Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92


Алина Николаевна Маслова,
учитель начальных классов
МБОУ лицея № 130 имени академика М.А. Лаврентьева
Советского района г. Новосибирска

Светлана Вячеславовна Шихалева,
учитель начальных классов
МБОУ лицея № 130 имени академика М.А. Лаврентьева
Советского района г. Новосибирска

Все статьи автора(2) Екатерина Викторовна Демина,
педагог-психолог
МБОУ лицея № 130 имени академика М.А. Лаврентьева
Советского района г. Новосибирска

Повышение мотивации младших школьников через использование информационных технологий

Начальная школа – это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий. Здесь закладывается фундамент знаний, на котором ученик будет строить свое дальнейшее образование.

Для того чтобы урок был интересен детям, чтобы активизировалась их мыслительная деятельность, появилась потребность к творческому созиданию, учителю необходимо уделять большое внимание отбору методов, приемов, средств обучения, их разнообразию и целесообразности их применения.

Одним из ресурсов, позволяющим организовывать урок в соответствии с поставленными целями, является Классмейт – персональный компьютер ученика (известный также как Classmate PC) – новый класс компьютерных устройств, на основе технологий Intel, предназначенный для использования школьниками 6-12 лет, который мы получили в рамках реализации городского проекта «1 ученик: 1 компьютер», организованного ГЦИ «Эгида».

Работа с Классмейтами осуществляется во 2-м и 4-м классах, учителя которых прошли обучение в ГЦИ. Работа Классмейта осуществляется с помощью программы E-LEARNING, установленной на компьютере учителя, беспроводной связи компьютера учителя и детских ноутбуков. В программе обеспечена возможность отправлять учащимся файлы, получать от них файлы, демонстрировать экран студента, учитель может вести наблюдение за действиями учащихся, отправить тест, провести его и тут же получить диагностику каждого учащегося отдельно и класса в целом.

За прошедшие полгода проекта у нас есть результаты, с которыми мы хотим поделиться. Мы считаем, что именно применение ИКТ на уроках уже в начальной школе делает восприятие учебного материала учащимися образным, способствует созданию благоприятного эмоционального фона урока.

Использование ИКТ позволяет:

– проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность учебного процесса, дает возможность привлечения большого арсенала дидактического материала;

– возможно увеличение объема выполняемой работы, осуществление индивидуального подхода;

– расширяется возможность самостоятельной деятельности, формируются навыки исследовательской;

– учащиеся младших классов получают первичные навыки работы с компьютерами, что является первым шагом к знакомству с информационным полем Интернета, медиаресурсов;

– применение ИКТ на уроках активизирует познавательную деятельность учащихся, усиливает положительную мотивацию обучения.

По окончанию первого полугодия текущего учебного года мы подготовили и провели анкетирование учащихся во 2-м и 4-м классах, участвующих в проекте. Детей просили в письменной форме ответить на несколько вопросов, связанных с использованием Классмейтов на уроках. Нас интересовало эмоциональное состояние учеников при использовании компьютеров (испытывают ли они тревогу, страх, усталость, интерес или радость в процессе проведения урока с использованием ИКТ), а также проявление познавательного интереса к работе с Классмейтом (осознанность детьми приобретаемых навыков, увлечённость, направленность на освоение нового).

Анкета

1.                Представь, что на следующем уроке ваш класс будет работать со школьными ноутбуками. Что ты чувствуешь (подчеркни):

                                           тревога                                  страх

                                           радость                                 усталость

                                           ничего                                   интерес

2.                Какие виды заданий можно выполнять на уроке с помощью школьного компьютера?

_________________________________________________________________

3.                Чему ты научился в школе, работая с ноутбуком?

_________________________________________________________________

4.                Используешь ли ты приобретённые в школе навыки работы с компьютером дома?

                                                 ДА                                    НЕТ

5.                Как?

_________________________________________________________

Результаты проведённого анкетирования позволяют говорить о позитивном эмоциональном настрое детей при использовании школьного ноутбука.

Эмоциональное состояние учеников 2 «А» класса при использовании на уроках школьного ноутбука

Эмоциональное состояние учеников 4 «А» класса при использовании на уроках школьного ноутбука

На диаграмме показано число учащихся 4 класса (самый большой сектор – голубой), описавших своё эмоциональное состояние как «интерес и радость». При этом тревогу испытывает один ученик.

Ответы детей 2-го класса также демонстрируют положительную эмоциональную реакцию на использование школьного ноутбука. По диаграмме видно, что чаще при этом во 2-м классе дети обозначают своё состояние как «радость», «интерес и радость». Заметим, что среди учащихся 2-го класса есть дети, которые в силу маленького возраста не смогли дифференцировать свои чувства по отношению к урокам с использования классмейта (или не попытались придать им особого значения), воспринимая занятия с компьютером как одну из «обычных» форм работы на уроке. Часть таких учеников, по нашим наблюдениям, стремятся подчеркнуть свою осведомлённость в данной теме, отметить перед другими свой «профессионализм», умения во владении компьютером (те дети, которые написали «ничего»).

Приведем результаты анкетирования по 3 вопросу: Чему ты научился в школе, работая с ноутбуком?

2 класс «А»

На диаграмме видно, что учащиеся 2-го класса называют, прежде всего, такие первичные навыки работы с компьютером, как включать, выключать, писать слова, подключаться к сети, а также они называют действия, специфичные для работы с Классмейтом (оранжевый столбец): входить в разные программы, демонстрация презентаций, чат, 1С. Подчеркнём, что данную терминологию используют сами второклассники. Часть детей, в силу возрастных особенностей, ответили выражением «много чему», т.е. такие дети пока еще не могут осознанно назвать своих навыков. Столбец «умел раньше» выделяет тех детей, которые, возможно, имели некоторые навыки работы с компьютером до проекта.

4 класс «В»

В 4 классе, как это видно по диаграмме, дети отмечают несколько иные навыки. На первый план выходят навыки «продвинутых» пользователей. В качестве главного навыка дети называют «быстро печатать». Кроме этого, все остальные названные четвероклассниками навыки являются специфичными. Отдельно хочется отметить тех учащихся, которые научились самостоятельно создавать презентации.

Анкетирование классов показало, что большинство учеников эмоционально положительно откликнулись на просьбу учителей поделиться своими мнениями о работе с Классмейтами.

«Я научился рисовать, делать презентации я нашел на клавиатуре новые символы, научился отправлять файлы, мне очень нравится работать на ноутбуках. В презентациях я использую новые эффекты, о которых я прежде не знал, редактирую все на правильный лад. Спасибо, что Вы не поленились и добыли нам ноутбуки! Огромное спасибо!! Сережа Ершов, 4 класс.

Действительно, анализируя наш опыт по работе с «Классмейт», мы можем с уверенностью сказать, что его внедрение в учебную деятельность помогает поддерживать постоянный интерес к предмету как через содержание, формулировку заданий, форму подачи учебного материала, так и через систему контроля и оценивания знаний.

Известно, что одной из главных задач, которые должны решаться в начальной школе, и является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников. Формирование мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Развитие учебной мотивации – это процесс длительный и кропотливый. Устойчивый интерес к учебной деятельности формируется благодаря своевременному чередованию и применению на отдельных этапах урока разнообразных форм и приёмов работы.

Работая с «Классмейтом» на уроках, мы убедились, что применение такой многофункциональной формы работы может выступать одним из эффективных инструментов, помогающим повышать интерес к учебной деятельности, вносить разнообразие в учебный процесс, формировать учебную мотивацию.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 16)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Классмейт как средство повышения мотивации учения
2. Техническое обеспечение современного кабинета начальных классов
3. Условия эффективного использования классмейта на уроках в начальной школе
4. Вопросы сохранения здоровья учащихся в проекте «1 ученик: 1 компьютер»
5. Повышение мотивации младших школьников через использование информационных технологий
6. Формирование информационной культуры младших школьников
7. Приёмы работы с программой «1С Образование»
8. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
Модель реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер»

9. Чему и как учиться и учить в XXI веке
(из опыта международной научно-практической конференции)

10. Участие в проекте «1 ученик: 1 компьютер» как средство повышения информационной культуры педагогов
11. Персональный мобильный компьютер ученика как средство развития познавательной активности учащихся
12. Инновации сегодня – стандарт завтра