Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные подходы к организации физического воспитания детей и подростков»
Выпуск №23 Июнь 2009 | Статей в выпуске: 92

Ведущая рубрики
Все статьи автора(2) Марина Сергеевна Секисова,
редактор журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области» и газеты «Педагогическое эхо»

Уважаемые читатели!

Мы продолжаем знакомить вас с особенностями творческого процесса, происходящего в учреждениях общего и дополнительного образования, с различными видами творческой деятельности учителей и учащихся, с интересными методическими разработками, авторскими проектами, программами, сценариями проведения уроков и внешкольных занятий, оригинальными способами обучения и воспитания подрастающего поколения.

Надеемся на то, что материалы, представленные вашему вниманию, вызовут интерес и смогут оказать методическую помощь в процессе дальнейшей педагогической деятельности.


Ни для кого не секрет, что одним из наиболее важных факторов, влияющих на продуктивность учебного процесса, является уровень физического здоровья ребёнка. Подверженность различным заболеваниям, сниженный или повышенный мышечный тонус оказывают неблагоприятное влияние на способность к целенаправленным умственным действиям. Как сделать жизнь ребёнка более здоровой, а процесс получения знаний более успешным?

Для начала необходимо заняться комплексным физическим воспитанием малыша. Как гласит толковый словарь, физическое воспитание – это педагогически организованный процесс передачи способов и средств развития физических качеств человека. Но возникает вопрос: какие методы организации этого процесса необходимо выбрать из множества предлагаемых современному учителю направлений? Любой педагог, занимающийся вопросами физического воспитания, находит собственный путь, свои методы и направления работы, каждый из которых заслуживает внимания.

Мы побеседовали с педагогом дополнительного образования первой квалификационной категории, преподавателем студий индийского классического танца «Сарасвати» Культурно-спортивного центра «Современник» и «Лакшми» Социально-реабилитационного центра для подростков «Прометей» г. Новосибирска Светланой Анатольевной Карлиной. В течение многих лет она с увлечением занимается индийским классическим танцем и обучает этому непростому искусству не только детей, но и взрослых.

Можно с уверенностью сказать, что благодаря этим занятиям, а также упорству юных танцоров и таланту Светланы Анатольевны успешно проходит процесс эстетического развития личности, выполняются основные задачи, которые призвано решать физическое воспитание – разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья.

В ритме танца…

                                                        Индийского

– Расскажите, пожалуйста, как долго Вы обучались непростому искусству индийской классической хореографии?

Светлана Анатольевна: – Мое профильное образование – филологическое. Но ещё в ранней юности я увлеклась историей Древней Индии, через пару лет случайно увидела объявление о наборе в студию индийского танца и, недолго думая, записалась в группу к Елене Суворовой, которая и «довершила дело». Занятия очень нравились – ни одного не пропускала! Бхарата-натьям (стиль танца Южной Индии) я занимаюсь уже в течение 18 лет, и этот процесс ещё далеко не завершен! Индийский танец продолжаю изучать и по сей день в Культурном центре имени Джавахарлала Неру при посольстве Индии в Москве (класс Дмитрия Змеева).

Кстати, Елена Владимировна Суворова уже около двадцати лет преподает новосибирским девчонкам индийский классический танец. В Дзержинском районе Новосибирска многие знают ансамбль «Васанта», руководителем которого она является. Спасибо ей за серьезное отношение к своему делу и за безмерную любовь к детям!

– Назовите основные направления деятельности студий индийского классического танца «Сарасвати» и «Лакшми».

С.А.: – Это постановочная работа и концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях; работа над актерским мастерством танцора – развитие эмоциональных способностей (музыкальные игры; мимический, пантомимический тренинги); развитие воображения, фантазии, творческих способностей. Также я планирую в будущем учебном году предложить ребятам заняться гуманитарной деятельностью – выступать в детских домах города. С волнением жду их реакции на это предложение.

Кроме практической хореографической составляющей, содержание занятий включает темы, направленные на формирование общего культурно-эстетического кругозора, такие как: «Место искусства в жизни человеческого общества и каждого человека в отдельности», «Хореография – искусство танца – среди других видов искусства», «Понятие «классического» в искусстве», «Виды классического танца (индийский классический, испанский классический фламенко, французский классический балет и другие)», «Классический и народный танцы: сюжетное взаимовлияние и полярность исполнительской техники».

Несколько занятий по программе посвящены просмотру видеозаписей концертных номеров (используется ноутбук). Некоторые темы призваны сформировать представления обучающихся об индийской культуре: «Наиболее значимые праздники Индии: Холи, Дивали, Джанмаштами, Ганапати, Дасера», «Место танцевального действа в народном праздновании», «Танцы народностей Индии: Раджастхана, Пенджаба, Гуджарата, Кералы», «Мифологический пантеон Индии», «Мифологическое содержание символики индийского классического танца», «Значимость и изображение олицетворенных природных сил в танце» и другие. На этих уроках я показываю детям иллюстрации и костюмы, особенности грима танцора, исполнение некоторых движений и элементов стилей бхарата-натьям, катхак, одисси и т.п., предлагаю послушать музыку в разных стилях, поясняю специальные термины.

Во время практической части занятия осваиваются основные танцевальные движения, для отработки которых, а также для развития пластики, чувства ритма, музыкальности, артистизма, эмоциональности и формирования навыков создания образа и характера выполняются специальные упражнения (адаву).

– Вы преподаете только классический танец?

С.А.: – Чаще всего я строю урок так, чтобы кроме общей разминки, которой уделяется не менее 20 минут, мы с учениками освоили новые элементы классического тренажа (система адаву очень богата, серьезно разработана в индийском танце и может сравниться в этом плане, наверное, только с классической французской хореографией). Вторую половину занятия я посвящаю постановке танцев. Один из них – классический танец, другой – стилизация энергичного и веселого народного танца или яркий, игривый и завлекающий танец в стиле Bollywood. Таким образом, параллельно осваиваются разные типы танца.

– Каковы основные цели занятий?

С.А.: – Выявление и развитие творческих способностей детей, содействие их личностной самореализации и социализации посредством приобщения к искусству индийского классического танца.

Для этого необходимо решать следующие задачи: обеспечивать освоение ребятами знаний, умений, навыков в области индийского танцевального искусства (история, теория, классические стили); расширять их кругозор и этнокультурные представления, знакомить с особенностями традиционной и современной культуры Индии; развивать пластичность, координацию, чувство ритма и музыкальность, укреплять их психическое и физическое здоровье; воспитывать эстетический вкус, нравственные ориентиры, уважение к национальным традициям; содействовать социализации через приобщение к социокультурной жизни учреждения, района и города; для повышения эффективности образовательно-воспитательной работы создавать условия для совместных семейных занятий детей и родителей.

На мой взгляд, решение этих задач возможно лишь при соблюдении таких педагогических принципов, как уважение личности любого воспитанника, полное доверие; доброжелательное отношение, оценка конкретного поступка, а не личности в целом; коллегиальность в принятии решений, что особенно ценят дети; единство требований ко всем обучающимся и к руководителю, минимум запретов.

– С какого возраста ребёнок может начать обучение индийскому классическому танцу? Как можно охарактеризовать различные возрастные категории учащихся?

С.А.: – 6-7 лет – самый подходящий возраст для того, чтобы ребенок достаточно осознанно начал заниматься танцами. Наибольший же интерес у большинства воспитанников вспыхивает в том возрасте, когда они находят «свой» танец – тот, что приходится по душе. Этот процесс очень индивидуален и обусловлен многими причинами. Точно могу назвать возраст, в котором некоторые девочки теряют большой интерес к классическому танцу – это подростковый. Думаю, они ищут эмоциональной и сексуальной разрядки в более агрессивных современных направлениях, таких как клубные танцы, стрип-денс. Но через год-другой с большинством из них мы снова продолжаем работать…

– Могут ли мальчики посещать занятия?

С.А.: – Конечно! За годы нашей работы в списке появились три мальчика. К сожалению, я не смогла удержать их в коллективе – видимо, не предоставила им тех возможностей для реализации, которые они искали в нашей студии. И, кстати, работа с мальчиками в хореографических коллективах дополнительного образования – это актуальная, на мой взгляд, тема. С большим интересом познакомилась бы с положительным опытом коллег!

– Какие методики преподавания (программы) Вы используете?

С.А.: – Я работаю по собственной программе, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современным программам дополнительного образования детей. По конкретному наполнению (классическая индийская хореография) ее можно отнести к авторской программе. А принципы организации образовательного процесса являются характерными для дополнительного образования:

– принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

– принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;

– принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов классического танца;

– принцип наглядности как усиление чувственного восприятия, наблюдения, использование методов показа;

– принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

– принцип доступности и посильности, например, все запланированные работы в группе «А» (первый год обучения) по своей сложности посильны детям в возрасте от 7 лет;

– принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности в учебных целях.

Также в процессе обучения используется типичный комплекс методов. Назову только основные из них:

– Сенсорные (демонстрация видеофильмов по искусству хореографии: записей балетных спектаклей, концертных номеров, показ альбомов, иллюстраций и др., посещение концертов, а также разучивание вместе с педагогом основных танцевальных движений).

– Практические (в учебно-тренировочной деятельности детей осуществляется освоение основных умений и навыков, в творческих разделах программы, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск оптимальных художественных и технических решений).

– Коммуникативные (игра, беседа, объяснение, способствующие освоению и закреплению материала).

– А есть ли какая-то «изюминка», авторская находка, характерная именно для Ваших занятий?

С.А.: – Думаю, что «изюминкой» наших уроков можно считать тренинги актерского мастерства, так полюбившиеся и детям, и взрослым. Не секрет, что мы, северянки, сдержаннее индийских женщин в публичном проявлении эмоций. Это отражается и на потенциальном умении танцовщицы рассказать зрителю что-либо взглядом, улыбкой, другими выразительными средствами. За годы моей педагогической деятельности сложилась собственная система работы над мимической выразительностью, собранная по крупицам из различных источников. Не перестаю удивляться тому, как эти веселые минуты тренингов раскрепощают не только детей, но и взрослых, обогащают их актерский арсенал. Причем теперь это умение играть мы используем не только в танце…

 

– На сколько лет рассчитан курс обучения танцам?

С.А.: – Разработанная мной программа рассчитана на 4-5 лет обучения. На данный момент по уровню подготовки студийцы «Сарасвати» распределены на 3 группы (ступени), условно названные «A», «B» и «C». В группе «A» занимаются начинающие и некоторые ребята второго года обучения. В группы «B» и «C» входят обучающиеся второго и третьего, четвертого и пятого годов обучения соответственно. Каждый ребенок или взрослый может перейти в более сильную группу, продемонстрировав определенные достижения. Так планируется работа и в студии «Лакшми».

Отмечу также, что сохранность коллектива в наших студиях хорошая – 70-80% воспитанников в конце каждого учебного года. Ребята увлечены общением, постижением всё новых глубин хореографического мастерства, освоением новых танцев, подготовкой к концертным выступлениям и конкурсам, в которых часто занимают призовые места, что усиливает их интерес к дальнейшим занятиям.

– Расскажите о наиболее интересных традициях студии.

С.А.: – Формированию студийных традиций я уделяю огромное внимание – это очень важно для детского коллектива единомышленников. За пять с половиной лет в студии «Сарасвати» сложились традиции встречать Новый год вместе, устраивая концерт для родителей и гостей, праздновать конец учебного года поездкой на теплоходе, сопровождающейся чаепитием и концертом (где тоже обязательным условием является присутствие родителей и гостей). Мы организуем чаепития в День независимости Индии и в другие индийские праздники. Многие ребята (и взрослые учащиеся) в свой День рождения также устраивают небольшое угощение и принимают поздравления «коллег». И в студии «Лакшми» уже формируется эта добрая традиция.

 

– Одной из отличительных особенностей занятий в студии «Сарасвати» является участие в них не только девочек, но и их мам. Как проходит работа с родителями?

С.А.: – Многие мамы с увлечением занимаются у нас вместе с детьми. Да, да! Они переодеваются, встают в задние ряды зала и наравне с дочками стараются постигнуть сложную хореографию индийского классического танца. Это стало замечательной традицией! Действительно здорово, когда твоя мама всерьез увлечена тем же, чем и ты; вместе с тобой здесь и сейчас трудится, радуется и устает, вместе с тобой наслаждается интересным общением и танцем. И не понаслышке знает обо всех студийцах, о преподавателе, который ведет занятия. А уж какое педагогу открывается поле деятельности в отношении пресловутой «работы с родителями»!

Нет необходимости доказывать, что общее дело сближает, объединяет. Справедливо это и для наших занятий. Мама и дочь погружены в общее дело в танцзале и за его пределами обе много общаются «на одной волне»: обсуждают события, произошедшие на занятии, поведение того или иного участника студии, делятся впечатлениями от новых упражнений или танцевальных постановок, впечатлениями от концерта или балета, на которые мы часто выезжаем. А еще вместе находят информацию о нашем экзотическом танце, о культуре и традициях Индии; смотрят видео, слушают музыку, ездят через весь город на праздники или фестивали. И к тому же вместе выступают! А знаете, за несколько лет некоторые мамы достигли такого высокого уровня мастерства, что ставят хореографические композиции вместе с дочерьми, да какие композиции! Это ли не высший «творческий» уровень освоения программы, к достижению которого стремится каждый педагог?

 

За несколько лет в студии сформировались 11 семейных «дуэтов». Конечно, не все пары сохранились, но положительное влияние этого сотворчества, уверена, на всю жизнь останется теплым и ярким воспоминанием, как для дочери, так и для мамы. Возможно, нынешние воспитанницы студии, повзрослев и став мамами, будут вдохновлять и радовать уже своих детей увлеченным участием в их хобби.

Почему бы дополнительному образованию детей не стать одновременно и дополнительным образованием родителей, если это идёт на пользу семье? Считаю, что ради достижения таких результатов и должен работать педагог дополнительного образования.

Видеофильм 1. Концертный номер «Ярмарка». Финал конкурса «Весенние голоса», май 2009 год.

Видеофильм 2. Концертный номер «Вишну – Аватара – Вишну – Аватару». Индийская вечеринка в клубе «Горизонт».

Беседу вела Марина Секисова



Возможности игрового тренинга по актерскому мастерству на занятиях хореографией в группах младших и средних школьников
Автор: Светлана Анатольевна Карлина
Статья понравилась: 26

Индийский танец знаменит яркой актёрской игрой (абхиная – актёрское искусство). На сцене лицо танцовщицы становится зеркалом, отображающим нюансы эмоций.

(4742 просмотров)