Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(5) Наталья Владимировна Воронина,
учитель первой квалификационной категории
МБОУ СОШ «Перспектива»
Центрального района г. Новосибирска

Особенности организации обучения и воспитания аутичного ребенка

Поступление в школу аутичного ребенка является критическим периодом для каждой семьи. Трудности контакта со взрослыми и, особенно, со сверстниками, адаптации к новым условиям, произвольной организации внимания, усвоения правильных форм поведения и, наоборот, обилие странных для всех реакций, действий часто ставят под вопрос возможность пребывания такого ребенка в школе.

Детский аутизм – это особое нарушение психического развития. Наиболее ярким его проявлением, и наша практика это показывает, является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми. Другая характерная особенность – стереотипность в поведении, которая проявляется в стремлении ребенка сохранить постоянные привычные условия его жизни, сопротивлении малейшим попыткам изменить что-либо в окружающем, в собственных стереотипных интересах, действиях ребенка, в пристрастии его к одним и тем же объектам.

Помочь такому ребенку действительно, трудно. У ребенка появляется масса поведенческих проблем. И чаще всего таких детей выводят на индивидуальное обучение. Педагоги при этом должны знать, что часто они наносят этим травму. Аутичный ребенок испытывает огромные трудности в организации социальных контактов, но он испытывает и потребность в них. Потеря социального статуса «ученика» переживается им болезненно. Полученный отрицательный опыт при поступлении в школу может затруднить будущие попытки социальной адаптации, иногда и навсегда.

Аутичный ребенок может усвоить общие стереотипы правильного поведения. Педагоги школ, где учатся такие дети, учтя их проблемы, характер трудностей, могут помочь им и в обучении, и в организации социально адекватных форм поведения, контактов со сверстниками.

Сохранить такого ребенка в школе, создать для него более адекватные условия обучения – это значит сохранить его стремление к жизни вместе с другими людьми, надежду семьи на будущее ребенка. В МБОУ СОШ «Перспектива» созданы условия для обучения аутичных детей.

Остановимся на особенностях педагогического подхода к аутичному ребенку в рамках нашей школы. Самым сложным жизненным моментом для аутичного ребенка является адаптационный к школе период. Трудности адаптации к школе связаны не только с трудностями установления эмоционального контакта, но и часто с невозможностью при обучении произвольно сосредоточить ребенка на том или ином задании. Учитывая его трудности в установлении контакта, неразвитость средств коммуникации, страх новой ситуации, страх незнакомого человека, мы, если это необходимо, разрешаем родителям присутствовать на первых порах на занятии, просим родителей для начала работы принести знакомые для ребенка пособия, внешне создаем привычную для ребенка ситуацию, возможно, как поход «в гости». Надо не торопиться с прямым обращением к ребенку, дать ему время освоиться, проявить собственную инициативу в контакте.

Прямое обращение учителя, вербальная инструкция должны вводиться очень осторожно, особенно в начале обучения. Большой упор должен делаться на организацию ребенка с помощью среды, когда сама структура пространства, инструмент, знакомая игрушка провоцируют его на выполнение задания.

В обучении аутичного ребенка могут играть стереотипные интересы самого ребенка. Использовав стереотипный интерес для объединения внимания с ребенком, педагог может постепенно подойти к изучению возможности усложнения взаимодействия. В этих случаях важна как оценка самого интеллектуального уровня стереотипного интереса ребенка, накопленных им в русле этого интереса знаний, так и оценка заинтересованности в собеседнике, возможности учета его реакций, восприятия новой информации – возможности организации диалога.

Достижения ребенка в его спонтанной деятельности, в русле его стереотипных интересов дают нам информацию о возможных направлениях коррекционной работы. Сложность оценки коррекционной работы с аутичным ребенком заключается еще и в том, что он с трудом переносит выработанный навык в другую ситуацию, во взаимодействие с другим человеком. Он не может самостоятельно и свободно использовать свои знания и умения в реальной жизни. С одной стороны, это значит, что, отработав какой-то навык в условиях школы, педагог должен проследить, как он переносится в другие условия, и при необходимости провести дополнительную работу дома. С другой стороны, педагог должен внимательно отнестись к информации родителей о том, к чему ребенок способен в домашних условиях, и, по возможности, организовать специальную работу по перенесению полезных умений ребенка в ситуацию школы.

Пространственно-временная ориентировка аутичного ребенка в школе. Трудности аутичного ребенка в произвольной организации себя в пространстве и времени, трудность активного диалога с миром, невозможность уверенно чувствовать себя в ситуации, развитие которой непредсказуемо, – все это делает необходимым специальную работу по организации его жизни в школе. Необходимо помочь ребенку в создании устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.

Во-первых, это касается помощи в освоении пространства школы. Растерянность, тревога ребенка уменьшается, если он четко усвоит свое основное место занятий, и что он должен делать во всех других местах школы, где он бывает. Как правило, для этого нужна специальная терпеливая работа. В некоторых случаях возможно использование схемы, плана школы. Сохранение постоянства в пространственной организации жизни ребенка в школе поможет избежать многих поведенческих проблем.

Во-вторых, такому ребенку необходима помощь в организации себя во времени. Ему необходимо усвоение особенно четкого и стабильного расписания каждого текущего школьного дня с его конкретным порядком переключения от одного занятия к другому, приходом в школу и уходом домой, порядком этих дней в школьной неделе, ритм рабочих дней и каникул, праздников в течение школьного года.

Планируя занятия такого ребенка, необходимо помнить о его повышенной психической пресыщаемости, легком физическом истощении. Поэтому для него важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха.

Необходимо учесть, что такого ребенка надо учить, как использовать расписание. В результате такой работы может значительно улучшиться самоорганизация, уменьшатся «поведенческие» проблемы, связанные с импульсивностью, отвлекаемостью, трудностью переключения. Новые занятия, вводимые как дополнение, развитие устойчивого порядка расписания легче воспримутся таким ребенком, обычно отвергающим любые попытки перемен.

Организация процесса обучения и воспитания аутичного ребенка. Важнейшим моментом является смысловая структура жизни аутичного ребенка в школе. Учитель, работая с аутичным ребенком, обязан учесть тот факт, что ребенок испытывает трудности в понимании смысла всего происходящего вокруг него. Развитие способности аутичного ребенка адекватно оценивать смысл происходящего и организовывать поведение в соответствии с этим смыслом требует специальной работы. Среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру и должна отвечать индивидуальным возможностям ребенка к восприятию этих смыслов. С аутичным ребенком ничто не должно происходить механически. Расписание составляется для него, прежде всего, осмысленно связно, много раз проговаривается, обсуждается. Любое его действие планируется и обсуждается, любой навык осваивается осмысленно, ребенку подробно объясняют как тот или иной навык непосредственно практически используют в жизни сейчас или потом, в будущем, когда ребенок вырастет. Педагог должен отчасти уподобиться матери, которая, разговаривая со своим годовалым ребенком, также комментирует, осмысляет, окрашивает для него окружающий мир.

Чем мы должны заниматься с аутичным ребенком. Аутичного ребенка надо учить практически всему. Мы должны научить не только всему тому, чему учат в школе других детей, но и многому другому, тому, что дети с нормальным психическим развитием узнают сами в раннем возрасте. Для него важно само введение его в смыслы человеческой жизни, в социальную жизнь, усвоение роли «ученика», стереотипа школьного поведения, постепенное развитие возможности произвольного взаимодействия с другими людьми.

Содержанием занятий может быть и обучение навыкам коммуникации и бытовой адаптации, школьным навыкам, расширение знаний об окружающем мире, других людях, участие в самых разнообразных внеклассных мероприятиях. Для него важны все школьные предметы, но акценты в подаче учебного материала здесь во многих случаях должны быть несколько изменены. Программы обучения должны быть индивидуализированы и выстраиваться на основе его избирательных интересов и способностей.

Особенности организации процесса обучения аутичного ребенка. Как и в работе с маленьким ребенком (с дошкольником), так и с аутичным ребенком очень важно максимально использовать возможность непроизвольного обучения, усвоения новой информации, новых умений в необязательной ситуации, в игровой форме.

С другой стороны, необходима упорная работа по развитию возможности произвольной организации такого ребенка. Мы знаем, что вне произвольной организации невозможно формальное развитие высших психических функций человека. Вопрос, насколько мы научим аутичного ребенка собственно учиться, является вопросом, насколько мы сможем преодолеть искажение его психического развития. Для того, чтобы аутичный ребенок получил возможность постепенно освоить ситуацию обучения, она должна быть максимально структурирована.

С ребенком (с помощью расписания) должна быть специально проработана последовательность подготовки к учебному дню, к уроку, если необходимо, составлена наглядная схема организации рабочего пространства, набора необходимых учебных материалов, последовательность подготовительных действий.

В обучении важно дозировать применение вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения, включением в задание моментов, когда сам учебный материал организует действия ребенка – завершение уже начатого действия, дополнение недостающей детали, сортировка по образцу и т.п. Последовательность операций тоже должна быть представлена ребенку наглядно.

В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия (предлагаемого ребенку по показу) большое значение в обучении приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка. Постепенно, с усвоением схемы действия физическая помощь уменьшается и увеличивается роль вербальной регуляции.

Расширение видов деятельности и обогащение их новым содержанием. Мои ученики успешно прошли адаптацию к школе два года назад, и стоило это огромного кропотливого труда весь первый год обучения изо дня в день, и к концу первого класса, дети, безусловно, привыкли ко мне, с удовольствием шли в школу, возникло полное доверие и взаимопонимание между учителем и каждым ребенком. Получив такую базу, осознав, что дети с великим желанием узнают новое, мною стала проводиться работа по расширению и обогащению новым содержанием основных видов учебной деятельности.

Нами создаются определенные условия для обогащения традиционных видов учебной деятельности аутичных детей. Это тематические, проблемные дискуссии, дидактические игры, театрализации, анализ ситуаций, в ходе которых происходит формирование самых важных для аутичного ребенка качеств: развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия, общения.

Побуждающим к познанию, самостоятельному поиску ответа на вопрос, творческому самовыражению ребенка является исследовательский метод.

Оправдан и метод проектов. В прошлом учебном году мною создана программа «Мой первый проект», в которой участвуют все дети начальной школы. Работа программы предусматривает следующее: в течение первого года дети учатся выступать со своими проектами публично в рамках школы, отметим, что все проекты значимы и уважаемы. Первый проект был на тему по выбору, следующие – тематические, например: «Дикие животные нашего края». Далее – научный проект, который будет защищаться в рамках МБОУ СОШ «Перспектива».

Таким образом, пройдя опыт в школе, дети будут готовиться к защите проектов на районных, городских фестивалях «Мой первый проект». Дети начальных классов нашей школы уже имеют такой опыт на исследовательских фестивалях.

Непременным и значимым условием обучения и воспитания аутичных детей считаем включение родителей в коррекционно-педагогический процесс. В рамках МБОУ СОШ «Перспектива» работает «Родительская школа». Работа «Родительской школы» предусматривает, прежде всего, просветительскую работу по организации воспитания и обучения детей, оказывает психолого-педагогическую помощь родителям.

Вера в ребенка, поддержка его во всех видах деятельности непременно приведет к главной цели – успешной социализации, интеграции аутичного ребенка в общество.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 16)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности организации обучения и воспитания аутичного ребенка
2. Развитие творческих способностей учащихся с отклоняющимся поведением
3. Из опыта коррекционной работы по орфографии в 10 классе
4. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с глубокой умственной отсталостью
5. Как глухому ребенку выбирать профессию?
6. Классному руководителю о драме десятиклассников
(рекомендации для первого родительского собрания в 10 классе и не только)

7. Цели тьюторской деятельности и проблемы, сопровождающие её реализацию
8. Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей
9. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества
10. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся (воспитание родителей)
11. Классный час с классным руководителем
12. Парад районов
(сценарий «живой» газеты «Пламя», посвященной юбилею Новосибирской области)

13. Какие задачи решают СМИ в системе ученического самоуправления
14. По страницам школьной «Бригантины»…