья Ивановна Шубина,
учитель начальных классов МБОУ гимназии № 12
Калининского района г. Новосибирска

Тамара Николаевна Евдокимова,
учитель начальных классов МБОУ гимназии № 12
Калининского района г. Новосибирска

Вопросы сохранения здоровья учащихся в проекте «1 ученик: 1 компьютер»

Современные дети не представляют своей жизни без компьютеров. Компьютер в игре, в обучении и в общении. Поэтому новому средству обучения Classmate PC учащиеся были очень рады. А учителя должны были учитывать не только обучающую и развивающую направленность нового средства обучения, но и помнить о вопросах здоровья учеников. Рассматривая тему здоровьесбережения, нужно помнить и о физическом, и о психологическом здоровье ученика.

Начнем с психологического здоровья детей. Работая на Classmate PC с тренажерами, каждый учащийся может выполнять задания в своем темпе, что, несомненно, придает ему уверенность. Очень радует ребят то, что сразу после выполнения работы они могут увидеть ее результат (как личный, так и в сравнении с одноклассниками).

Учащиеся, хорошо владеющие компьютером, оказывают помощь другим детям и учителю – это поднимает их авторитет в глазах одноклассников и, с другой стороны, учит взаимопомощи.

Отрицательные эмоции у детей вызывают технические проблемы (трудности при подключении Classmate PC к сети и его непрогнозируемое отключение, несовершенство программного обеспечения).

Говоря о физическом здоровье детей, нужно обратить внимание на зрительную утомляемость учащихся и на их осанку.

Компьютеризация образования влечет за собой возрастание зрительной нагрузки. В результате исследований ученых НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков оказалось, что после традиционных занятий общее утомление регистрировалось у 19% учащихся, а зрительное – у 8,6%, тогда как после занятий с компьютерами – у 24,2% и 38,3% учащихся соответственно.

В нашей гимназии в проекте «1 ученик: 1 компьютер» участвуют два 4-х класса. Начав работать с Classmate PC, мы провели опрос, в результате которого узнали у родителей остроту зрения каждого ребенка.

Ученики 4 «Б» класса имеют:

хорошее зрение – 12 человек – 41%;

пограничное состояние зрения – 10 человек – 35%;

пониженную остроту зрения (носят очки) – 7 человек – 24%.

Ученики 4 «В» класса имеют:

хорошее зрение  – 17 человек – 68%;

пограничное состояние зрения – 2 человека – 8%;

пониженную остроту зрения (носят очки) – 6 человек – 24%.

Так как в результате работы на компьютере велик риск появления или прогрессирования уже имеющейся близорукости, учитель должен помнить, что ни в коем случае нельзя превышать при работе с Classmate PC установленных временных норм (10-15 минут в день) и обязательно проводить минутки отдыха для глаз, тем самым воспитывая у школьников полезную привычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на профилактику близорукости.

Проведенное нами анкетирование учащихся показало, какие виды работ на Classmate PC нравятся им больше всего.

Но нужно обратить внимание на несоответствие санитарным нормам размера шрифта в тестах, групповом чате и блёклость текста в вопросах теста. Поэтому учитель должен чередовать разные виды работ на Classmate PC.

С переходом начального образования на 4-летнее обучение дети стали поступать в первый класс в возрасте 6,5 лет. У этих детей, по исследованиям офтальмологов, процесс формирования зрительного анализатора не закончен. Поэтому в 1 классе использование Classmate PC крайне нежелательно.

Проведенное нами анкетирование учащихся 4-х классов, участвующих в проекте «1 ученик: 1 компьютер», показало, что 6% чувствуют усталость после занятий, на которых применялся Classmate PC, а 9% чувствуют усталость иногда. Но наблюдения показали, что нередко дети, особенно младшего возраста, еще не могут объективно оценить свое самочувствие.

Поэтому учителю, использующему на уроках компьютеры, необходимо знать внешние признаки утомления учащихся младшего школьного возраста. Они могут проявляться в склонении головы набок, опоре на спинку стула, задирании ног с упором в край стола, частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и т.д. Как только появились данные признаки, необходимо выполнить упражнения, направленные на снятие общего утомления.

Большое количество современных детей страдают нарушением осанки. К сожалению, работа на Classmate PС только усугубляет данную проблему.

Вспомним, какой же должна быть правильная поза работающего за компьютером:

– корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника;

– голова наклонена слегка вперед;

– уровень глаз на 15- 20 см выше центра экрана.

В действительности, экран Classmate PС расположен ниже уровня глаз 4-классников среднего роста, поэтому ученики вынуждены сильно наклонять голову и туловище вперед. Но, если отклонить экран Classmate PC назад, то ситуация заметно улучшится – он приобретает вид учебника на подставке.

Таким образом, отразится ли негативно на здоровье учеников работа на Classmate PC, зависит от учителя, организующего работу класса.

В последнее время стала актуальна тема здоровьесбережения. Но, говоря о здоровье учеников, забывают о здоровье учителя. Педагог, готовясь к уроку с использованием Classmate PC, должен предусмотреть запасной вариант заданий, что несомненно ведет к затратам большего количества времени. Технические проблемы с сетью несут отрицательные эмоции, как ученикам, так и учителю.

В конечном итоге хочется сказать, что за информатизацией образования – будущее. Classmate PC является новым, интересным средством обучения, но для сохранения здоровья учащихся и учителей он пока нуждается в усовершенствовании и доработке.

Литература:

1. Степанова, М. И. Вопросы безопасного общения детей с компьютером / М. И. Степанова // Начальное образование. – Москва. – №1. – 2008.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Классмейт как средство повышения мотивации учения
2. Техническое обеспечение современного кабинета начальных классов
3. Условия эффективного использования классмейта на уроках в начальной школе
4. Вопросы сохранения здоровья учащихся в проекте «1 ученик: 1 компьютер»
5. Повышение мотивации младших школьников через использование информационных технологий
6. Формирование информационной культуры младших школьников
7. Приёмы работы с программой «1С Образование»
8. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
Модель реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер»

9. Чему и как учиться и учить в XXI веке
(из опыта международной научно-практической конференции)

10. Участие в проекте «1 ученик: 1 компьютер» как средство повышения информационной культуры педагогов
11. Персональный мобильный компьютер ученика как средство развития познавательной активности учащихся
12. Инновации сегодня – стандарт завтра