Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Ирина Александровна Танакова,
педагог-психолог
первой квалификационной категории
МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 62 VIII вида
Ленинского района г. Новосибирска

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с глубокой умственной отсталостью

С каждым годом все больше увеличивается количество детей с тяжелой умственной отсталостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям актуальны.

В 2004 году на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 62 VIII вида Ленинского района г. Новосибирска был открыт класс по обучению и воспитанию детей с глубокой умственной отсталостью. Были разработаны основные положения, создана структура сопровождения, которая состоит из двух этапов: диагностического и основного.

В совместной деятельности педагога-дефектолога и педагога-психолога уделяется большое внимание психофизическому состоянию ребенка. На занятиях детей обучают снижению эмоционального напряжения путем мышечной релаксации. Для этого используется целый ряд методов (физкультминутки, занятия по психомоторной организации и сенсорному развитию, занятия ЛФК).

Данное взаимодействие опирается на четыре направления:

– психологическое сопровождение процесса обучения детей с глубокой умственной отсталостью;

– педагогическое сопровождение, включающее работу учителя-дефектолога и социального педагога;

– логопедическое сопровождение;

– медицинское сопровождение.

Именно совместная работа может дать всесторонний подход к проблеме ребенка и получения положительных результатов.

Целью психолого-педагогического сопровождения является выявление потенциальных возможностей развития детей с глубокой умственной отсталостью и разработка для них специальных программ по коррекции психомоторной организации и сенсорного развития.

Основные задачи:

1. Установление контакта между учителем и ребенком.

2. Организация коллективных и индивидуальных игр. Обучение игре.

3. Воспитание бытовой ориентировки, элементарной самостоятельности, санитарно-гигиенических навыков, социальной адаптации.

4. Установление связи с семьей и координация совместной работы по воспитанию и развитию ребенка.

5. Развитие общей моторики, коррекция двигательной сферы. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие предметно-практической, конструктивной, изобразительной деятельности. Сенсорное развитие – формирование основных представлений и понятий о величине, цвете, форме, пространстве.

7. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Психологическое сопровождение процесса обучения детей с глубоким нарушением интеллекта включает в себя:

– диагностику уровня развития детей;

– индивидуальные и групповые занятия с детьми;

– консультативную помощь учителю, работающему с данным классом;

– консультативную помощь родителям.

Диагностика уровня развития детей с выраженным нарушением интеллекта является одним из направлений психологического сопровождения. Динамика развития может быть незначительной, но иметь большое значение в построении дальнейшего маршрута сопровождения ребенка. Полученные результаты предоставляются как учителю, так и родителям ребенка.

Дети с выраженными нарушениями интеллекта имеют сложности с коммуникативными навыками, выражением своих потребностей, пониманием социальных ситуаций, им мешает физическая и сенсорная неполноценность, поэтому очень важна коррекционная работа по направлению психомоторной организации и сенсорного развития. На данный момент в нашу школу поступают дети с выраженными нарушениями речи. В этой ситуации очень важно, чтобы они могли своим поведением сообщать о своем состоянии, нуждах, умели воспринимать информацию от других людей. Поэтому всему педагогическому коллективу, работающему с этими детьми, необходимо обладать не только терпением, но и умением восприятия такой информации. Коррекционные занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме. Курс занятий включает в себя не только коррекцию психомоторных процессов и сенсорного развития, но и развитие коммуникативных и социальных навыков.

Консультативная помощь учителю, работающему с детьми, имеющими глубокие интеллектуальные нарушения, включает:

– оказание психологической помощи учителю по проблемам, связанным с воспитанием и обучением детей;

– знакомство с полученными данными диагностических исследований;

– методическое консультирование учителя;

– психологическая экспертиза урока, коррекционного занятия.

Консультативная помощь родителям включает в себя следующие мероприятия:

– оказание психологической помощи родителям по проблемам, связанным с воспитанием и обучением детей;

– знакомство с полученными данными диагностических исследований;

– выступление на родительских собраниях;

– групповые занятия с родителями.

В нашей школе традиция – ежегодно проводим День открытых дверей для родителей, учителей и учащихся с целью знакомства с возможностями данного образовательного учреждения, демонстрации своих достижений.

Условие успеха обучения – взаимодействие с семьей ребенка. Семья должна знать о работе, которая проводится с ребенком. Для этого в нашей школе практикуется заключение договора психологом с родителями, где оговариваются условия работы, которую проводит психолог с ребенком. Каждый родитель не только знакомится, но и принимает свое решение о согласии или не согласии психологического сопровождения.

Для эффективного сотрудничества с родителями необходимо создание организационной среды, включающей в себя:

– включение родителей в формальные структуры (родительский комитет);

– изучение мнения родителей (анкетирование) по качеству учебно-воспитательного процесса школы;

– организация для родителей теоретического и практического обучения;

– индивидуальная работа (консультации).

Теоретические занятия, которые проводятся в традиционной форме, позволяют познакомить родителей с большим объемом информации. На лекционных занятиях  можно рассматривать следующие вопросы:

– особенности психического и физического развития детей с ограниченными возможностями;

– формы физического воспитания в семье и роль физических упражнений в коррекционном направлении сопровождения ребенка;

– развитие мелкой и крупной моторики у детей, значение пальчиковых игр в развитии детей.

Беседы можно проводить в индивидуальной и групповой форме в зависимости от тематики лекционного курса. При выборе темы учитывается желание родителей и наличие проблем в развитии ребенка. В ходе беседы родителям даются рекомендации по выполнению упражнений дома, разъясняются значение и виды дидактических игр, используемых в работе с детьми.

Консультации проводятся по инициативе родителей, посвящаются вопросам, которые возникают в процессе работы.

В перспективе не исключается организация силами родителей и детей праздников, где дети могут продемонстрировать, какие навыки они приобрели в процессе занятий. Такой подход даст возможность детям почувствовать себя членами коллектива.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 25)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности организации обучения и воспитания аутичного ребенка
2. Развитие творческих способностей учащихся с отклоняющимся поведением
3. Из опыта коррекционной работы по орфографии в 10 классе
4. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с глубокой умственной отсталостью
5. Как глухому ребенку выбирать профессию?
6. Классному руководителю о драме десятиклассников
(рекомендации для первого родительского собрания в 10 классе и не только)

7. Цели тьюторской деятельности и проблемы, сопровождающие её реализацию
8. Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей
9. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества
10. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся (воспитание родителей)
11. Классный час с классным руководителем
12. Парад районов
(сценарий «живой» газеты «Пламя», посвященной юбилею Новосибирской области)

13. Какие задачи решают СМИ в системе ученического самоуправления
14. По страницам школьной «Бригантины»…